Как реставрировали Кирилловскую церковь?
Интересные и малоизвестные факты о легендарном храме приводит научный сотрудник Ирина МарголинаМонографию «Оповиті серпанком забуття» написала научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская» И.Марголина. Книга вышла в издательстве «Либідь». Известная в Украине историк-медиевист и культуролог поставила перед собой амбициозную задачу — приоткрыть малоизвестные страницы из биографий призабытых украинских художников, которые принимали участие в реставрации сакрального памятника архитектуры — Кирилловской церкви.
Напомним, реставрационные работы в Кирилловском храме длились с 1884 по 1889 год, ответственным за которые царское правительство назначило профессора Петербургского университета, специалиста по христианской иконографии Андриана Прахова. Именно он пригласил, кроме русских, еще и местных живописцев принять участие в возобновлении утраченных фрагментов фресок на стенах церкви, созданных, по одной из версий, еще в ХІІ веке византийскими художниками.
Отдавая должное в оформлении Кирилловской церкви Михаилу Врубелю, который виртуозно выполнил такие живописные композиции, как «Шествие в Рай», «Райский сад» или «Нисшествие Святого Духа на апостолов», автор книги не оставляет вне поля зрения работы Николая Мурашко, Николая Пимоненко, Ивана Селезнева, Ивана Ижакевича, Самуила Гайдука, Ивана Косяченко, Николая Кузнецова, Михаила Рутченко-Короткоручко, Семена Власенко, Федора Ризниченко, Павла Васильченко. Первым двум из этого ряда, в отличие от других, повезло больше, потому что их творческое наследие в силу разных причин не потерялось во времени. Сохранились даже места их вечного покоя на территории Лукьяновского мемориального пантеона, пережив все лихолетья ХХ века.
Рассказывая о художниках, И.Марголина приводит малоизвестные факты из их биографий, скрупулезно рассматривает созданные ими живописные композиции в храме, раскрывает содержание изображаемого.
Так, пересказывая историю жизни и творчества живописца и графика родом из села Вишнополь Черкасской области Ивана Сидоровича Ижакевича (1864—1962 гг.), автор вспоминает его наиболее весомые достижения в отечественном изобразительном искусстве. Ему, например, принадлежит ряд живописных картин по истории Украины, иллюстрации к произведениям классиков украинской литературы, иконы с образами наиболее чтимых святых. Это из-под кисти Ивана Ижакевича появилась Дева Мария, портрет которой можно созерцать на втором этаже Свято-Кирилловской церкви.
САМОЕ ИЗВЕСТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ КИРИЛЛОВСКОГО ИКОНОСТАСА — БОГОРОДИЦА (МАДОННА ВРУБЕЛЯ ОЧЕНЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ КАНОНИЧЕСКИХ ИКОНОПИСНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ)
Другой художник, которого пригласил дорисовывать старинные церковные фрески Андриан Прахов, интересен тем, что в Кирилловском храме он изобразил аж шесть святителей и орнамент на откосах нижнего окна северной стены. Имеем в виду Николая Дмитриевича Кузнецова (1850—1929), который родился в селе Степановка Одесского уезда Херсонской губернии в середине позапрошлого века и получил образование в Петербургской академии искусств. Из авторского рассказа узнаем, что еще в 1900-х годах живописные полотна художника с успехом выставлялись на парижских салонах и Всемирной выставке в Париже, после чего ему было присвоено почетное звание академика, профессора Императорской Академии искусств.
В чрезвычайно ценном архивном документе, продемонстрированном не впервые ли в книге Ириной Марголиной — схеме распределения росписей в Кирилловской церкви, — отмечены фамилии художников, вписанных от руки самим Андрианом Праховым. Удивления достойно не только то, как сохранился до наших дней этот редкий раритет на протяжении нескольких веков, который четко идентифицирует настенную роспись в храме и указывает на конкретных исполнителей, а еще и то, как удалось его отыскать в музейных запасниках.
Кстати, в этой же схеме внезапно появилась фамилия еще одного яркого представителя украинской живописи — Михаила Рутченко-Короткоручко (1863—1937 гг.). В настоящее время искусствоведы имеют документальное подтверждение, что именно он расписал стены апсиды Кирилловской церкви, оставив на них изображение двух балканских святителей.
Исключительное место в издании занимают цветные иллюстрации, благодаря которым внутренний антураж древнего культового сооружения просматривается как на ладони. Органично дополняют образный ряд книги отрывки из стихотворений на библейскую тематику, найденных Ириной Марголиной в поэтическом творчестве Григория Сковороды, Тараса Шевченко, Григория Чупрынки, Павла Тычины, Богдана-Игоря Антонича, Владимира Сосюры, Бориса Мозолевского, Ирины Жиленко и др.
Выпуск газеты №:
№72-73, (2016)Section
Путешествия