Перейти к основному содержанию

«Ступка был гениальным актером»: воспоминания коллег

27 августа, 15:24

Михаил ЗАХАРЕВИЧ, генеральный директор Национального театра им. И. Франко:

- Богдан  Ступка, с которым я имел счастье общаться в течение многих лет, был многогранным человеком. Он был гениальным актером!  Своим искусством достойно представлял Украину в мире. К  Богдану Сильвестровичу всегда тянулись люди, с ним хотели общаться. Ступка  владел какой-то особой магией, которая настраивала собеседников на волну доброты. В памяти он остался как очень светлый человек. Хотя театральная среда склонна к интригам, но Богдан Сильвестрович всегда стоял в стороне любых закулисных интриг. Он откровенно говорил то, что думает, и люди к нему прислушивались.  Ступка  имел большое влияние на людей, умел, что называется, владеть массами. И не только со сцены, но и в жизни.

 Наши рабочие отношения с Богданом Сильвестровичем  были разными. Бывало, что взгляды на какие-то вещи в театре были противоположными, но при этом Ступка не воевал с моими убеждениями.  И это свидетельствует о его человеческом величии, великодушии. Он мог себе позволить воевать со мной на всех уровнях, включая и властные (потому что имел доступ к первым лицам государства, сам был министром). Богдан Сильвестрович был мудрым, знал, и как повлиять на власть предержащих, и как убедить коллег – умел настроить человека на решение проблемы, а не на ее заострение. Эта его жизненная мудрость помогала ему и в создании тех многочисленных сценических и кинообразов, которыми он прославился сам и прославил Украину.

Следя за его яркой творческой жизнью в течение более чем двадцати лет, я видел, что его партнерам было непросто – его человеческая харизма, актерское мастерство привлекало к себе внимание всех зрителей. Но при этом никто из актеров на него не обижался, наоборот, они хотели с Б.Ступкой играть, потому что для них это было прекрасной школой.  Что в нем еще привлекало, так это его человеческая простота, отсутствие малейших проявлений звездной болезни – кто-кто, а Богдан Ступка при его славе мог бы себе позволить загордиться. Между тем, он был доступным для общения даже с незнакомыми людьми, не говоря уже о друзьях. Еще меня привлекало в нем большое внимание и нежность, с которыми он  относился к родным – несмотря на большую занятость всегда находил время для семьи, обожал внуков.

«БОГДАН СИЛЬВЕСТРОВИЧ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ, СОТКАННЫМ ИЗ ПРОТИВОРЕЧИЙ»

Станислав МОИСЕЕВ, художественный руководитель Национального театра им. И. Франко:

- Все прекрасные эпитеты, которые заслуживает Богдан Ступка, уже давно сказаны. Поэтому трудно сказать о нем что-то абсолютно новое. Между тем, о Богдане Сильвестровиче хочется говорить, потому что он является очень значимой, масштабной личностью. При том, как это обычно в случаях человеческой неординарности и случается, Ступка  был человеком, сотканным из противоречий. И это придавало его личности еще большей харизмы и привлекательности. Потому что люди с сильной доминантой то ли позитивных, то ли негативных качеств нас меньше привлекают. Когда же мы видим внутренний конфликт, драму, постоянный поиск, то нам такой человек становится интересным. У Богдана Сильвестровича был очень богатый внутренний мир, но свои душевные конфликты, присущие ему противоречия он тщательным образом скрывал. Однако именно эта его парадоксальность и делала его как личность очень интересным и в жизни, и, конечно, на сцене, и в кино. Его внутренний мир содержал то, что отсутствовало у других актеров. Ступке  не нужно было демонстрировать актерскую технику, не нужно было пытаться удивить зрителя, понравиться ему, поскольку очаровывали само богатство и определенная драма его внутреннего мира.

О Б. С. Ступке (сейчас актеров такого масштаба у нас нет, и неизвестно когда появятся)  будут еще очень долго говорить, писать, потому что он так и остается тайной. При всей успешности его карьеры, при всем внешнем благополучии, его жизнь, на мой взгляд,  не была легкой и такой глянцевой, как это иногда представляют. Богдан Сильвестрович умел произвести впечатление абсолютно благополучного человека, у которого нет никаких проблем! Но уже даже то, что на должности художественного руководителя Театра им. И.Франко он очень много времени проводил в рабочем кабинете… Ступка свой драматизм, который скрывал в жизни, сполна раскрывал на сцене. Поэтому созданные им образы такие глубокие, неординарные и интересные. 

На что в его парадоксальной натуре я бы еще обратил внимание, так это на отношение к власти. Он был патриотом Украины, искренне любил эту землю, ее народ, но с другой стороны, уделял слишком большое значение государственным чиновникам, от которых, как ему казалось, нужно защищать театр, которым он руководил. Конечно, наша власть не очень занимается проблемами культуры, но при всем ее безразличии к искусству никто руку на Национальный театр не поднимет. Богдан Сильвестрович в этом отношении был типичным представителем своего поколения шестидесятников,  которые, с одной стороны, пытались противостоять всему безобразному, что было в советской власти, в советском менталитете, а с другой, несли в себе какие-то не искорененные черты, этой властью воспитанные. Все это в моих глазах делало его очень похожим на ибсеновского Пер Гюнта, о чем я подумал во время нашей последней встречи уже в больнице. Жаль, что мы с ним так и не поставили «Пер Гюнта», хотя не раз говорили об этом. Ступка мог сыграть еще много великих ролей, но, к величайшему сожалению, судьба распорядилась иначе.

Вадим ДЫШКАНТ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать