Перейти к основному содержанию

«Вся правда о Крыме. Хроника пленэров»

Так называется выставка, открывшаяся в галерее «Хлебня» Национального заповедника «София Киевская»
04 августа, 16:34

Экспозиция собрала более 100 работ разных поколений украинских художников — с 1950-х и до настоящего времени. Здесь представлены полотна пленэров самых известных курортных городов, пейзажные зарисовки, настроенческие графические изображения.

— Крым всегда был краем, который будоражил воображение художников, — отметил  на открытии выставки министр культуры Украины Евгений НИЩУК. — К сожалению, в настоящее время Крым вызывает у большинства граждан политические ассоциации. На этой выставке мы наблюдаем, как картины стали свидетелями внезапно утраченного рая, который в результате непровозглашенной войны превратился в оккупированную зону.

Территория, на которую сейчас страшно возвращаться, на картинах экспозиции предстает с удивительной идилличностью, спокойствием и размеренностью своей прошлой жизни. В работах художников угадываются места, которые до недавнего времени были популярными среди гостей полуострова, а также те, на которые не ступала нога туриста.

— Генуэзская крепость в Судаке является неотъемлемой частью комплекса «София Киевская», — подчеркнула генеральный директор заповедника Елена СЕРЕДЮК. — Это 40 гектаров уникального археологического памятника, 60   объектов, которые претендуют на место в списке всемирного наследия ЮНЕСКО, это музейная коллекция, которая состоит из 18000 единиц хранения, которые были, есть и будут украинскими. Для нас особенно искренне звучит эта тема, и именно сегодня, безусловно, напрашиваются исторические параллели. Не могу не вспомнить о наследии генуэзцев, их выборе, который был сделан в Х веке в Крыму в Херсонесе Таврическом. Это был цивилизационный выбор, когда крестили всю княжескую дружину во главе с князем Владимиром. Поэтому для нас особенной болью была потеря части нашей истории...

В настоящее время идет война, и мы не можем делать вид, что ничего не происходит, — сказала во время выступления соорганизатор выставки Татьяна КАЛИТА. — Мы переживаем ряд потерь и приобретений. Потери наши — не земли, не курорты, а то, что действительно ценно — человеческая жизнь. Но мы имеем и настоящее приобретение — это осознание того, что человек должен жить достойно, и даже в состоянии войны мы должны делать свое дело спокойно и профессионально.

Полотна выставки резко контрастируют с той крымской хроникой, которую можно увидеть сегодня. В экспозиции представлены работы художников советской школы — С. Подервянского, Б. Рапопорта, Р. Сельского, Г. Сокиринского, Ю. Химича, Т. Яблонской, соцреалистическая тематическая картина реализовалась в работах Г. Мелихова, есть также художники, которые пришли в искусство на рубеже 1980—1990-х (А. Аполлонов, А.   Белюсенко, А. Вакарчук, Б. Егиазарян, К. Корнийчук, Е. Придувалова, и те, кто сформировался уже во времена независимости Украины (О. Винник-Штеп, С. Коваленко, В. Сафина, А.    Толстухин, В. Шматько). Их подходы и манера отличаются: С. Подервянский выбрал для себя Гурзуф как концептуальный центр и создает динамические картины его местностей («Гурзуф. Лестница», «Гурзуф. Пляж», «Гурзуф. Торговые ряды»), Г. Сокоринский писал размытые акварельные пейзажи морского волнения на фоне нерушимых скал («Холодный ветер»), К. Корнийчук наложением неестественных цветов и громоздких форм показывает свое восприятие сущности крымской земли («Перед ливнем», «Туман»).

Например, Елена Придувалова представила на выставке ряд феодосийских зарисовок и других картин, созданных во время поездок: «Мне тяжело говорить о нынешнем Крыме... Почти каждый год я бывала там на пленэрах. Для меня важным является восприятия момента, ощущения каждый год были разными. В серии картин из Феодосии у меня было темное море, и сейчас именно такие ощущения. То, что сегодня происходит в Крыму — чувствовалось всегда в настроениях людей и образе жизни. Можно было заметить это в повседневном, оно же отразилось и на полотнах. Ощущение было такое, что время для них остановилось в предыдущей эпохе. И то, что произошло, — это только окончательное возвращение в прошлое».

Разные жанрово и в часовом срезе работы, представленные на выставке, даже в трагическое, без преувеличений, время украинской истории объединяет идея целостности Украины, невозможности культурного разрыва даже при условиях территориальной аннексии.

— Я думаю, время все расставит на свои места. Искусство в любое время — иллюстрация духовности жизни, это означает, что мы не должны забывать, что одна из частей нашей страны горит в огне. И каждый из нас должен думать, что он сделал для того, чтобы помочь, и что завтра можно будет сделать, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. Нам нужно держаться вместе», — отметил художник Борис ЕГИАЗАРЯН.

Приобщиться к хронике крымских пленэров можно в галерее «Хлебня» национального заповедника «София Киевская».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать