По следам принца датского

На севере часто возникает ощущение «края света», это я себе понапридумывал еще в ранней юности. Тогда даже Таллинн представлялся мне таким «краем», со всех сторон овеваемым ветрами Балтики. Но потом, побывав в скандинавских странах, я понял, что все это — лишь фантазии. И что настоящий «край света» — мыс Нордкап расположен слишком далеко. И все-таки это ощущение не так давно пришло ко мне еще раз. Случилось это на севере Зеландии, датского острова, на котором, помимо прочего, расположен и Копенгаген.
...Я нетерпеливо ерзаю на сиденье вагона, у меня буквально захватывает дух. Мы несемся на скоростном суперпоезде на северо-запад Зеландии. Считая от Копенгагена, мы миновали уже 21 платформу! Останавливались только на некоторых. Давно перевалило за полдень, и это разгар дня. Но сейчас почти зима, и в пять уже совсем стемнеет. Полноценно фотографировать будет почти невозможно. Знал бы я, что ожидает меня этим вечером, когда всю Данию покроют ночные сумерки! Но не будем забегать вперед. Мы уже проехали станцию Ilstukke. Следующая — конечная. О, что это за удивительная, колдовская «конечная»! Наконец мы в Фредерикссунде. Для меня это почти край земли. Но не будем преувеличивать — это всего лишь уголок самого большого из датских островов. Выхожу на платформу, и нет слов — одни мысли. Мы в тупике! К платформе ведет один-единственный путь, дальше — перегородка. Вот он, «край света»! О, как я люблю такие удаленные места! Сколько таят они в себе загадок и романтики! Суровые викинги покидают вагоны, людей не так уж много. Дания — страна, в которой я каждый день, сплошь и рядом встречаю людей выше себя, то есть выше 194 см. Осматриваю небольшой вокзальчик, тут же автобусная станция. Сейчас я воспользуюсь своим суточным билетом на все виды транспорта и поеду в город Роскильде, вдоль побережья Роскильде-фьорда. Такой билет стоит 115 крон и позволяет ездить на всех скоростных поездах, курсирующих по Зеландии. Впереди меня ждет необычный вечер — попытка паломничества в городок, в котором сейчас должна пребывать королева Дании.
Путешествуя далее по своему чудо-билету, я забрался в Хиллеред. Из каждой крайней точки было непросто добраться на поезде в другой город, даже если он был расположен сравнительно недалеко. Ибо все железнодорожные пути начинались в Копенгагене и оттуда вели в разных направлениях. Для того чтобы посетить другой дальний город, в идеале нужно было каждый раз возвращаться в столицу, а это долго. Но только один участок железной дороги имел особенность, позволявшую переехать из одного крупного города в другой. Я имею в виду перешеек Хиллеред-Эльсинор. Между этими городами есть маленький железнодорожный путь, ведущий напрямую в прибрежный Эльсинор. По пути там есть только одна остановка — Фреденсборг. Никогда не забуду путешествия, предпринятого в эти края. В Хиллереде было уже темно и холодно. И на вокзале, сбоку, располагался отдельный тупик, из которого курсировали поезда к морю. Небольшой поезд был, кажется, всего один, и он регулярно ездил взад-вперед. Может быть, их было два. Расстояние сравнительно небольшое, поэтому периодичность движения была удобной. По прибытии в Эльсинор поезду ничего не оставалось, кроме как тут же возвращаться назад. Весь путь в один конец, кажется, занимал меньше получаса. Сам по себе Эльсинор был мне интересен, как город, имеющий отношению к Гамлету. В моем мозгу упорно вертелась ахматовская строчка из «Поэмы без героя»: «Эльсинорских террас парапет». Но по пути был еще неведомый Фреденсборг (какое созвучие!) И, несмотря на холод и поздний час, я не преминул отправиться туда. Задумано — сделано. В поезде было очень мало людей. Расписания я не знал, но скоро для меня стала очевидной система неизбежных «возвратов» этого состава. Устроившись в причудливом вагоне, совсем не похожем на другие известные мне поезда Европы, я отправился в путь. А вот и Фреденсборг. В этом городке располагается традиционная зимняя резиденция датской королевской семьи (далековато, однако они забрались!). Вполне возможно, что именно в тот день королева была здесь. Я вышел на крохотный перрон, а поезд умчался туда, где по моему разумению должен быть безупречно прекрасный и никогда в жизни не виденный «эльсинорских террас парапет». И что же теперь? Кто-то садится в машину, считанные пассажиры, вышедшие из поезда, расходятся восвояси. Такси немного подождало и тоже, кажется, умчалось. На проезжей части почти не видно транспорта. У вокзала — улица и особнячки. Там тихо-претихо. В темноте видно, как горит свет в окошках, и то не везде. Заметны и дворики с палисадничками. Угадывается уют, ухоженность и милое обаяние небольшого городка, типичного для высокоразвитой европейской страны. Но все это больше всего может впечатлить летом, да и то — не в ночное время. А как же разгадать очарование Фреденсборга мне, попавшему сюда промозглой ноябрьской ночью? Влажный ветер пронизывает до самых костей. Темнота, неизвестность и весьма смутные надежды на скорое возвращение. Если не сразу в Копенгаген, то хотя бы в вагон, где все-таки теплее и можно усесться на удобном сидении. Невольно чувствуешь себя персонажем сказки, некоей «Девочкой со спичками». За окошками — тепло и уют. В книжках я читал о том, что в датской глубинке у людей очень радушное и прямо-таки трепетное отношение к иностранным туристам. Это делает честь датчанам, но, увы, сейчас я явно не смогу воспользоваться ничьим гостеприимством. Что же все-таки остается?
Страдая от непомерного холода, иду вперед по улице, куда глаза глядят. Пусть ветер бросается мне в лицо. Но я уже успел полюбить Данию по-настоящему. И этого запала пока хватает для того, чтобы совершить такую полубезумную пешую прогулку в никуда. Ночью городок просто удивительный! Сразу автоматически включается фантазия, сразу думается о людях, живущих здесь. Кстати, где же королева? Интересный вопрос. Размышления отвлекают от холода и сырости. Мой пеший бросок по ночному Фреденсборгу мало похож на геройство. От геройства здесь был только риск. Я начал чувствовать, что пока увижу оставшийся где-то уже совсем далеко вожделенный «эльсинорских террас парапет», то, чего доброго, лишусь или почек, или ступней. Смертельный холод становился буквально пугающим. Вот парк, с краю виден очень своеобразный памятник необычной формы, в темноте он выглядит почти угрожающе. Хорошо бы что-то сфотографировать, но что сфотографируешь в полной темноте? Людей не видать. Но вот я вижу какое-то заведение, в котором горит свет. Это была пиццерия, внутри работают итальянцы. Увы, банковские карточки в ней не принимают. Значит, здесь я не задержусь. Наличных крон у меня с собой нет. Не помню, почему так получилось в тот момент и откуда они у меня появились потом. Наверное, оставил часть денег в гостинице. При других обстоятельствах я бы не заинтересовался пиццей, но тут все сгодилось бы, лишь бы посидеть в теплом помещении. Ан нет. Продолжаю путь и, миновав клумбу, служащую одновременно небольшой транспортной развязкой, устремляюсь уже по освещенной улочке. Вдоль улицы — закрытые магазинчики и закрывающиеся заведения. Все облачено в предрождественское убранство: в Европе признаки приближения Рождества заметны чуть ли не начиная с октября. Встречается несколько прохожих — это первые живые люди, которых я могу хоть немного рассмотреть во Фреденсборге. Постепенно начинаю представлять себе, что днем здесь, наверное, очень красиво.
Но пора возвращаться назад. Как бы там ни было, а впереди еще путь к железнодорожной станции и какое-то (не знаю, сколь длительное) ожидание спасительного поезда. И что вы думаете? Поезд, замеченный издали, ушел у меня из-под самого носа. Почувствовался какой-то опасный заколдованный круг, какая-то мистика. Ибо меньше всего я рассчитывал мерзнуть в незнакомом месте, не зная даже, когда смогу вернуться в гостиницу. Ведь прямиком в Копенгаген отсюда не доберешься! Надо сначала доехать до Эльсинора или, в крайнем случае, хоть возвратиться назад, в Хиллеред. Оба эти города расположены сравнительно далеко от столицы. Неизвестно еще, какое там будет расписание поездов. А уже совсем поздно! Легко сейчас об этом писать, но тогда мне было уж точно не сладко. Поезда проезжают Фреденсборг в двух направлениях — в Эльсинор и назад, в Хиллеред. Отправление — с разных перронов. Какому направлению отдать предпочтение? Ринуться все-таки в Эльсинор, уповая на чудо? Вдруг успею осмотреть город, побережье и сесть в какой-нибудь последний копенгагенский поезд? Одинокая пассажирка прошла на второй перрон. Что-то опять не сложилось, и я снова не сел в подошедший поезд! Да и стоят они здесь всего лишь несколько секунд. Разобрался с расписанием и понял, что следующий будет через столько-то минут, и с этим поездом я уже непременно уеду. Но все эти тягостные минуты придется опять-таки простоять на перроне. Вдруг показывается молодой человек, кажется, из Нигерии. Просит закурить. Мы перебросились несколькими словами. Наконец поезд появился, и я поехал не в Эльсинор, а обратно в Хиллеред. Но не все было так просто. Попав в Хиллеред, я тут же опять зашел в этот поезд, чтобы уже наверняка попасть в Эльсинор. Снова, разумеется, минуя Фреденсборг. Потому что ждать возврата этого поезда во Фреденсборге больше не было сил. Проезд — сущий пустяк по сравнению с моими недавними мытарствами. И вот я уже вышел на эльсинорском вокзале. Отлично! Скорее к морю!
Увиденное в Эльсиноре было щедрой наградой за все мои страдания. Роскошный королевский замок, расположенный на шведском берегу и круглосуточно освещенный ярким светом. Три парома, курсирующие через пролив в соседний шведский Гельсингборг. На это путешествие уходит двадцать минут, но лишь потому, что паромам надо успеть как следует развернуться и причалить. Названия у паромов весьма колоритные — «Тихо Браге», «Гамлет». В свете ночных огней они выглядели просто фантастически, при мне все три разворачивались в водах пролива, совершая неожиданно красивый и причудливый взаимный «танец». Улицы Эльсинора еще бодрствовали. Это настоящий большой город, и жизнь там затихает гораздо позже. Осмотрев современный морской вокзал, я выбрал поезд Эльсинор — Мальме, который был мне нужен для возвращения в Копенгаген. Каким блаженством было расположиться на мягком сиденье и проехаться по ночной Дании в совсем непривычном направлении! Ведь этот путь я проделывал впервые. А вот и контролер — фрекен ростом метра два. Я уже говорил, что все люди здесь — очень высокие. Ночью я прибыл в Копенгаген. Но ничего страшного в этом не было, ведь жил я совсем рядом, с центральным железнодорожным вокзалом. Добраться «домой» было делом нескольких минут. Колокола на одной из башен привычно вызванивали знакомую мелодию. На столе дымился горячий кофе. Как хорошо! День прошел не зря. Ведь кроме упомянутых городов я увидел еще столько нового! В том числе, конечно, и чудесный Роскильде-фьорд. Вот оно — преимущество суточного билета. Вы можете свободно поколесить в течение дня чуть ли не по всей стране. А в следующие дни меня ждало посещение Датской королевской оперы и еще много другого интересного. Копенгаген осенью — прекрасен. И я, южанин до мозга костей, ловлю себя на мысли, что сейчас, когда за окнами осень, начинаю немного скучать по этому дивному городу.
Выпуск газеты №:
№167, (2010)Section
Путешествия