За 280 дней вокруг света
Харьковчанин Артемий Сурин пересек все меридианы и побывал на шести континентах, чтобы осуществить свою детскую мечту![](/sites/default/files/main/articles/01082019/16_mandry1.jpg)
«Cамые длинные минуты в кругосветке. Второй час паром швартуется в порту. Секунда тянется как час», — так описал свои впечатления перед окончанием кругосветного путешествия путешественник Артемий СУРИН. 21 июля он прибыл в порт Черноморска, куда добрался из грузинского Батуми. Именно с прибытием на Одесчину закончился 280-й день его кругосветного путешествия.
В это путешествие Артемий отправился еще 14 октября. С того времени побывал на шести континентах, в 40 странах, пересек все меридианы нашей планеты и дважды — экватор, ни разу не воспользовавшись самолетом. Мужчина посетил 300 запланированных локаций и преодолел 100 000 километров поверхности Земли. Он первым в Украине осуществил путешествие вокруг света по канонам Лондонского королевского географического общества и сейчас делится впечатлениями эксклюзивно для «Дня».
«ЭТО ДЕЛО МОЕЙ ЖИЗНИ»
— Артемий, что мотивировало вас на такое непростое путешествие?
— Меня вдохновила детская мечта. Я рос в обычной семье, мы не имели возможности путешествовать. Моя мать проработала всю жизнь воспитательницей в детском садике. Мой отец — историк, научный работник. В детстве я не путешествовал вообще, впервые увидел море в 20 лет. Но когда мне было пять или шесть лет, отец принес домой серию книг Жюля Верна, и я начал погружаться в мир странствий, приключений, героев, которые смело плыли на лодках, открывая новые земли. Именно это стало для меня толчком к интересу к странствиям. Тогда я начал мечтать, что, возможно, когда-то и сам осуществлю такое путешествие. Но я не знал, как это воплотить, потому что жил в Советском Союзе и дальше родного Харькова не бывал. Но эта мечта о кругосветном путешествии как у Филеаса Фогга в романе «За 80 дней вокруг света», меня не покидала. Несколько лет назад мой отец умер. Тогда я осознал, что жизнь у нас одна, и она очень быстро проходит. Если о чем-то действительно мечтаешь, то нужно это делать, не считаясь ни с какими «но». Этих «но» постоянно будет много. Особенно в случае кругосветного путешествия, ведь ты не можешь предусмотреть все. Не бывает идеальных условий. Поэтому несмотря ни на что нужно предпринимать первый шаг.
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
— А можете вспомнить свое первое в жизни полноценное путешествие?
— Впервые я поехал на машине в Польшу. Тогда мне было 24 года. Эта страна меня очень поразила. Это был 1994 год, и разница с Украиной была колоссальной: качество дорог, все новое, архитектура. Тогда я понял, что мне действительно нравится путешествовать не только в мечтах. Потом, уже после 28 лет, я начал серьезно странствовать, а после 30-ти занялся этим профессионально. До этого у меня была собственная адвокатская компания. Но я покинул этот бизнес и решил посвятить жизнь своей страсти — странствиям, объединению людей. Нам удалось создать комьюнити «ONE LIFE». Сейчас это международное сообщество, которое объединяет около 200 000 участников. Вместе мы организуем нестандартные экспедиции. Вообще, это дело моей жизни, и я рад, что смог к нему прийти. Социум побуждал меня к тому, чтобы заниматься бизнесом, зарабатывать больше денег, накапливать материальные блага, но я рад, что сделал другой выбор.
«ШЕЛ ЗА РИТМАМИ ПЛАНЕТЫ»
— Путешествие на 280 дней спланировать непросто. Расскажите, как готовились?
— Первое, что нужно решить, — это в какую сторону двигаться: на запад или на восток. Если двигаться на восток, то на пути две большие страны: Китай и Россия. Они забирают много времени, а мне это было неинтересно. К тому же я пытался привязаться к какому-то природному явлению в своем маршруте. Мне казалось, что если идти с ритмами нашей планеты, то это будет энергетически более глубоко. Известно, что летом горячий воздух поднимается в пустынях Африки и дальше идет на север в Америку. Вместе с муссоном начинается переход лодок через Атлантический океан. Поэтому я решил также двигаться за муссоном. Стартовал я 14 октября, на праздник Покрова. Сначала пересек Европу, Средиземное море, углубился в пустыню Сахара. Потом в Барселоне, на краю Европы, я сел на корабль и пошел через Атлантический океан. Дальше уже была Северная Америка, Центральная, Южная. Потом на корабле я попал в Антарктиду и назад. Впоследствии от Южной Америки я пересек Тихий океан до Австралии. А из Австралии на контейнеровозе в Азию и по Азии наземным путем к Черному морю. Так вернулся в Украину.
— У вас были определенные планы относительно сроков завершения путешествия, или вы решали уже в дороге?
— Я сразу решил, что мое путешествие будет длиться не больше года и не меньше 8 месяцев. Высчитал именно такой отрезок, потому что хорошо знаю темп, в котором мне комфортно путешествовать. Если ты двигаешься очень быстро, ты можешь что-то упустить. Но с другой стороны, если ты проходишь длинную дистанцию, то должен определить темп, который будет держать тебя в тонусе. Для меня идеальный вариант — проводить в одной точке максимум 1-2 дня. Если же остаюсь на 3-4 — потом очень сложно себя мобилизовать. К слову, это не мое новшество. В Сахаре бедуины рассказали мне очень красивую жизненную мудрость. Когда они идут караванами в пустыне несколько недель или даже месяцев, они пытаются не садиться вечером у огня. Ведь огонь тебя согреет, организм подумает, что ты в тепле, дома, значит, можно расслабиться, и на следующее утро не будет сил идти дальше. Поэтому нужно держаться в тонусе, даже жертвуя комфортом.
АРГЕНТИНА. ПАТАГОНИЯ
— Каковы сложности в планировании такого длительного путешествия?
— Труднее всего в маршруте было соединить пересечение океанов. С наземным путем все более-менее понятно: постоянно ходит какой-то транспорт, автобусы, ты можешь где-то пешком пройти, можешь нанять транспорт. Если Атлантический океан пересечь было еще несложно, потому что с муссонами шло много кораблей, то добраться до Антарктиды уже труднее. Сезон, когда туда ходят корабли, длится с конца осени до конца февраля. Поскольку я стартовал осенью, мне нужно было в феврале добраться до Ушуайя, самого южного города в мире, который находится в Аргентине, и успеть сесть на один из последних экспедиционных рейсов на материк. Дальше, проведя анализ, я понял, что есть лишь один корабль, который в марте пересекает самый большой и самый величественный в мире Тихий океан. Учитывая это, я построил маршрут и согласовал приблизительное время путешествия. Потом для меня была проблема добраться из Австралии в Азию, поскольку я путешествовал без перелетов. По океану пришлось идти 15 дней, причем не на пассажирском корабле, а на контейнеровозе, вместе с моряками, которые там работают. Это тоже был интересный опыт.
— Там вообще есть какие-то удобства?
— Там есть каюта, столовая и все. Дальше — железные коридоры, открытая палуба, на которую ты должен выходить только в каске и специальной обуви. Палуба промаслена моторным маслом. Она абсолютно не похожа на променадную палубу корабля, где приятно погулять, когда ты идешь по океану. Тем более из Австралии до Сингапура море очень беспокойное. Поэтому это была некомфортная, но очень интересная поездка.
КОНТАКТ С ЗЕМЛЕЙ
— Почему в путешествии не использовали самолеты?
— Во-первых, когда складывались каноны Лондонского королевского географического общества, самолетов вообще не было, потому и в канонах их нет. К слову, они также предусматривают, что между самой северной и самой южной точкой должно быть не менее 10 000 километров. Ведь пересечь все меридианы можно, став на северном полюсе и сделав несколько шагов вокруг себя. Это тоже формально будет кругосветное путешествие. Также перелеты частично лишают контакта с людьми, которых ты мог бы встретить, передвигаясь по земле. А общаться с людьми, рассказывать им о нашей стране — это была одна из целей моего путешествия. Но главным во время выбора транспорта для меня было не терять контакт с землей. Это своеобразная энергетическая связь, которая давала силы для длинного маршрута.
ОСТРОВ ПИТКЕРН. ТИХИЙ ОКЕАН
— Насколько дорого обошлась эта поездка?
— В зависимости от того, с чем сравнивать. С одной стороны, это дорого. Я планировал уложиться в 100 000 долларов, но вышло почти на 30% больше (около 140 000). Возникли непредсказуемые расходы. У меня в дороге терялась техника, дроны, на которых я снимал все посещаемые места, потому мне периодически приходилось что-то покупать. Но с другой стороны, 100 000 долларов — это стоимость одной машины премиального класса. Посмотрите в окно, сколько вы там увидите таких авто? Думаю, немало. Следовательно, не только я могу осуществить такое путешествие. Но лично для меня воплощение мечты, которая меняет жизнь, однозначно перевешивает авто.
«СПАСЛО ТО, ЧТО Я НИЧЕГО НЕ НАРУШИЛ»
— Нам известно, что на вашем пути были определенные трудности, в частности, во время пребывания в Иране вас обвинили в шпионаже. Почему так произошло?
— В действительности это довольно страшная история. В процессе съемки дроном одного туристического объекта к нам подъехала полицейская машина. Как оказалось, где-то за километр от меня был полицейский участок, и они решили, что я снимал именно его. Сначала я не испугался, потому что понимал, что не делал ничего противозаконного, но потом у меня отобрали паспорт, сняли отпечатки пальцев. Менее чем через сутки я уже был в тюрьме по обвинению в шпионаже, а это очень серьезная статья. С ней дают пожизненное заключение, а то и того хуже. Тогда я понял, что все очень серьезно. К счастью, я смог связаться с посольством Украины в Тегеране, и они начали помогать отстаивать мои права. Хотя уже тогда я понял, что ни на какие права в этой стране особо не обращают внимания.
АНТАРКТИДА
— А как удалось спастись?
— Меня спасло то, что я вообще ничего не нарушил. Если бы в моих действиях нашли хоть какое-то нарушение — меня бы не отпустили. В суде мое дело вообще не были настроены рассматривать, я просил об адвокате, пытался самостоятельно доказывать свою невиновность, но это никого не интересовало. В действительности картина была очень неоптимистичной, мне многое не переводили, ничего не объясняли, говорили одно: «Ожидайте». При этом по суду постоянно ходили арестованные в полосатых робах и наручниках. К счастью, мне удалось получить доступ к своему телефону, откуда я в течение судебного заседания связывался с консулом. Но наши дипломаты долго не могли вмешаться, ведь я даже не мог узнать фамилию судьи, который рассматривал мое дело. Так меня перевели в тюрьму, а впоследствии в Корпус стражей Исламской революции. К счастью, там меня наконец услышали, изучили мои материалы и, не найдя нарушений, отпустили. Как только я вышел из тюрьмы — наши дипломаты сразу же доставили меня в посольство Украины, чтобы я был формально на территории Украины. Дальше на дипломатической машине вывезли в Азербайджан. Фактически, этот отрезок моего пути прошел, как спецоперация.
«УКРАИНА ПРОЯВИЛА СЕБЯ НЕВЕРОЯТНО»
— Хорошо, что все благополучно закончилось. Еще мне известно, что после этих приключений у вас в жизни произошли определенные изменения, в частности вы изменили язык общения, это так?
— Да, но еще полностью не привык, даже сейчас, разговаривая с вами, где-то 60% перевожу в голове. Вообще, я родился в Харькове, где все мое окружение разговаривало на русском. Перейти на украинский меня мотивировало несколько причин. Во-первых, я встречал много людей на пути, рассказывал им об Украине, приглашал посетить. Они, в свою очередь, спрашивали меня, какая у нас кухня, какие традиции, какая архитектура, есть ли у нас свой язык. Я говорил, что есть, это украинский. Но когда меня спрашивали, на каком языке я общаюсь, я говорил, что на другом. И мои собеседники искренне удивлялись, почему так. Сначала я объяснял, что у нас есть русскоязычные регионы. Но я сам чувствовал, что это какой-то диссонанс, и это выглядит очень странно, что, имея свой язык, я на нем не общаюсь. Это была первая точка, когда я начал задумываться над этим. Дальше, когда я уже шел по Кавказу к Черному морю, я понял, что в действительности значит эта страна для меня, как я ее люблю, какая она классная, как я тоскую. Она проявила себя просто невероятной, когда спасала меня руками и дипломатов, и друзей, и всех тех людей, которые не остались безразличными и помогали выбраться из беды. Тогда ко мне пришло понимание, что мне это нужно.
***
Все путешествие Артемий отснял на видео и уже выпустил несколько серий своего блога под названием BIG CIRCLE. Кроме того, он установил целых четыре рекорда Украины. Артемий Сурин стал первым украинцем, который обошел Земной шар в рекордный срок — 280 дней. Также это первое кругосветное путешествие по шести континентам с преодолением 100 000 километров, которое украинец осуществил без перелетов. Это первое путешествие по шести континентам, которое было снято дроном. И последний, самый тяжелый рекорд — посещение самого отдаленного от суши острова Питкерн в Тихом океане. Все эти рекорды также автоматически направят в Книгу рекордов Гиннесса.
Выпуск газеты №:
№137-138, (2019)Section
Путешествия