Перейти к основному содержанию

«Сокровища с бабушкиного чердака»

Выставка вещей с довольно неожиданным лирическим названием открылась накануне нового года в Криворожском историко-краеведческом музее
01 января, 17:23
С афиши выставки - рисунок Ирины Стеблины

Экспозиция, в которой представлены 185 экспонатов из последних музейных поступлений, охватывает период с конца XIX до начала 80-х гг. ХХ века. В нее действительно попали как «сокровища бабушкиного чердака», переданные музею жителями Кривого Рога, так и немало интересных вещей, обнаруженных музейными работниками у местного населения, найденных ими в старых зданиях и даже на свалках. Поэтому итоговая выставка музейных поступлений вышла разнообразной и достаточно разноплановой.

По выставленным экспонатам можно даже проследить определенные этапы исторических и социальных изменений, в частности научно-технического прогресса - от хомута для быка до арифмометра, радиолы и портативного телевизора. Можно также увидеть определенную эволюцию бытовых вещей, одежды, найти немало свидетельств личных увлечений бывших владельцев тех или иных вещей - альбомов-песенников, образцов рукоделия, вышивки, рисунков и тому подобное.

Конечно, представленные в экспозиции предметы отражают определенный исторический период, и, вместе с тем, у каждого из них своя история, за каждым - судьбы конкретных людей.

«Этот хомут передал нам Станислав Башняк из поселка имени Горького, - рассказывает автор идеи и составитель экспозиции - старший научный сотрудник музея Ирина Стеблина. - А спас его студент Дима Мясников. Увидев, что хозяева собираются этот хомут сжечь, он принес им взамен бревно, а обнаруженный артефакт забрал и попросил своего односельчанина передать его в музей. Вот такие сознательные молодые люди у нас есть».

Ирина Стеблина - старший научный сотрудник Криворожского историко-краеведческого музея

Древнейшими вещами в экспозиции ее составитель называет вышитые и тканые рубашки, корсетку (безрукавку), кофту и пояс, которые передал музею краевед Ярослав Дзюба. Им более 100 лет и принадлежали они его прабабушке, а потом - бабушке Ульяне Митрофановне Куценко. «Это аутентичные вещи, сшитые самостоятельно их владельцами», - объясняет Ирина Александровна, обращая внимание на особенности покроя и интересный вариант вышивки. Поскольку, по словам Ярослава Дзюбы, его родня была родом с Полтавщины, то и вариант вышивки и кроя происходит именно оттуда. Наряду с вещами бабушки и прабабушки краеведа выставлены и переданные им фотографии его деда и прадеда.

Рубашка Ульяны Митрофановны Куценко (домотканое полотно, вышивка)

Корсетка, вышитая рубашка и пояс Ульяны Митрофановны Куценко

В другом разделе экспозиции выставлены достаточно профессионально выполненные пейзажные зарисовки на пожелтевшей от времени бумаге. «Эти работы передала музею Галина Виленина-Маякова, - рассказывает Ирина Стеблина. - Они написаны акварелью ее дедом - Витом Алексеевичем Рузским. Судя по надписям на обороте, зарисовки сделаны в 1917 году в Манглиси и в 1918-м - в Тифлисе. Похоже, что это - искусно выполненные копии каких-то оригинальных работ. Как рассказала Галина Виленина-Маякова, ее дед вообще был очень одаренным человеком - рисовал, занимался музыкой, играл в театре».

В.О.Рузский (1883-1943, фото 1926) и его рисунки (бумага, акварель)

Еще один раздел экспозиции «Сокровища с бабушкиного чердака» переносит нас в военные и послевоенные годы. У портрета летней женщины старенькая безрукавка -  в народе называют «кацавейка» и плюшевая фуфайка. Это вещи принадлежали бывшей связной УПА Еве Иосифовне Бойчук (1.01.1925 - 6.03.2010).

Портрет связной УПА Е.И. Бойчук работы криворожского художника С.В. Агеенко

Безрукавка («кацавейка») и плюшевая фуфайка Е.И. Бойчук

В 1944-м Ева Бойчук попала в руки энкаведистов и получила от советского режима 25 лет лагерей. В 1948 году срок наказания ей был уменьшен до 10 лет. Отбыв положенный срок в районах дальнего севера на лесоповале, затем еще 6 лет она должна была жить там же «на поселении». Там Ева Иосифовна встретила и своего будущего мужа, который был воином УПА и также отбывал наказание. Когда завершился срок их пребывания «на поселении», они вместе вернулись в Украину. Однако ехать на родную Львовщину им было запрещено. Ближайшим к их родному дому городом, где им разрешалось поселиться, оказался Кривой Рог. Здесь они и остановились. Построили небольшую хатку на улице Глинки и так и прожили в ней всю свою супружескую жизнь. После смерти Евы Иосифовны новые хозяева жилища стали выбрасывать старые вещи, и музейщики успели отобрать некоторые из них для экспозиции.

Привлекает внимание раскрытый сундук с вещами, стоящий рядом. «Это традиционный набор переселенца, с которым в 50-е годы прошлого столетия приезжали на восстановление Кривбасса работники”, - объясняет Ирина Стебель. - Кроме самых необходимых вещей - полотенца, белья, одежды, обуви, мы видим и некоторые предметы тогдашней «роскоши» - «ридикюль», часы, художественную книгу - роман А. Фадеева «Молодая гвардия», широко рекламируемую в 50-е и последующие годы советской пропагандой. Этот набор передала нам Наталья Афанасьевна Шишенина, родители которой после войны приехали с Дальнего Востока в Кривой Рог».

Сундук переселенца

Вещи типичного советского быта эпохи «строительства материально-технической базы коммунизма», которая впоследствии незаметно перешла в эпоху «развитого социализма», напоминают о не таком уж и далеком прошлом, пропитанном пафосом масштабного социалистического строительства. Стакан с символом советской эпохи - изображением известного монумента «Рабочий и колхозница». Алюминиевая пронумерованная тарелка 50-х годов из рабочей столовой с весьма символичным номером «666». Алюминиевая кружка. Еще нераскрытая жестянка сухого молока 1967 года производства. Сифон для газовой воды (70-е гг. ХХ в.). Неоткупоренная бутылка гидрокарбонатной натриевой минеральной воды «Ессентуки-17» - 1988 года выпуска... Так какая она на вкус эпоха ожесточенного строительства «советского рая», который почему-то все время превращался в ад?

Среди представленных экспонатов этого периода есть и немало детских игрушек ручной работы. Очевидно, в советской промышленности, занятой преимущественно взрослыми проблемами, на советских детей мощностей не хватало, поэтому восполнять пробелы, конечно, приходилось родителям. Правда и у самодеятельных мастеров детские игрушки часто выходили с чисто взрослым идеологическим подтекстом. Как, например, у автора представленного в экспозиции игрушечного макета красноармейской тачанки периода советско-украинской войны и оккупации Украины большевистской Россией.

Игрушечный макет красноармейской тачанки

Вместе с тем, в разделе, посвященном 50-м - 80-м годам прошлого столетия, просматриваются и первые признаки современной цивилизации - счетчик лабораторный (1959 г.), арифмометр ВК-1 (1963 г.), радиоприемники, радиолы, портативный телевизор. Радуют глаз и более изысканные платья, чайные сервизы, посуда и даже раритетные художественные вещи - вазы японского производства, а также скульптурки и керамические изделия отечественных мастеров и др.

Арифмометр ВК-1 (1963 р.)

Радиола

Признаки современной цивилизации в советском быту

Кстати, японскую вазу XIX века, найденную в фундаменте дедовского дома, передал в музей криворожский художник Федор Росомаха. А другая подобная японская ваза в свое время прибыла в Кривой Рог из далекого Хабаровска и попала в экспозицию стараниями заместителя директора музея Александра Мельника. И таким образом обе почти идентичные японские вазы встретились в экспозиции криворожского музея.

Японские вазы (XIX в.)

На музейной итоговой выставке вещей бытового потребления представлены и несколько картин. На одной из них отражена традиционная сценка из украинской жизни. Эта печатная репродукция картины «Свидание», которая с 70-х годов украшала дом Сидора Кривобоченко, благодаря его сыну Анатолию теперь она попала в музей. Как один из растиражированных образцов национального изобразительного искусства, украшавших украинский дом в советское время безостановочной денационализации украинской жизни, картина «Свидание» будет напоминать о том, что украинцы все же своего не чурались и стремились постоянно видеть свое.

Репродукция картины "Свидание" из дома Сидора Кривобоченко

Вот такое путешествие во времени помогли осуществить «Сокровища с бабушкиного чердака». Немного приоткрыв дверь в прошлое столетие, итоговая выставка последних поступлений в музей продемонстрировала, как, казалось бы, обычные вещи могут стать необычными, если им предоставляется возможность характеризовать эпоху больших перемен.

Владимир СТЕЦЮК, журналист, Кривой Рог, фото автора

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать