Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ужгородский модернизм

Двое неравнодушных горожан основали специальный образовательный проект и создают карту зданий «периода, которым нельзя не увлекаться»
03 ноября, 12:03

Ежегодно областной центр Закарпатья посещает немало туристов. Незаурядный восторг у гостей вызывает исторический центр города со своей историей. Любят собственный город и болеют за то, чтобы сохранить его шарм, и простые ужгородцы. В 2016-м художница, урбанистка, исследовательница архитектурного наследия Ужгорода Лина Дегтярева вместе с дизайнером, исследователем архитектурного наследия Ужгорода Олегом Олашиным основали в социальной сети «Фейсбук» страницу Uzhhorod Modernism. Просветительский урбанистический проект, посвященный архитектурному наследию Ужгорода чехословацкого периода, сегодня читают пользователи социальной сети из разных городов и стран. «День» пообщался с пани Линой об этом важном периоде и его последствиях для города над Ужом.

***

Какова основная цель проекта «Modernist architecture of Uzhhorod»?

Проект Uzhhorod Modernism основан в сентябре 2016 года Олегом Олашиным и мной. Олег уже имел подобный опыт, к тому же очень успешный — его виртуальный проект Transcarpathian Heritage достаточно быстро собрал почти 11 тысяч подписчиков. Оказалось, мы оба параллельно интересуемся ужгородским модернизмом. Олег преимущественно работал с онлайн-архивами и другими научно-историческими источниками, а я занималась разыскиванием «в полях»: фотографировала и исследовала современный город, сравнивала с архитектурой других городов.

ПАНОРАМА НАБЕРЕЖНОЙ РОШКОВИЧА (СЕЙЧАС НАБЕРЕЖНАЯ НЕЗАВИСИМОСТИ) С ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ЗДАНИЯМИ КВАРТАЛА МАЛЫЙ ГАЛАГОВ. В ЦЕНТРЕ — ЗЕМСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, 1934—1936 ГОДЫ, НЕОКЛАССИЦИЗМ

Сначала мы обсуждали между собой находки и выводы, а затем решили создать страницу в Facebook, где стали популяризировать архитектурное наследие Ужгорода этого периода для более широкого круга людей. Собственно, популяризация знаний, образовательная составляющая проекта является его основной целью. Верю, что эту увлеченность уникальными, пропорционально сбалансированными относительно человеческих потребностей и масштабов города зданиями можно передать другим. Осведомленность об их ценности, надеюсь, со временем вызовет уважение у большего количества людей, а соответственно, и желание сохранить эти сооружения.

«ИМЕЕМ КРАСИВЫЕ ОБРАЗЦЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА, ЭКСПРЕССИОНИЗМА И ТРАДИЦИОНАЛИЗМА»

— Почему именно городская среда времен Чехословацкой республики?

— Здесь все просто — годы, когда Подкарпатская Русь (сейчас Закарпатская область) была в составе Первой Чехословацкой республики, совпали с развитием архитектуры модернизма в мире и Чехословацкой республике в частности. По сути, тогда были заложены основы современной архитектуры. Идеи немецкой архитектурной школы Баугауз об идеальном жилье, которые были основаны на математических расчетах и сознательном отказе от украшения нефункциональными элементами фасадов, нашли наилучшую поддержку во вновь созданных государствах. Как раз закончилась Первая мировая, карта Европы изменилась, появились совсем новые государства, страны с измененными границами или новыми государственными строями. Такие государства, как Вторая Речь Посполитая, Чехословацкая, Турецкая, Финляндская и Литовская республики, переживали волну национального подъема и самоутверждались через технический прогресс и архитектуру. Масштабами и качеством перемен, которые произошли в течение двух десятков лет, лично я не могу не восторгаться.

Эти же перемены коснулись и Ужгорода, который в 1919 году стал административным центром Подкарпатской Руси. Здесь, как и в других городах Чехословацкой республики, проходило активное развитие инфраструктуры, промышленности, правительственных и жилищных кварталов.

Впервые в истории города был разработан и воплощен частичный строительный план правительственно-жилищного квартала, а также нескольких жилищных районов, построенных по принципу городов-садов, построен водопровод, мощная электростанция и другие составляющие урбанистической инфраструктуры. И, что важно в нашей работе, над этими объектами нашего города работали выдающиеся и просто талантливые чехословацкие архитекторы и инженеры, которые воплощали свои прогрессивные идеи, полностью соответствующие тенденциям мировой архитектуры того времени.

 — Расскажите ключевые моменты о стилях, которые использовались в этот период, чем они уникальны?

— В целом можно разделить эти 20 лет на два основных периода. Первый — это 1920-е годы, когда магистральным был стиль арт-деко с определенными вкраплениями декоративных элементов, преимущественно растительного и геометрического характера. Кстати, в этот период город получил несколько зданий совершенно уникального для современной Украины стиля — рондокубизма или, как его еще называют, «чешский декоративизм» или «национальный стиль». Это, например, временное здание Земского правительства 1923 года знакового чешского архитектора Алоиза Дряка, на фасаде которого мы видим характерные полуциркульные и треугольные элементы, образующие нескучный узор. Эти элементы напоминают народный орнамент, а еще ведут свою историю с чешского архитектурного кубизма.

Второй период — 1930-е годы, когда в тенденциях современной архитектуры декор уже практически отсутствует. Наиболее «чистыми» в этом плане являются здания стиля функционализма (его часто путают с конструктивизмом, но этот стиль развивался на территории бывшего СССР), и их у нас больше всего из массива модернизма. Также имеем хорошие образцы неоклассицизма, экспрессионизма и традиционализма.

Как горожане отреагировали на запуск проекта?

— Приятно, что нас поддержали сразу. Мы осознаем, что взятый нами исторический период очень небольшой и специфический, и не ожидали массового восторга. Однако сейчас видим, что нас читают, причем не только в Ужгороде и Украине.

«САМОЙ БОЛЬШОЙ КАТАСТРОФОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЮДИ, НЕКОТОРЫЕ НОВЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ»

— Какая ситуация сегодня со знаковыми объектами периода?

— Есть большой плюс — строили в 1930-х невероятно качественно, у нас говорят в таких случаях — «как для себя». Тогда уровень требований к подрядчикам был какой-то космический. Если в жизнь межвоенного здания не вмешивается человеческий фактор, то оно теоретически может просуществовать в хорошем состоянии больше 80 лет — проверено. Поэтому в целом ситуация даже лучше, чем с современными объектами, которые начинают сыпаться уже через 5 лет. Так что большая часть фасадов правительственно-жилищного квартала Малый Галагов сейчас в довольно неплохом состоянии. Немало фасадов этого и других кварталов все же повреждены из-за халатности и отсутствия присмотра — например, водосточные желоба могут позволить осадкам практически уничтожить штукатурку и стену.

СИЛЬНО ПОВРЕЖДЕННАЯ ОСАДКАМИ СТЕНА ВИЛЛЫ В СТИЛЕ АР-ДЕКО (СЛЕВА) И ОТНОСИТЕЛЬНО ХОРОШО СОХРАНИВШАЯСЯ ВИЛЛА ИЗ ТОГО ЖЕ КВАРТАЛА (СПРАВА)

Но самой большой катастрофой являются люди, некоторые новые владельцы. В Ужгороде сохранилось много вилл межвоенного периода, подобные которым в городах Европы под тщательной охраной и изучением, по этим кварталам водят туристов со всего мира. А у нас они часто перестроены в несуразные пародии замков из болезненного воображения. Конечно, подобная картина с культурным наследием есть по всей стране. Отсутствие знаний, элементарного вкуса и неуважение к нашему общему наследию приводит к необратимым процессам.

Одна из таких катастроф для Ужгорода — разрушение интерьера бывшего городского кинотеатра и, имею подозрение, неутешительна судьба всего здания, учитывая, в чьих руках она сейчас оказалась.

Для Европы и мира это естественно — увлекаться модернизмом и охранять его. У нас же нет уважения даже к памятникам архитектуры, которым более 100 лет, к зданиям, которые очевидно хорошо выглядят для абсолютно каждого зрителя, независимо от вкусов. Что уже говорить об уважении к домам, которые кому-то кажутся просто «коробками»? Поэтому мы надеемся уже в этом году завершить работу над картой ужгородского модернизма, на которую стараемся найти и занести все, даже небольшие, здания того периода, которые еще не перестроены и не искажены. Владельцы должны знать, что их дома не такие уж и простые, гордиться ими и сохранять в аутентичном виде.

«ПЕРЕД НАМИ ДОЛГИЙ, НЕЛЕГКИЙ, НО НЕ БЕЗНАДЕЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

— Вы давно уже вышли из виртуального пространства. Какие мероприятия устраиваете для ужгородцев?

— Нам до сих пор все же больше нравится заниматься научными исследованиями. Откровенно говоря, на публике появляемся, потому что понимаем, что в некоторых случаях просто невозможно не реагировать на позитивные или негативные события. Из позитивных — создание в Ужгороде образовательной платформы Nomen, в рамках которой я имела честь подать материал «Архитектура модернизма. Ужгород в мировом контексте». На предложение культурно-художественного центра «Кубло» мы собрали материал и презентовали публике выставку об архитектуре Австро-Венгерского периода. Также нас стали приглашать на международные конференции. В этом году это была конференция в Братиславе, посвященная сугубо архитектуре модернизма, и в Бардейове — по вопросам охраны культурного наследия.

ВРЕМЕННОЕ ЗДАНИЕ ЗЕМСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА, АРХ. ALOIS DRYAK, 1923-1924 ГОДЫ, РОНДОКУБИЗМ (ФОТОГРАФИЯ 1930-Х), НЫНЕ - ЖИЛОЙ ДОМ

Были и очень грустные поводы — разрушение новыми владельцами ценного интерьера бывшего ужгородского городского кинотеатра 1932 года. Мы вместе с КХЦ «Кубло» провели образовательную (подчеркиваю — не протестную) акцию под зданием кинотеатра и продемонстрировали на стендах собранный исторический материал об этом здании выдающегося архитектора Людовита Оэлшлегера. По материалам, которые мы нашли в Береговском государственном архиве, Олег разработал визуализацию фасада, каким тот был в момент завершения строительства. Мы действительно хотели выйти на диалог с городской властью и владельцами и остановить разрушение интерьера и фасада. Но напрасно. Однако, думаю, образовательная составляющая этой акции сработала, и немало ужгородцев, которые проходили в это время по центральной пешеходной улице Волошина мимо кинотеатра, прочитали новую для них информацию и иначе посмотрели на привычное здание. Надеюсь, количество людей, которые готовы в дальнейшем его отстаивать, выросло.

Другая акция была вызвана полным разрушением дома Фунданича, который находится в охранительном историческом ареале. После акции была создана группа Save_Uzhhorod, и мы начали заниматься этими вопросами в правовом поле, официально обращаться в соответствующие организации и инстанции.

Какие шансы вернуть городу исторический шарм? Что для этого нужно сделать?

— Харьковские журналисты, которые в процессе съемок фильма об архитектурном культурном наследии объездили полстраны, говорили, что только в Ужгороде есть этот прием: сначала полностью уничтожить старое здание, чтобы на его месте построить «такое же». То есть уничтожают везде и потом строят что-то новое. Но уничтожить существующее здание, чтобы построить копию и потом еще и убедить полгорода, что это реставрация — такого больше нигде нет. Если люди верят в подобные легенды, то это свидетельствует о невысоком уровне общего образования и способности мыслить причинно-следственно, полном нежелании прислушиваться к профессионалам и анализировать то, что так нравится в городах за рубежом. Итак, перед нами долгий, нелегкий, но не безнадежный процесс. А вернуть исторический шарм будет практически невозможно. Проще его сейчас начинать беречь, даже на этом этапе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать