Перейти к основному содержанию

«Nowa Huta» в Кракове – (не)забытое прошлое

или Почему популярный среди туристов из ЕС район не посещают жители стран бывшего СССР
04 января, 11:52
Фото Виктории ВЕСЕЛОВСЬКОЙ

Можно ли заработать на советском прошлом? Многие скажут, что нельзя. А вот молодые поляки фирмы Crazy Guides в Кракове не только зарабатывают, но и приоткрывают завесу советской жизни для многих туристов из развитых стран мира, организовывая поездки в некогда советский город, а ныне просто район Кракова – Нова Хута.

ПРОТИВОВЕС ДЛЯ КРАКОВА С ВАВЕЛЕМ НА ХОЛМАХ

Район Nowa Huta в Кракове – самый яркий пример советского прошлого Польши. После окончания войны новое правительство понимало опасность польской интеллигенции и поэтому решило разбавить регион представителями пролетариата. Для этого недалеко от Кракова, всего в 8 километрах от центра города, в 1949 году в окрестностях села Могила началось строительство первого послевоенного города и крупнейшего в Польше металлургического комбината – Новой Хуты (дословно – «Новый металлургический комбинат»).

«Решение построить Нову Хуту было принято как противовес для буржуазного Кракова, Кракова интеллектуального, Кракова научного, Кракова с Вавелем на холмах. Таким образом, правительство хотело уменьшить силу Кракова», – отмечает экскурсовод Ежи Элстер, у которого, как и у всех сотрудников креативной туристической фирмы, есть свой  псевдоним – «Товарищ Огурец».

Вскоре в Новой Хуте начали появляться и первые жилые районы, которые заселяли жители разных регионов Польши. В те времена для многих попасть в Нову Хуту было чем-то вроде престижа – новая работа, жизнь, жилье, в конце концов. Особенным спросом Нова Хута пользовалась у жителей деревень и небольших городков, где после войны жизнь практически замерла и не сулила никаких перспектив. В 1951 году население города составляло 15 тысяч человек, а через 12 лет – уже 120 тысяч. На самом комбинате работало приблизительно 39 тысяч рабочих.

По задумке польской верхушки «советского разлива», комбинат, а вместе с ним и город, должны были разрастись до таких масштабов, чтобы смогли поглотить и сам Краков, которому была бы отведена роль одного из районов Новой Хуты. «Новая система хотела показать, что это может быть идеальный город, город новой системы, что новая власть может быть очень хорошей. Потому что вся Польша была разрушена, а Нова Хута – новый город. Нова Хута должна была показать, что тут будет лучшее образование, лучшая охрана здоровья, электрификация и централизованное отопление, и что все это будет доступно. Это должен был быть пример нового государственного строя, который лучше, чем прошлый», – рассказывает Ежи Элстер.

ЕКСКУРСІЙНЕ АВТО МАРКИ "TRABANT".САМЕ НА НИХ ВОЗЯТЬ ПО НОВІЙ ГУТІ ТУРИСТІВ, ЩОБ ВОНИ МАКСИМАЛЬНО ПОРИНУЛИ В АТМОСФЕРУ РАЙОНУ РАДЯНСЬКИХ ЧАСІВ

ЭКСКУРСИОННОЕ АВТО МАРКИ "TRABANT". ИМЕННО НА НИХ ВОЗЯТ ПО НОВОЙХУТЕ ТУРИСТОВ, ЧТОБЫ ОНИ МАКСИМАЛЬНО ПОГРУЗИЛИСЬ В АТМОСФЕРУ РАЙОНА СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН

При построении «лучшей жизни» для поляков власти вынудили жителей деревни Могила и соседних, на которых планировалось размещение комбината и города, покинуть свои жилища. При этом жителям была выделена совсем небольшая компенсация в размере порядка 10% от стоимости их жилья.

Строили город и комбинат преимущественно польские строители, часть инженеров была привлечена из Советского Союза. Ежи Элстер отмечает, что «все оборудование для комбината привезли из СССР, однако оно уже в те времена было устаревшим, поскольку его закупили еще в начале XX века в США. С самого начала уже все было устаревшим. Поэтому многие годы, пока работал комбинат, в Новой Хуте происходило огромное загрязнение воздуха. Большинство домов, которые изначально были белого цвета, со временем стали серыми».

План Новой Хуты был составлен таким образом, что в центре пересекались главные аллеи города: аллея Ленина (ныне Аллея Солидарности), аллея Октябрьской Революции, аллея Шестилетнего плана и аллея Кубинской Революции. На центральной аллее в  «лучших советских традициях» установили памятник Ленину, который после получения Польшей независимости в 1989 году был продан на аукционе всего за 10 тысяч долларов, и это при том, что памятник был полностью бронзовый и в нем практически отсутствовали пустоты. Против такой продажи никто не возражал, поскольку еще во времена Советской Польши было три попытки уничтожить монумент, используя «коктейли Молотова» и другие подручные жителям района средства.

Центральные улицы района Нова Хута были достаточно широкими, на первых этажах домов размещались магазины, кафе, культурные заведения. В целом Нова Хута построена в стиле соцреализма. Существенным для нее является то, что некоторые элементы архитектуры относятся к стилю ренессанса, поскольку создатели города хотели провести какую-то параллель с Краковом. В Новой Хуте работали больницы, школы, детские сады, стадионы, которых изначально было четыре, искусственное озеро, кинотеатры, театры, магазины – все, что нужно для нормальной жизни. Нову Хуту очень быстро присоединили к Кракову. Для соединения двух городов уже в 1951 году из Новой Хуты провели трамвайную линию к центру Кракова. И если начало города строилось в лучших традициях страны Советов, то дальнейшее развитие города стало достаточно хаотичным, поэтому разобраться «на местности» приезжим достаточно сложно.

ТУРИСТУ ПРОПОНУЮТЬ ЗАЙТИ В ПЕРШИЙ РЕСТОРАН МІСТА, ЯКИЙ З'ЯВИВСЯ В 1956 РОЦІ. ВІДВІДУВАЧІ МОЖУТЬ НЕ ТІЛЬКИ ПОДИВИТИСЯ, ЯКИМИ «ШИКАРНИМИ» БУЛИ РАДЯНСЬКІ ЗАКЛАДИ ХАРЧУВАННЯ, А Й ВИПИТИ ЧАШКУ КАВИ АБО ЧАЮ, А ЗА БАЖАННЯ - І ПОКУШТУВАТИ ГОРІЛКУ З ГРАНЧАКІВ. ТУТ ЖЕ НА СТОЛІ СТОЇТЬ СТАТУЕТКА ЛЕНІНА, ПРАВДА, ПРИГВИНЧЕНА ДО СТОЛУ, ЩОБ НЕ ВИНЕСЛИ ЯК СУВЕНІР

ТУРИСТУ ПРЕДЛАГАЮТ ЗАЙТИ В ПЕРВЫЙ РЕСТОРАН ГОРОДА, КОТОРЫЙ ПОЯВИЛСЯ В 1956 ГОДУ. ПОСЕТИТЕЛИ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО ПОСМОТРЕТЬ, КАКИМИ «ШИКАРНОЙ » БЫЛИ СОВЕТСКИЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПИТАНИЯ, НО И ВЫПИТЬ ЧАШКУ КОФЕ ИЛИ ЧАЯ, А ПРИ ЖЕЛАНИИ - И ОТВЕДАТЬ ВОДКУ ИЗ ГРАНЕНЫХ СТАКАНОВ. ЗДЕСЬ ЖЕ НА СТОЛЕ СТОИТ СТАТУЭТКА ЛЕНИНА , ПРАВДА, ПРИВИНЧЕННАЯ К СТОЛУ, ЧТОБЫ НЕ ВЫНЕСЛИ КАК СУВЕНИР

Несмотря на то, что Нова Хута планировалась как город пролетариата, которому чужды религиозные убеждения, поляки все-таки добились открытия костела. «Люди, которые приезжали в Хуту, вначале шли в партию, а сразу после нее – в костел. Сразу после построения города храма не было, поэтому люди были вынуждены ездить на службу либо в ближайшие деревни, либо в Краков. Большое количество протестов прошло до тех пор, пока в 1957 году не получили разрешение на строительство храма. В 1979 году Папа Римский Иоанн Павел II освятил костел в Новой Хуте. Это было очень большим событием для всех жителей района», – отмечает Ежи Элстер.

Начало 80-х в Новой Хуте, как и во всей Польше, проходило под лозунгами «Солидарности». Тысячи поляков, поддерживавших «Солидарность», были репрессированы. Однако это не помешало жителям продолжать бороться за независимую демократическую Польшу. В этот период Нова Хута переживала не лучшие времена – кризис, период получения продуктов по талонам и многое другое. После обретения независимости и изменений в развитии экономики страны, Нова Хута начала переживать все проблемы промышленных городов постсоветского времени. Сокращение объемов деятельности комбината, который был основным предприятием города, привело к сокращению в социальной сфере. Как рассказывает Ежи Элстер, в основном это сказалось на спортивных клубах. Однако до сегодняшнего дня удалось сохранить почти все кинотеатры и театры, расположенные в районе Нова Хута.

С КАЖДЫМ ГОДОМ ВСЕ БОЛЬШЕ ТУРИСТОВ

Сегодня в районе Нова Хута живет порядка 85 тысяч жителей, а на комбинате работает около трех тысяч рабочих. Основное население – люди среднего и старшего возраста, которые прибыли сюда еще во времена стремительного строительства города и комбината. Однако, по словам экскурсовода, в последние несколько лет наблюдается увеличение количества молодежи в районе. «Раньше молодежь выезжала потому, что тут не находили работы, существовал высокий уровень преступности. Это был район, который ничего не предлагал. Сейчас все изменилось. Молодежь возвращается, потому что тут централизованное отопление, дешевое жилье, хорошая планировка города и дома хорошего качества, много зеленых насаждений, есть детские сады и ясли».

Сегодня район продолжает развиваться за счет туризма, многие жители работают в частных фирмах, некоторые ездят в Краков и близлежащий город Неполомице, в котором сегодня работает специальная экономическая зона.

С каждым годом здесь все больше туристов. «Наша фирма работает с 2004 года и с того времени начали развивать Новую Хуту как туристическое место. Больше всего гостей из Великобритании, а также Франции, Испании, Германии, США, из стран бывшего Советского Союза никого нет, и даже польские туристы очень редко приезжают», – отмечает экскурсовод Ежи Элстер. По его словам, путешественников из стран западного мира привлекает то, что для них это экзотика. Люди хотят не только читать, но и увидеть своими глазами, как жили советские граждане. Иногда туристы удивляются, что Нова Хута выглядит не так плохо, как они думали.

Для гостей создана вся необходимая инфраструктура, которая перенесет любого желающего в далекие 1960–1980-е годы… Для начала человека прямо из центра Кракова довезут в Новую Хуту на стареньком немецком автомобиле марки «Трабант», которые были тут очень популярны много лет назад. По размерам «Трабант» – это наш «Запорожец». В нем так же неудобно, так же мало места, и его двигатель так же громко «ревет» при зажигании, как и у «Запорожца». Потом туристу предлагают зайти в первый ресторан города, который появился в 1956 году. Он и сегодня работает, но уже больше для туристических целей. Зайдя в него, гости могут не только посмотреть, какими «шикарными» были советские рестораны, но и выпить чашку кофе или чаю, а при желании – и отведать водку из граненых стаканов. Тут же на столе стоит статуэтка Ленина, правда, привинченная к столу, чтобы не вынесли в качестве сувенира.

ГОСТЯМ ПОКАЗУЮТЬ ТИПОВУ КВАРТИРУ ТИХ РОКІВ: ДВІ КІМНАТИ, КУХНЯ, РОЗДІЛЬНИЙ САНВУЗОЛ, КОРПУСНІ МЕБЛІ, ПИЛОСОС, СХОЖИЙ НА РАКЕТУ, І ВІНІЛОВІ ПЛАТІВКИ. НА КУХНІ МОЖНА ВИЯВИТИ ДОПОТОПНИЙ ТОСТЕР, ПРО ІСНУВАННЯ ЯКОГО РАДЯНСЬКІ УКРАЇНЦІ НАВІТЬ НЕ ПІДОЗРЮВАЛИ

ГОСТЯМ ПОКАЗЫВАЮТ ТИПИЧНУЮ КВАРТИРУ ТЕХ ЛЕТ: ДВЕ КОМНАТЫ, КУХНЯ, РАЗДЕЛЬНЫЙ САНУЗЕЛ, КОРПУСНАЯ МЕБЕЛЬ, ПЫЛЕСОС, ПОХОЖИЙ НА РАКЕТУ, И ВИНИЛОВЫЕ ПЛАСТИНКИ. НА КУХНЕ МОЖНО ОБНАРУЖИТЬ ДОПОТОПНЫЙ ТОСТЕР, О СУЩЕСТВОВАНИИ КОТОРОГО СОВЕТСКИЕ УКРАИНЦЫ ДАЖЕ НЕ ПОДОЗРЕВАЛИ

Кроме того, путешественникам показывают завод, где трудился «советский поляк», и типичную квартиру тех лет: две комнаты, кухня, раздельный санузел, корпусная мебель, пылесос, похожий на ракету, и виниловые пластинки. Говорят, что раньше туристическая фирма еще и нанимала актера, который ходил по квартире в привычных для советских мужчин спортивных штанах и майке-«алкоголичке» и играл не совсем трезвого советского трудягу-поляка.

После экскурсии по Новой Хуте становится понятно, почему тут нет гостей из стран бывшего Советского Союза – улицы, дома, и даже квартиры во многом для таких стран, как Россия, Украина, Беларусь, – это не позавчерашнее прошлое, а сегодняшнее настоящее… Хотя… Все-таки определенные выводы можно сделать – улицы и подъезды чистые, в квартире можно обнаружить допотопный тостер, о котором советские граждане не то чтобы не мечтали, они даже не знали о его существовании, деревянная обивка коридора, привычная для всех поляков – была признаком роскоши для глубоко советских граждан. Даже вот так, слегка окинув взглядом условия жизни советских поляков, можно сделать вывод – что жили они значительно более комфортно, нежели советские украинцы.  

А прогрессивные молодые поляки доказывают, что не очень радужное польское «вчера» можно превратить в «твердый» злотый сегодня.

 

Виктория ВЕСЕЛОВСКАЯ, корпункт «Дня» в Николаеве, фото автора

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать