Реформа без реальных изменений?

23 октября Венецианская комиссия обнародовала выводы по запланированной в Украине судебной реформе в рамках конституционной. Эксперты оценили проект положительно, сделав акцент на возможностях проведения успешной судебной реформы. Для этого конституционные изменения должны сопровождаться законопроектами, которые детализируют процесс реорганизации судов, оценивания судей.
В законопроекте «О внесении изменений в Конституцию (касательно правосудия)", который предложила Конституционная Комиссия, расписаны также изменения статуса Конституционного Суда Украины. Юлия Кириченко, эксперт группы РПР «Конституционная реформа», эксперт по вопросам конституционного права Центра политико-правовых реформ, объясняет, что такое решение является некорректным, несмотря на то, что Конституционный Суд не входит в состав судов общей юрисдикции. Его логично реформировать вместе с властным треугольником. Если Конституционный Суд политически зависим, конфликты между правительством, Верховной Радой и президентом приводят к политическому кризису. К сожалению, Петр Алексеевич «забыл» об этом ключевом направлении конституционной реформы. Хотя одной из основных целей конституционной реформы является сбалансирование ветвей власти.
Конституционные изменения, предложенные комиссией, не предполагают одновременного обновления судейского корпуса. Для 8000 судей общей юрисдикции это технически невозможно, так как их надо кем-то заменить. Однако в отношении судей Конституционного Суда такой проблемы не существует, сейчас в составе КС 8 судей, которые поддержали неконституционное изменение Конституции в сентябре 2010 года и способствовали узурпации власти Януковичем, но они продолжают осуществлять конституционное «правосудие». Полномочий их досрочно лишают. Заменить их не проблема. Как считает Юлия Кириченко, при наличии политической воли, это вполне можно сделать за пару дней. В переходных положениях законопроекта указано, что судьи КСУ, которые находятся на своих должностях, будут увольняться согласно общим основаниям. Несмотря на то, что парламент принял постановление о нарушении присяги этими людьми и рекомендовал Съезду судей и президенту уволить их. 13 марта 2014 Верховная Рада назначила четырех судей. На этом обновление остановилось. Люди, которые нарушали присягу, которые помогали Януковичу полностью захватить власть, остаются на своих должностях. А переходные положения законопроекта нивелируют то, что парламент признал этих судей преступниками.
«Является неконституционным Закон «О всеукраинском референдуме», который Янукович протащил для того, чтобы провести псевдореферендум, на котором, например, можно принять пророссийскую Конституцию. В соответствии с Законом не имеет значения, какой процент людей придет на референдум. Проведение референдума фактически контролирует только президент и ЦИК. Невозможно установить нормальное наблюдение за подсчетом голосов. К тому же предполагалось возможность забрать лицензию у СМИ или информационного агентства. И этот закон сегодня действует. 1 декабря минувшего года депутаты внесли представление в Конституционный Суд. Прошел почти год, а судьи еще даже не начали рассмотрение», - говорит Юлия Кириченко.
В таком составе Конституционный Суд не выполняет своей главной функции - защиты Конституции. С зависимым составом судей, когда на людей открыты уголовные дела, не может быть и речи о том, чтобы указывать президенту, правительству или парламенту, что их действия являются неконституционными. Люди под давлением не могут ни полноценно защищать Конституцию, ни решать споры властной верхушки в правовой плоскости.
Этой ситуации способствует и порядок формирования Конституционного Суда. По 6 судей назначают президент, парламент и Съезд судей. Общество не имеет никаких рычагов влияния. Президент в закрытом режиме назначает свои кандидатуры. Парламент выносит на голосование, но широкая общественность опять же не может серьезно повлиять. То же самое и со Съездом. «Реанимационный пакет реформ» предлагает предоставить возможность обществу влиять на назначение людей на высшие правовые должности путем публичного обсуждения. Должна существовать квалификационная комиссия, которая должна открыто рассматривать кандидатуры на должности судей. Отбирать и по формальным признакам, и по репутации. Впрочем, реформа не предусматривает изменения процедуры формирования Конституционного Суда. Мы остаемся с зависимыми людьми на должностях, которые, как показала практика, не способны обеспечить выполнение главной задачи Конституционным Судом. Именно по этой причине мы сегодня слышим от политиков неприемлемые призывы ликвидировать КСУ.
«Могу сказать, что в рамках реформы Конституционного Суда есть положительные изменения. Например, введение конституционной жалобы. Если окончательное решение суда опирается на закон, относительно которого есть вопрос, соответствует ли он Конституции, человек может обратиться в КСУ. Это приводит Конституционный Суд к его основной цели - защите конституционных прав и свобод человека. Такая практика должна помочь Украине разгрузить Европейский суд по правам человека. Если говорить об обновлении судей, то в 2014-м Верховная Рада назначила четырех судей, в том числе и меня. Что касается люстрации, то мы рассматриваем закон. И заявлено ходатайство об отводе судей именно на этих основаниях. Пока нет процессуального решения, комментировать ничего не могу», - говорит судья Конституционного Суда Станислав Шевчук.
Пока реформы будут проводиться исключительно в удобной для власти плоскости, не произойдет главного - общество не будет понимать, что Конституция является главным документом, призванным защищать права и свободы граждан. Ее и дальше будут воспринимать как просто обязательный атрибут государства, не сознавая ее веса. Сохранится отношение к ней как к очередному нормативно-правовому акту, который каждая новая власть меняет так, как удобно ей. Проектом «КонституциЯ» Реанимационный Пакет Реформ и Центр политико-правовых реформ пытаются донести, что без давления и контроля граждан власть не будет выполнять своих обязательств. Если не проявлять инициативу, мы окажемся в замкнутом круге. В 2010-м Янукович неконституционным путем изменил основной документ государства, фактически узурпировав власть. Через четыре года пролилась кровь. Сейчас от общества зависит, не будет ли повторятся этот же сценарий снова и снова. Если нет судей, которые способны защитить права и Конституцию, граждане должны требовать у власти тех, кто это может.