Перейти к основному содержанию

Свет для мира

Во Львове демонстрируют самые древние в Украине иконы «Рождество Христово»
07 января, 15:45

Пожалуй, ни одна другая тема Евангельской истории не получила в украинской иконописи такого разнообразия иконографических вариантов и творческих интерпретаций, как «Рождество Христово». Об этом «Дню» рассказала заведующая отделом древнеукраинского искусства Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого Мария Гелитович. И добавила, что рассмотреть это событие на конкретных памятниках возможно только с конца XV века. «И то на примере одного эпизода - сценки из иконы «Воздвижение Честного Креста» из Воздвижения (территория Польши, Лемковщина). А более последовательно эта тема разворачивается в иконах уже с XVI веке.

«Это, очевидно, была запрестольная икона, - говорит научный работник. - Это вообще уникальная икона, потому что у нас больше нет аналогий изображения такой храмовой иконы со сценами, связанными с распятием, воскресением и таинствами Троицы. Это очень интересный набор сюжетов, и один из них, собственно, Рождество Христово, которое является первым таким изображением в украинской иконописи. Датируется образ второй половиной XV века. Иконография здесь воспроизводит ту символику Рождества Христова, которая присутствует в каждой иконе византийского стиля. Этот византийский стиль существовал до конца XVI века, а позже эта иконография менялась, что отчетливо видно из образов в нашей подборке. Так как на тех, давних, иконах присутствует Богородица в центре - она является центром и композиционным, и смысловым. Конечно, основная фигура - Иисус Христос. Но Богородица - самая большая, иконописец делает акцент на ней. Она лежит на фоне условного горного пейзажа. Видим темную пещеру, на фоне которой изображены ясли с Иисусом Христом, над которым склонились вол и осел. Это клеймо иконы повреждено, имеет много потерь. Видим на нем двух царей - один потерян. Богородицы сохранились только фрагменты. И еще маленькая головка Иисуса Христа, едва заметная возле Богородицы. С неба сходит Святой Дух в виде луча. И ангелы указывают путь царям. Один из ангелов говорит с пастухом. Три других указывают на небо. Также видим бабу-повитуху, которая купает ребенка. А другая уже наливает воду в чашу. Об этом в Евангелии ничего не сказано, так как Рождение произошло чудесным образом. Еще видим Иосифа, который сидит и разговаривает с пастушком, удивленный событием Рождества Христова. На других иконах изображены овцы, пастухов больше... А здесь изображены только основные события, которые связывают, собственно, земное и небесное. Потому что есть гора, темная пещера... Те дни, когда празднуем Рождество, - самые темные и короткие в году. И здесь прописана идея света. Иисус Христос потом сказал: «Я являюсь светом для мира». И присутствие того света на Рождестве - обязательно в виде того луча, который восходит на Иисуса Христа. Даже есть образы, где золото присутствует на образе Иисуса Христа - в таком сиянии».

Мария Гелитович отмечает, что в коллекции Национального музея во Львове немного икон «Рождество Христово»: «Этот праздник входил в цикл основных двенадцати праздников года, а иконы - в святочный ряд иконостаса. У нас праздничные иконы есть с середины XVI века. Есть несколько комплексов икон, где присутствует «Рождество Христово». Соответственно, есть возможность увидеть, как менялась эта иконография в XVI, а особенно - в XVII веке. Также есть большая красивая храмовая икона из Старосамборского района Львовской области, и это - тоже раритет, потому что церквей Рождества Христова не так много».

Икона середины XVI века из села Трушевичи, что возле Добромиля, - уникальна, потому что с сюжетами из жизни Богородицы (начиная с Благовещения, Сретения, Вознесения...), и очень хорошо сохранена. «Богородица лежит на покрывале на фоне условно стилизованных гор и прикрывает рот руками. На других иконах мы этого не увидим. К словам Акафиста, посвящена она, ведь только она знает тайны рождения Иисуса Христа и никому об этом не говорит. Видно непорочность Марии. И она отвернулась от Христа и смотрит на нас... Ясли пронизаны золотыми ассистами (нитями), так как Иисус приносит свет. Звезда восходит, и мы видим луч, который опускается на те ясли. Ребенок укутан так, как в Израиле пеленали мертвых. А сама конюшня имеет форму высеченной в скале пещеры для захоронений. Так объединены в одном изображении рождение и смерть. Смерть Христа является вторым рождением человечества. Ясли, как место еды, одновременно символизируют Евхаристического Христа, к которому пришли осел и вол, что олицетворяет еврейский и языческий народы. Они ищут пищу в яслях, а пищей для всех людей является Иисус Христос. Видим и трех царей, а они всегда имеют три возрастные категории - старец, среднего возраста и молодой. Приносят дары - ладан, золото и смирну. Золото приносят в подарок царю. Сжигая ладан, славят Бога. А миро-масло, которым смазывают мертвых, - предсказание Христовой смерти. И еще один важный момент. Пришли поклониться цари, а это - самые высокие слои общества. Но есть еще  и самые низкие - пастухи, нищие, простые люди, крестьяне, и они первые пришли Ему поклониться. А еще пастушки - это образ священников будущих (пасите моих овец, пасите моих ягнят). А это значит, что отдают дань Христу всем человечеством. В то же время и Христос является для человека царем, добрым пастырем и жертвенным ягненком. Также видим разговор Иосифа с пастушком, купель ребенка. Небо представлено звездой, которая восходит (Благодать Божия), и ангелами».

Мария Гелитович показывает также икону из села Дальова (территория Польши, Кросненский уезд, Подкарпатское воеводство) XVI века. А еще - икону середины XVI века из села Бусовиско (Старосамборский район Львовской области) - из собора Пресвятой Богородицы, где изображен второй день праздников.

Научный работник рассказывает, что иконы, начиная с конца XVI - начала XVII века, выглядят немного иначе, потому что появляется накрытая конюшня, Богородица сидит, а не лежит, имеет подножек... И Иисус Христос лежит внизу, а не в пещере. Таким, в частности, является золоченый образ XVII века из села Скварява (Золочевский район Львовской области).

Есть в коллекции и образ «Рождество Христово» высокого профессионального уровня авторства знаменитого иконописца конца XVII - начала XVIII века Ивана Рутковича.

Сценку с изображением Рождества можно увидеть и в Богородчанском иконостасе 1698 - 1705 годов, созданном при авторстве православного иеромонаха Иова Кондзелевича для церкви Воздвижения Честного Креста Скита Манявского.

Также в собрании НМЛ есть хоругвь ориентировочно 1858 года из села Нырков (Залещицкий район Тернопольской области) с народной трактовкой, с очень интересным, насыщенными цветами, исполнением события Таинства Рождества, и это, по словам Марии Гелитович, - очень редкий сюжет для хоругви: "Изображение на этой хоругви веселое, жизнерадостное, жизненно убедительное... Видим, что пастушки поклонились, стоят на коленях перед Иисусом Христом. А еще видим царей на лошадях. Все выглядит очень непосредственно и искренне. Цветовая гамма, с одной стороны, очень скупая, с другой - зеленый и красный очень дополняют друг друга, цари - белые, а лучи солнца сходят на землю как дождь... Композиция удивительно своеобразная и интересная».

В конце стоит добавить, что для православных Рождество входит в число крупнейших праздников в истории человечества - это праздник в честь того, что сам Бог, Творец неба и земли, Всемогущий, воплотился, стал человеком, чтобы спасти людей всего мира, помочь увидеть правильный путь в жизни.

Христос Родился! Славим Его!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать