«Сокровища с бабушкиного чердака»
Выставка вещей с довольно неожиданным лирическим названием открылась накануне нового года в Криворожском историко-краеведческом музее
Экспозиция, в которой представлены 185 экспонатов из последних музейных поступлений, охватывает период с конца XIX до начала 80-х гг. ХХ века. В нее действительно попали как «сокровища бабушкиного чердака», переданные музею жителями Кривого Рога, так и немало интересных вещей, обнаруженных музейными работниками у местного населения, найденных ими в старых зданиях и даже на свалках. Поэтому итоговая выставка музейных поступлений вышла разнообразной и достаточно разноплановой.
По выставленным экспонатам можно даже проследить определенные этапы исторических и социальных изменений, в частности научно-технического прогресса - от хомута для быка до арифмометра, радиолы и портативного телевизора. Можно также увидеть определенную эволюцию бытовых вещей, одежды, найти немало свидетельств личных увлечений бывших владельцев тех или иных вещей - альбомов-песенников, образцов рукоделия, вышивки, рисунков и тому подобное.
Конечно, представленные в экспозиции предметы отражают определенный исторический период, и, вместе с тем, у каждого из них своя история, за каждым - судьбы конкретных людей.
«Этот хомут передал нам Станислав Башняк из поселка имени Горького, - рассказывает автор идеи и составитель экспозиции - старший научный сотрудник музея Ирина Стеблина. - А спас его студент Дима Мясников. Увидев, что хозяева собираются этот хомут сжечь, он принес им взамен бревно, а обнаруженный артефакт забрал и попросил своего односельчанина передать его в музей. Вот такие сознательные молодые люди у нас есть».
Ирина Стеблина - старший научный сотрудник Криворожского историко-краеведческого музея
Древнейшими вещами в экспозиции ее составитель называет вышитые и тканые рубашки, корсетку (безрукавку), кофту и пояс, которые передал музею краевед Ярослав Дзюба. Им более 100 лет и принадлежали они его прабабушке, а потом - бабушке Ульяне Митрофановне Куценко. «Это аутентичные вещи, сшитые самостоятельно их владельцами», - объясняет Ирина Александровна, обращая внимание на особенности покроя и интересный вариант вышивки. Поскольку, по словам Ярослава Дзюбы, его родня была родом с Полтавщины, то и вариант вышивки и кроя происходит именно оттуда. Наряду с вещами бабушки и прабабушки краеведа выставлены и переданные им фотографии его деда и прадеда.
Рубашка Ульяны Митрофановны Куценко (домотканое полотно, вышивка)
Корсетка, вышитая рубашка и пояс Ульяны Митрофановны Куценко
В другом разделе экспозиции выставлены достаточно профессионально выполненные пейзажные зарисовки на пожелтевшей от времени бумаге. «Эти работы передала музею Галина Виленина-Маякова, - рассказывает Ирина Стеблина. - Они написаны акварелью ее дедом - Витом Алексеевичем Рузским. Судя по надписям на обороте, зарисовки сделаны в 1917 году в Манглиси и в 1918-м - в Тифлисе. Похоже, что это - искусно выполненные копии каких-то оригинальных работ. Как рассказала Галина Виленина-Маякова, ее дед вообще был очень одаренным человеком - рисовал, занимался музыкой, играл в театре».
В.О.Рузский (1883-1943, фото 1926) и его рисунки (бумага, акварель)
Еще один раздел экспозиции «Сокровища с бабушкиного чердака» переносит нас в военные и послевоенные годы. У портрета летней женщины старенькая безрукавка - в народе называют «кацавейка» и плюшевая фуфайка. Это вещи принадлежали бывшей связной УПА Еве Иосифовне Бойчук (1.01.1925 - 6.03.2010).
Портрет связной УПА Е.И. Бойчук работы криворожского художника С.В. Агеенко
Безрукавка («кацавейка») и плюшевая фуфайка Е.И. Бойчук
В 1944-м Ева Бойчук попала в руки энкаведистов и получила от советского режима 25 лет лагерей. В 1948 году срок наказания ей был уменьшен до 10 лет. Отбыв положенный срок в районах дальнего севера на лесоповале, затем еще 6 лет она должна была жить там же «на поселении». Там Ева Иосифовна встретила и своего будущего мужа, который был воином УПА и также отбывал наказание. Когда завершился срок их пребывания «на поселении», они вместе вернулись в Украину. Однако ехать на родную Львовщину им было запрещено. Ближайшим к их родному дому городом, где им разрешалось поселиться, оказался Кривой Рог. Здесь они и остановились. Построили небольшую хатку на улице Глинки и так и прожили в ней всю свою супружескую жизнь. После смерти Евы Иосифовны новые хозяева жилища стали выбрасывать старые вещи, и музейщики успели отобрать некоторые из них для экспозиции.
Привлекает внимание раскрытый сундук с вещами, стоящий рядом. «Это традиционный набор переселенца, с которым в 50-е годы прошлого столетия приезжали на восстановление Кривбасса работники”, - объясняет Ирина Стебель. - Кроме самых необходимых вещей - полотенца, белья, одежды, обуви, мы видим и некоторые предметы тогдашней «роскоши» - «ридикюль», часы, художественную книгу - роман А. Фадеева «Молодая гвардия», широко рекламируемую в 50-е и последующие годы советской пропагандой. Этот набор передала нам Наталья Афанасьевна Шишенина, родители которой после войны приехали с Дальнего Востока в Кривой Рог».
Сундук переселенца
Вещи типичного советского быта эпохи «строительства материально-технической базы коммунизма», которая впоследствии незаметно перешла в эпоху «развитого социализма», напоминают о не таком уж и далеком прошлом, пропитанном пафосом масштабного социалистического строительства. Стакан с символом советской эпохи - изображением известного монумента «Рабочий и колхозница». Алюминиевая пронумерованная тарелка 50-х годов из рабочей столовой с весьма символичным номером «666». Алюминиевая кружка. Еще нераскрытая жестянка сухого молока 1967 года производства. Сифон для газовой воды (70-е гг. ХХ в.). Неоткупоренная бутылка гидрокарбонатной натриевой минеральной воды «Ессентуки-17» - 1988 года выпуска... Так какая она на вкус эпоха ожесточенного строительства «советского рая», который почему-то все время превращался в ад?
Среди представленных экспонатов этого периода есть и немало детских игрушек ручной работы. Очевидно, в советской промышленности, занятой преимущественно взрослыми проблемами, на советских детей мощностей не хватало, поэтому восполнять пробелы, конечно, приходилось родителям. Правда и у самодеятельных мастеров детские игрушки часто выходили с чисто взрослым идеологическим подтекстом. Как, например, у автора представленного в экспозиции игрушечного макета красноармейской тачанки периода советско-украинской войны и оккупации Украины большевистской Россией.
Игрушечный макет красноармейской тачанки
Вместе с тем, в разделе, посвященном 50-м - 80-м годам прошлого столетия, просматриваются и первые признаки современной цивилизации - счетчик лабораторный (1959 г.), арифмометр ВК-1 (1963 г.), радиоприемники, радиолы, портативный телевизор. Радуют глаз и более изысканные платья, чайные сервизы, посуда и даже раритетные художественные вещи - вазы японского производства, а также скульптурки и керамические изделия отечественных мастеров и др.
Арифмометр ВК-1 (1963 р.)
Радиола
Признаки современной цивилизации в советском быту
Кстати, японскую вазу XIX века, найденную в фундаменте дедовского дома, передал в музей криворожский художник Федор Росомаха. А другая подобная японская ваза в свое время прибыла в Кривой Рог из далекого Хабаровска и попала в экспозицию стараниями заместителя директора музея Александра Мельника. И таким образом обе почти идентичные японские вазы встретились в экспозиции криворожского музея.
Японские вазы (XIX в.)
На музейной итоговой выставке вещей бытового потребления представлены и несколько картин. На одной из них отражена традиционная сценка из украинской жизни. Эта печатная репродукция картины «Свидание», которая с 70-х годов украшала дом Сидора Кривобоченко, благодаря его сыну Анатолию теперь она попала в музей. Как один из растиражированных образцов национального изобразительного искусства, украшавших украинский дом в советское время безостановочной денационализации украинской жизни, картина «Свидание» будет напоминать о том, что украинцы все же своего не чурались и стремились постоянно видеть свое.
Репродукция картины "Свидание" из дома Сидора Кривобоченко
Вот такое путешествие во времени помогли осуществить «Сокровища с бабушкиного чердака». Немного приоткрыв дверь в прошлое столетие, итоговая выставка последних поступлений в музей продемонстрировала, как, казалось бы, обычные вещи могут стать необычными, если им предоставляется возможность характеризовать эпоху больших перемен.
Владимир СТЕЦЮК, журналист, Кривой Рог, фото автора