Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Свобода эксперимента: от веснянок до академии

26 декабря, 20:14

При всей внешней произвольности подбора, а также кардинальных отличиях в музыке, три диска, о которых пойдет речь ниже, объединяет именно это — вкус к эксперименту. Со стороны как исполнителей, так и авторов музыки.

Не так давно в Киеве публике и журналистам презентовали новый альбом под названием «Дневник путешествий». Автор и исполнитель был обозначен коротким и чудаковатым прозвищем «Макет». На самом деле Алексей «Макет» Дегтярь — личность для отечественной рок-сцены почти легендарная. Его группа «Иванов Даун» в начале 90-х стала настоящей сенсацией фестивалей в Москве и Киеве. Жесткий гитарный звук, мощные и мрачные композиции, инфернальное настроение и дикая энергия живых выступлений — все это приводило публику в восторг. К сожалению, успех не был закреплен: в поисках лучшей судьбы Дегтярь пустился в странствия, довольно долго и небезуспешно работал диджеем в Москве. Вернувшись в конце концов в Киев, иногда выступал с разовыми проектами. Однако о систематической концертной деятельности речь не шла.

«Дневник путешествий» интересен, прежде всего, тем, что это, по существу, первая «официальная» фиксация творчества Макета на компакт-диске. То есть — альбом записан в профессиональной студии, напечатан коммерческим тиражом, соответственно оформлен. Музыки в нем набралось немногим менее 25 минут. И вся она для тех, кто, например, помнит Алексея еще по бурным годам «Иванова Дауна», будет сюрпризом. Здесь нет ни диджейских ритмов, ни рок-индустриальной жесткости. Наоборот, все восемь инструментальных композиций — преимущественно мелодичные, веселые и даже романтические. Потому что представляют собой сочетание фольклорных мотивов из различных культур с личным музыкальным опытом самого Дегтяря, который оказался достаточно искусным баянистом. Названия композиций говорят сами за себя: «Гоатранс», «Бретонь», «Македония», «Матросский танец», «Ла-Манш», «Киев—Париж». Это действительно приятное слушание — хорошая музыка для раннего вечера…

На презентации диска Макету аккомпанировала киевская группа, известная под названием «ДахаБраха». Это настолько своеобразное образование, что его даже сложно однозначно зачислить к какому-то определенному направлению. «ДахаБраха» состоит из четырех симпатичных девушек (Нина Гаренецкая, Александра Гарбузовая, Ирина Коваленко, Елена Цибульская) в высоких мерлушковых шапках, вышиванках и традиционных юбках, а также парня казацкого вида (Марко Галаневич). Девушки играют на бубнах, барабанах и виолончели, Марко — на всем остальном. Все пятеро, конечно, поют. Образовалось это чудо в киевской театральной студии «Дах» Сейчас там при участии «ДахиБрахи» идет несколько спектаклей. Появился уже и их первый альбом «На добраніч».

Если говорить о музыке группы, то она более-менее укладывается в идеологию нью-эйджа, которая, между прочим, предусматривает массовую популяризацию аутентичных культур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основа песен ансамбля — украинский фольклор; хотя это фолк, исполняемый современными молодыми людьми для такой же аудитории. Музыкальные интерпретации исходного материала — достаточно свободные. Легкой рукой «ДахаБраха» смешивает нашу песенную традицию (те же веснянки) с балканскими и цыганскими ритмами, индийскими рагами, среднеазиатскими мотивами, реги и даже рэпом. По большей части получается ярко, весело, колоритно, иногда — слишком формалистично, суховато. Впрочем, диск проявил другую проблему этой чрезвычайно перспективной группы. Ведь «ДахаБраха» в такой же степени музыкальный состав, как и театральный. И пока что наиболее эффектно они и звучат, и воспринимаются вживую. То есть — за полноценным впечатлением все равно нужно идти в «Дах», на концерт или на спектакль. Однако, так или иначе, будущее этой пятерки — в первую очередь сценическое — кажется если не блестящим, то очень и очень хорошим.

Последний диск этого обзора в таком соседстве кажется немного странным. Но сам факт его появления имеет не меньшее значение, нежели двух вышеупомянутых. Собственно, нужно говорить не об отдельном компакте, а о целой серии. Она имеет название «Новая музыка в Украине», состоит из 10 дисков (изданы компанией «Атлантик рекордз») и содержит произведения, прозвучавшие в течение последних девяти лет в рамках одноименной концертной серии. Фактически, это — итоги концертной и студийной деятельности ансамбля «Новая музыка в Украине», основанного киевским композитором и дирижером Владимиром Рунчаком в 1998 году. Наиболее важно то, что впервые в Украине издана антология современной академической музыки. Ведь школа современной композиции является творческим достоянием нашей страны: имена Сильвестрова, Станковича, Грабовского, Скорика известны далеко за пределами Украины, есть немало чрезвычайно интересных композиторов и среди младших поколений. Однако музыку наших мастеров, как, кстати, и произведения их зарубежных коллег, можно услышать разве что на фестивалях и очень редких филармонических концертах, а диски вообще не сыщешь. На этом фоне «Новая музыка», пусть и изданная тиражом всего 1000 экземпляров, несомненно, радует.

На дисках представлены композиции, созданные во второй половине XX — в начале XXI столетий, большинство исполнений — украинские и мировые премьеры. Конечно же, здесь преобладают произведения пана Рунчака — ими полностью заняты первые два диска, плюс, обязательно, по 1-2 композиции на всех остальных. Однако список имен действительно впечатляет — наиболее заметные среди них: классик музыкального авангарда Антон Веберн, наш Валентин Сильвестров, польский патриарх Витольд Лютославский, немецкий экспериментатор Маурисио Кагель. В общем, кроме украинских сочинителей, здесь представлены польские, немецкие, швейцарские и американские композиторы. Так, например, на девятом диске утонченно медитативная пьеса одного из лучших отечественных композиторов Виктории Полевой «Числа для фортепьяно» соседствует с экспрессивным Grand Pezzo для фортепьяно и литавр, а также минималистическим «Монологом для фортепьяно» немца Антона Рупперта, а обманчиво простые «Песни ночного путешественника» Иорга Видмана (также Германия) — с ироническим Spiraltje Михаэля Рока. В каждом из дисков есть двуязычный буклет с информацией о композиторах и исполнителях произведений (английский перевод выполнила музыковед Ирена Стецюра). В оформлении обложек использованы репродукции картин Александра Дубовика. В общем — достаточно качественный продукт.

Три абсолютно непохожих диска. И только одна общая отрадная черта: экспериментирование, которое имеет качественный результат.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать