Пространство культуры. Рижский опыт

РАЙОНЫ
Рабочие районы есть в каждом городе, даже в культурной столице. Везде они выглядят одинаково: серые простые дома, разбитые дороги, редко-цветные детские площадки. Другое дело – как эти районы в современных условиях гармонизировать, как наполнить новым смыслом урбанистический пейзаж.
Один из таких районов – Sarkans (в переводе «Красный») в Риге. В этом году он наравне с еще семью микрорайонами участвовал в программе «Движение дворов» (а рамках «Рига – культурная столица Европы 2014»). Идея состояла в том, чтобы привлечь к организации окружающей среды самих жителей города, мотивировать их участие в городской жизни. К проекту привлекли молодых архитекторов, дизайнеров, художников, городские структуры, общественные организации и жителей. Они сами проектировали то, что хотят видеть у себя во дворе – небольшой ботанический сад или новую игровую площадку для детей.
По словам Айвы Розенберга, руководителя программы «Рига-2014» все это заставило оживить не только дворы, но и самих людей. «Люди в Латвии более закрытые. Они стеснительны. Такой проект помог им понять, что они тоже важны для жизни города», - комментирует она. По ее словам, очень часто соседи не знали друг друга, но с помощью общей работы, они находили общий язык. Она также отмечает, что увидев результат одного двора, соседские тоже брались за работу. Таким образом, начиналось новое движение. Культура соседства, работы сообща, причастности к урбанизованному пространству перешла в активную фазу. «Ведь быть культурной столицей это не означает только показывать спектакли и мюзиклы. Наша окружающая среда, наше общение с ней, друг с другом», - это тоже элемент нашей общей культуры», - продолжает она. Тем более, что бюджеты таких проектов невелика – из городского стоимость на него было потрачено несколько тысяч евро, остальные средства компенсировали спонсоры.
Кроме того, во дворах проходит «Субботник хорошего места» (в скверах и на площадках рижских микрорайонов появляются вдохновленные играми дизайнерские объекты) и серия мероприятий «Активные микрорайоны» продолжается в программе культурной столицы Европы весь год. Это инициированные и реализованные самими рижанами проекты в разных районах столицы.
Кстати, подобный опыт, когда культура приходит в спальные районы, существует и в Украине. Пример тому – в течении июля на киевских Позняках будут проходить «Каникулы на районе» - серия художественных акций, которые имеют целью объединить художников и местных жителей для решения типовых проблем спального района.
УЛИЦЫ
А вот улица Миера (Miera iela) европейскими СМИ была названа «столицей европейских хипстеров». Такую «маркировку» ей дали французы из-за большого количества кофеен, публичных пространств для работы и досуга, мастерских и т.д. Здесь же находится Музей шоколада. Улица невелика, а потому ее можно пройти за пару минут. Магазинов и кофеен здесь действительно предостаточно. В каждом приятная музыка – и те самые хипстеры, которых так полюбила французская пресса. Но, будьте уверенны, что ничего такого, чтобы их отличало от творческой молодежи других городов, вы не увидите. Это художники, музыканты, критики, которые обитают в привычной для них среде, которую они создали так, как бы им этого хотелось.
СТЕНЫ
У Йосифа Бродского было стихотворение, которое он написал в 1964 году, «К стенам»:
…За твоею спиной умолкает в кустах беготня.
Мне пора уходить. Ты останешься после меня.
До свиданья, стена…
Посвящаю свободе одиночество возле стены.
Завещаю стене стук шагов посреди тишины.
Обращаюсь к стене, в темноте напряженно дыша:
завещаю тебе навсегда обуздать малыша…
Стены никогда не молчат. Они наделены памятью и умеют говорить. Стрит-художник Эдгар Звергдинз (Edgars Zviergzdins) заставляет улицы Риги обретать голос. Печальный, Шпионский, Хулиганский, разный. Именно он был куратором проекта «Blank Canvas» («чистое полотно»), целью которого стало инициировать в обществе и среди профессионалов дискуссию об уличном искусстве в городской среде.
«Фестиваль - это своеобразный акт примирения уличных художников с обществом. Мы пытались показать, что диалог между сторонами возможен, что можно создавать качественные произведения уличного искусства, особенно если есть места, где это можно делать легально», - отметил он.
Идея состояла в том, чтобы «расписать» белые стены рижских домов. «Авторы были из разных стран Европы. Мы не ставили перед ними никаких рамок. Главное – это желание художника выразить свою мысль», - добавляет Звергдинз.
ОЧЕРЕДЬ В РИЖСКИЙ МУЗЕЙ
ПАМЯТНИК "БОРЬБА ПАМЯТНИКОВ" СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ "ГЕРОЕВ", КОТОРЫЕ ПЕРЕОДИЧЕСКИ МЕНЯЮТ ДРУГ ДРУГА. КАЖДЫЙ СИМВОЛИЗИРУЕТ ОТДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЛАТВИИ И ПРАВО НА "МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"
Автор
Екатерина ЯковленкоSection
Тайм-аут