Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Такая близкая для украинцев Албания

04 сентября, 16:29
ФОТО С САЙТА TOUR-FIRM.RU

Албания — «загадочная страна». Так, по крайней мере, считают многие в Европе. Ведь живет там народ, заметно отличающийся от других европейских народов. Большая часть населения — мусульмане (около 50%). Фактически это единственная европейская страна, где преобладают сторонники этого вероисповедания. Разговаривают албанцы на языке, который заметно отличается от других европейских языков. Хоть он и считается индоевропейским.

Но дело не только в языке и вере. После Второй мировой войны к власти в стране пришли коммунисты во главе с Энвером Ходжой. Последний проводил довольно специфическую политику. Он «успешно» перессорился с Иосипом Броз Тито, коммунистическим руководителем соседней с Албанией Югославии. Энвер Ходжа стал верным сталинцем. В Албании было построено много памятников Иосифу Сталину. Когда же советское руководство в 1956 г. на ХХ съезде КПСС решило подвергнуть критике «культ личности» Сталина, это вызвало недовольство со стороны Ходжи. Он порвал со своим бывшим союзником, Советским Союзом (дошло даже до разрыва дипломатических отношений в 1961 г.), и сблизился с новым союзником — маоистским Китаем. Правда, и эта дружба оказалась не вечной. В 1978 г. Албания порвала отношения с Китаем. Фактически она стала закрытой страной. Иностранцы не могли попасть в нее. Как и простые албанцы — выехать из страны.

 Ходжа, проводя свою изоляционистскую политику, готовился к войне «против всех». Ресурсы страны были брошены на укрепление обороноспособности. В частности, с этой целью началось массовое строительство бункеров. Их было построено около 700 тысяч. Считайте, на каждую семью приходился один бункер. Затраты на строительство одного «семейного» бункера были приблизительно такие, как затраты на строительство трехкомнатной квартиры. Сколько же то жилья можно было настроить!

Укрепление обороноспособности, которую затеял Ходжа, привело к тому, что катастрофически упал уровень жизни. Даже с продуктами питания в этой аграрной стране возникли проблемы. В Албании я услышал анекдот о тех «славных временах». Мол, поймал албанец рыбу. Приходит домой, приносит ее и говорит жене: «Приготовь нам ее, поедим немного». А жена: «Но у нас же хлеба нет». «Ничего, — говорит муж, — поедим без хлеба. Есть же, может, какие-то помидоры, огурцы». «Но где, — махнула рукой жена, — их тоже нет». «Не беда, — крепится муж, — возьми масла, поджарь рыбу, сдобри солью, перчиком». «Но у нас, — молвила жена, — уже месяц как нет масла. Да и соли, перца не найду». Что делать, подумал муж, не буду же оставлять рыбу дома, ведь приготовить ее не можем. Взял он ту рыбину, пошел к озеру, где ее поймал, и бросил назад в воду. А рыба выплыла из водоема и радостно воскликнула: «Слава Энверу Ходже!»

 Вот такой невеселый анекдот. Хотя несколько подобная ситуация была у нас в последние годы «застоя». В это «благословенное время» в СССР трудно было достать, казалось бы, обычные продукты питания. За пачкой масла нужно было занимать очередь с ночи. За вареной колбасой — ехать в столичные города. Ходил даже такой анекдот. «Что такое развитой социализм?» — «Это такой переходный этап от социализма к коммунизму, когда бесплатно еще ничего не дают, а за деньги уже ничего не купишь».

У албанцев нет ностальгии по «хорошим» коммунистическим временам. Еще в 1992 г. здесь была запрещена компартия, а ее предводители привлечены к суду. Сейчас вы не найдете в стране памятников ни Сталину, ни Ленину, ни другим вождям тоталитарного прошлого. А помещение музея Энвера Ходжи в центре Тираны передано для нужд албанского телевидения. В конце концов, даже дети бывшего коммунистического вождя Албании стали бизнесменами.

 Возможно, «коммунистическая экзотичность», обусловленная тяжелым тоталитарным прошлым страны, приманивает сюда туристов. Не скажу, что их много. Но они есть. Возможно, здесь срабатывает своеобразный «комплекс полноценности»: мол, а у нас лучше. По крайней мере, с этим комплексом пришлось не раз встречаться.

Гид, которая сопровождала нашу небольшую группу в Албанию из Черногории, сказала приблизительно следующее: «В Албании вы не увидите чего-то интересного, я не буду ничего говорить об этой стране, вы сами сравните и сделаете выводы, единственное, что вам скажу, это то, что после посещения Албании вам не захочется опять приехать сюда». Определенная часть правды в этих словах была. Действительно, Албанию стоит посетить. Хотя бы для того, чтобы понять, что может сделать «вождь», который повел народ окольными путями. И это притом, что Энвер Ходжа отнюдь не был примитивным тираном. Это — человек, имевший хорошее образование. Ведь учился он на Западе. Знал немало европейских языков. Энвер Ходжа мог превратить Албанию в «малую Югославию», введя в стране режим «либерального коммунизма». Казалось, для этого были все шансы. Но не суждено...

 Существует заметный контраст, когда ты пересекаешь границу между Черногорией, то есть бывшей Югославией, и Албанией. Казалось, с одной и с другой стороны живут похожие люди. Внешне они мало чем отличаются — такие же чернявые, высокие, носатые. Кстати, черногорцы, значительная часть которых себя идентифицирует как членов большого сербского сообщества и фактически разговаривает на диалектах сербского языка, в плане антропологическом напоминают не столько сербов, сколько албанцев. Даже народная культура черногорцев имеет с албанской народной культурой общие черты. Хотя это сугубо субъективные впечатления.

Итак, черногорско-албанская граница, таможня. Они производят впечатление какой-то игрушечности. Сама процедура пересечения границы заняла буквально десять минут. Казалось, наш микроавтобус остановился, чтобы сделать небольшой перерыв.

 Первое, что бросилось в глаза после пересечения границы, это бездомные псы, девочка-нищенка, которая подходила к нам с протянутой рукой, и бункер, оставшийся со времен правления Энвера Ходжи. Бездомных, часто больных, шелудивых псов здесь так же много, как и в нашей Неньке-Украине. Не является ли это своеобразным показателем низкого культурного развития? И не пора ли украинцам задуматься над этим вопросом? Ведь отношение к братьям меньшим о многом говорит.

 Что касается девочки-нищенки... Вообще попрошаек в Албании, как и, в конце концов, в нашей Украине, немало. Они, не стесняясь, попрошайничают на улицах городов. Нищих я видел и на улицах Шкодера, одного из старинных городов Албании, и в центре самой Тираны.

Ну, а бункеры... Они, считайте, везде. Местная экзотика.

И все же Албания активно прощается со своим прошлым. Сюда идут западные инвестиции. Особенно заметно влияние итальянского капитала. Кстати, многие албанцы знают итальянский язык. А немало их работников трудятся в Италии.

ФОТО С САЙТА TOUR-FIRM.RU

 В Албании вы можете увидеть строительство современных офисов, учебных заведений, ресторанов, гостиниц. Особенно это заметно в Тиране, которая сейчас мало чем отличается от европейских городов. Здесь немало многоэтажек из стекла и бетона. Даже в Шкодере, который имеет население около 100 тысяч и который трудно назвать крупным туристическим центром, в самом центре возвышается современная пятизвездочная гостиница. А теперь вспомните, много ли в Украине городов со стотысячным населением, где есть пятизвездочные гостиницы? Боюсь, такого города вы у нас не найдете. Даже города с населением в несколько сотен тысяч не всегда могут у нас «разжиться» таким заведением.

Приятно поразили албанские дороги. Разумеется, это не дороги немецкие. И все же. Тут мы албанцам уступаем. Построены эти дороги недавно, уже в посткоммунистический период. Раньше, рассказывали нам, в Албании было сплошное бездорожье.

Поразили и албанские села — в смысле позитивном. Честно говоря, я ожидал увидеть бедность, архаику. Действительно, архаики хватает. Сегодня многие жители сел носят свою народную одежду. Можно их даже увидеть в этой одежде в городах. А что касается бедности... В селах активно строятся индивидуальные двух- и трехэтажные дома. И это не наши «царские села», а самые обычные села, часто отдаленные от городов.

 За счет чего идет такое индивидуальное строительство? Часто за счет денег, которые поступают от заграничных работников. Но и наши «заробитчане» отсылают в нашу страну немало денег. Говорят, около 20 миллиардов долларов ежегодно. Это не самые ли большие наши иностранные инвестиции. Но в Украине не так, как в Албании. Неопределенные «правила игры», отсутствие нормально функционирующей правовой системы, коррупция, бюрократизация управления — все это сдерживает наших людей вкладывать средства, тяжело заработанные за рубежом, в долговременные и серьезные проекты, в частности, в строительство.

Кстати, о бюрократии. В Албании я не видел помпезных, как у нас, административных помещений. В Шкодере мне рассказали, что помещение местного партийного комитета, которое, разумеется, на фоне других зданий города выглядело импозантно, отдали для потребностей местного университета. Помещения, в которых расположены нынче высшие органы власти Албании, выглядят достаточно скромно. Это касается и их парламента, и кабмина, и даже резиденции президента. Эти помещения «плетутся в хвосте» даже на фоне домов госадминистраций в наших областных центрах. Вот и возникают крамольные мысли: а, может, албанцы так динамично развиваются, потому что у них нет такой, как у нас, паразитирующей бюрократии, которая не только является большой тяготой для нашего бюджета, но и плетет паутину коррупционных схем.

 Албанцы очень патриотичны. Во многих местах можно встретить государственные флаги. Даже приходилось наблюдать такие картинки. Едем по дороге, на обочине стоит палатка, где продают фрукты. А над палаткой — албанский флаг. Часто рядом с ним висит флаг ЕС, иногда — флаг США. Похоже, в Албании нет дискуссий, быть стране в Евросоюзе или нет. В 2009 г. Албания стала членом НАТО и подала заявку на вступление в ЕС. А что мы? Думаю, комментировать не нужно. Сейчас албанцы имеют право безвизового въезда в страны Шенгенской зоны. Мы же об этом только мечтаем.

 Еще одна интересная сфера в Албании, о которой стоит поговорить, — это религия. Во времена Энвера Ходжи Албания стала едва ли не единственной страной в мире, где была запрещена деятельность религиозных организаций. Однако это не привело к искоренению религии. После падения коммунистического режима конфессии возобновили свою деятельность. Албания является поликонфессиональной страной. Как уже говорилось, преобладают здесь мусульмане. Однако последних назвать «ортодоксами» проблематично. К представителям других конфессий относятся они толерантно. Когда наша небольшая группа пришла к мечети в Шкодере, нам открыли ее, позволили зайти и сфотографироваться в ней. Хотя «хранитель мечети» прекрасно понимал, что мы не мусульмане. Значительную часть среди албанцев составляют православные (около 35%). Также есть католики — 15%. Нам говорили о том, что в Албании нет конфликтов на почве религии. Например, в Шкодере в самом центре города почти рядом находятся мечеть, православный и католический храмы. И никаких проблем. Когда ты заходишь в эти культовые помещения, никто у тебя не спрашивает, какой ты веры. Кстати, на площадях албанских городов можно встретить памятники матери Терезе. Она была албанкой, хотя и принадлежала к представителям наименее многочисленного религиозного сообщества в стране — католического. Однако для албанцев мать Тереза — национальная героиня.

 Я пытался понять причины такой религиозной толерантности. Ведь рядом с Албанией, в Боснии и Герцеговине, совсем недавно шла кровопролитная война между мусульманами, православными и католиками. А тут мир, покой. Возможно, это потому, что для албанцев большее значение имеет их национальная, а не религиозная идентичность. Они в первую очередь албанцы, а потом уже мусульмане, православные, католики. Представители этой маленькой нации понимают: чтобы сохраниться им в бурном мире, они не должны делиться по конфессиональному принципу. Понимаем ли это мы, украинцы?

Когда я покидал Албанию, опять на границе встретил меня «пограничный» бункер. Стоял он одиноко, никто на него не обращал внимания. Албанцы давно уже попрощались со своим «бункерным прошлым». А вот попрощались ли мы? Хотя у нас таких бункеров и не было. Но в головах многих украинцев и далее сохраняется «бункерное сознание». Поэтому и торчат у нас монументы «великому Ленину» и другие ненужные памятники тоталитаризму. А компартийные вожди во времена независимой Украины, умело используя свои партийные лозунги, собирали неплохой электоральный урожай.

Прощаясь с Албанией, я подумал, что действительно мне не хочется опять сюда возвращаться. Но здесь нам, украинцам, нужно побывать. Хотя бы для того, чтобы усвоить албанские уроки.  

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать