Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Радость и печаль «короткой жизни»

19 февраля, 00:00

Ведущий вечера, писатель и политик Петр Осадчук, начал с признания, которое сделала ему Мария Матиос перед тем, как войти в общество, пришедшее чествовать ее творчество: «Я очень волнуюсь...» Волноваться действительно было чего, ведь оценить написанное пришли необычные читатели, а маститые профессионалы, которые просто так словами не разбрасываются. Однако комплиментов не жалели: «прекрасный язык пересыпан деталями, словно бриллиантами», «она владеет высшим пилотажем — сочетать трагическое и комическое», «когда я прочитал эту книгу («Нация») у меня сдавило горло»...

Мария Матиос «молчала» целых пять лет. Именно столько прошло между выходом ее последнего поэтического сборника и тремя книгами, недавно изданными, известная «Кальвария» («Жизнь короткая», «Нация» и «Женский аркан»). Это стало маленьким шоком и взрывом одновременно — произведения писательницы в различных изданиях прорецензированы более 40 раз. Это в то время, когда более «заметные» и раскрученные имена не сподобились и на десятую часть отзывов, полученных новоиспеченным прозаиком. Во время полуподпольности и герметичности вызревающей литературной критики. Сама писательница признается: «Когда я писала «Жизнь короткую», мне казалось, что я держала не перо, а скальпель... препарировала процесс, когда человек чувствует радость и печаль...» Наверно, именно в этом кроется секрет неравнодушия критиков к ее творчеству. Специалисты называют ее этнопсихоаналитиком, затрагивающим самые потаенные архетипы нации, помогающим найти ответ на вопрос «Кто мы?» В одном из стихотворений Матиос пишет: «І думаю: хто я є?/Скрадлива білиця- білка, /Що в лапці горіх несе?/ Чи просто щаслива жінка?/ Щаслива./ Отут і вже».

Кто-то из выступающих шутя окрестил вечер репетицией чествования Марии Матиос в качестве лауреата премии им. Т. Шевченко. С этим трудно не согласиться, ведь все были единодушны, — а кое-кто и прямо убеждал членов комитета, присутствовавших в зале, в том, что более достойного кандидата не найти. Сама же писательница была намного более сдержанна: «Я не так хочу эту премию, как, по выражению моего издателя Петра Мацкевича писать «хорошие книги».

На этом фоне странным жестким диссонансом появляется материал, который поместила на днях одна довольно пристойная столичная газета. Поместила, очевидно, не подумав как следует, ведь нагловатый автор напрочь забыл об элементарной человеческой этике. По-видимому, в мороке собственных антипатий он окончательно перепутал грязные политические технологии с литературой, жизнеописанием и рецензированием. Вместо этого слепил какие-то одиннадцать пунктов, которые к собственно творчеству писательницы не имеют никакого отношения. Все свелось к шельмованию личности, персонального мировоззрения и жизненных убеждений героини. Предельный субъективизм, помноженный на цинизм и безответственность, смешал в одном котле личную жизнь, служебные обязанности, вырванные из контекста моменты произведений и даже национальную безопасность страны. Странный винегрет получился!..

«День» в свою очередь предлагает более зрелое и взвешенное мнение, которым с нами поделился один из старейших писателей страны, лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко Анатолий Димаров: «Я не знал, что есть такая писательница, но вдруг попала в руки ее книга — «Нация». Сел читать, и скажу откровенно — такого уровня писательства я давно не видел. Что меня ужасно поразило, это неповторимая сторона жизни буковинского народа. Это настолько ярко... Я не знаю, откуда у этого ребенка взялся такой талант. Такое мощное вхождение в литературу было в свое время у Григора Тютюнника, других шестидесятников. Потом мы встретились и она мне сказала: «Вы знаете, некоторые вещи меня так жгут, что, кажется, у меня сгорает душа...» Эта самоотдача — это очень важно. И я очень рад, что в нашей литературе появилась такая серьезная писательница. Я уверен, что она достойна премии Т. Шевченко — не знаю, кому там еще за прозу можно дать. О поэзии не говорю, потому что я прозаик. Но проза... Я считаю, что это единственная книга, заслуживающая эту премию».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать