Альтернативный сектор независимости
В Польше уже теряют энтузиазм по поводу добычи сланцевого газа, но с оптимизмом рассматривают перспективы УкраиныЛюбое хорошее слово, а тем более небольшой вербальный аванс поднимают настроение, стимулируют, вдохновляют. Например, спикер по вопросам энергетики фракции «зеленых» в немецком парламенте Оливер КРИШЕР объявил на прошлой неделе, что его партия считает недопустимым импорт сланцевого газа из Украины и Польши. «Мы не можем запретить соответствующую технологию здесь в Германии, а потом импортировать сланцевый газ из Украины или других стран», — сказал он журналистам, признав тем самым Украину лидером «сланцевого движения» в Европе. Понятно, когда дело дойдет до реального экспорта, то мы в Украине, равно как и поляки, такими заявлениями будем недовольны и даже возмущены. А сейчас они звучат как приятная сердцу музыка. В наши способности, возможности и умение верят, нас уже побаиваются как конкурентов. Тем более что ранее нынешний вице-премьер-министр, а тогда министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко прогнозировал, что семь или десять лет спустя страна станет экспортером сланцевого газа.
Впрочем, тот же Кришер на самом деле не верит, что Польша и Украина в обозримом будущем смогут выйти на добычу сланцевого газа в таких объемах, чтобы его экспортировать. Более того, он, похоже, записной пессимист, поскольку предполагает, что и в Германии добыча сланцевого газа не имеет перспектив. «Хотя в некоторых землях проводятся исследования, — продолжал спикер зеленых, — в целом я не думаю, что это будет иметь серьезное продолжение... Мы считаем технологию гидроразрыва пласта опасной». Ответы на все эти проблемы «День» надеялся получить, отправляясь на украинско-польскую газовую конференцию в Варшаве. Тут не было зеленых, которые ставили бы под сомнение те или иные технологии, но было немало профессионалов, способных дать ответ на любые вопросы.
К сожалению, украинская сторона, представленная НАК «Надра Украины», не инициировала обсуждения серьезных вопросов и пыталась впечатлить участников конференции довольно слабым рекламным видеороликом. Единственная полезная информация, которую можно было почерпнуть из продемонстрированного видеоряда и выступления представителя НАК — это обещание министра топлива и энергетики Украины создать единое окно для приема документов от компаний, желающих инвестировать в добычу сланцевого газа. Обрадовал срок, определенный чиновникам для работы с этими документами, — один месяц. Будет ли он соблюдаться, это уже, как говорится, совсем другая история.
Зато поляки с максимальной открытостью говорили о проблемах, с которыми сталкивается «сланцевая революция» в их стране. Геолог из польского Института энергетических исследований Павел ПОПРАВА отмечает, что Польша и Украина находятся только в первой фазе поисков, и ссылается на опыт США, где первые месторождения сланцевого газа разведывались, по американским меркам, очень долго — с начала поисковых работ до производства уходило два года. Эксперт считает, что этот опыт в Европе невозможно повторить... «Падающий энтузиазм энергосектора, — говорит он, — определен модой на сланцы на финансовых рынках, которая уже прошла». Кроме того, по словам Поправы, в связи с нюансами регулирования рынка добычи сланцевого газа в Польше может сложиться сложная ситуация. Правительства стран ЕС не извлекли уроков и ждут, кто первый создаст законодательство, в том числе налоговое, для добычи сланцевого газа.
«Шесть скважин мы уже пробурили, — говорит Павел МАРТИНЕК, заместитель главы компании Orlen Upstream, — и хотим в этом году провести два гидроразрыва, в результате чего получим определенные знания, которые помогут в разворачивании дальнейших работ». Он утверждает, что Orlen есть чем гордиться. Но в то же время отмечает, что зачастую «приходится бороться с законом, положения которого создавались еще для добычи каменного угля и не совсем подходят для деятельности по разведке нетрадиционных углеводородов. По словам Мартинека, его компания находится в процессе создания нового законодательства, но не надеется, что он (процесс) может быть вскоре завершен, а все ее предложения учтены.
Директор по развитию бизнеса компании United Oilfield Services Цезарий ФИЛИПОВИЧ сетует на отсутствие разрешений на добычу сланцевого газа в странах ЕС, на активные действия экологов, «противосланцевое» лоббирование «Газпрома» и французских производителей оборудования для атомных станций. Филиппович отмечает, что в Польше до сих пор нет законодательного регулирования добычи сланцевого газа. Из-за этого, по его словам, «эмоции в стране накаляются», а фирмы, которые он представляет, «вместо того, чтобы искать газ, будут бороться за разрешения это делать». Специалист сообщил, что в Польше с начала поисковых работ пробурено 46 скважин, в том числе пять горизонтальных. Однако все они оказались непродуктивными или, как говорят геологи, сухими.
Процесс создания законодательной базы для разведки и добычи сланцевого газа тревожит и евродепутата Конрада ШИМАНСКИ. Он считает, что «Брюссель генерирует в этом вопросе некоторые риски». Он предполагает, что законодательная система в Украине сильнее, чем в Польше, где пока царит хаос. Кроме того, на стороне Украины в деле добычи сланцевого газа играет также и то, что плотность населения у нее меньше, чем в Польше. В результате и затраты на бурение скважин под сланцевый газ могут быть на 30% меньше, чем в Польше, где, по его словам, сейчас прикрывается окно для инвестиций в сланцевый газ, которое еще три года тому назад было широко открыто. По мнению евродепутата, уровень риска при поисковых работах на сланцевый газ должен быть существенно снижен — чему могут послужить и капиталовложения государства и введение им специальных налоговых стимулов. Пока же, как говорит Шимански, регулятор в Польше не дает никаких гарантий, что тот, кто занимается поисками сланцевого газа и найдет его, будет заниматься и добычей.
О реальной ситуации с добычей сланцевого газа в Украине говорил народный депутат, член комитета по ТЭК Игорь ВАСЮНИК: «С монета подписания соглашения о разделе продукции между компанией Shell и Украиной в обществе развернулась оживленная дискуссия, хотя и эксперты, и общественность страны в основном положительно воспринимает это соглашение, — отмечает И. Васюник, — понимая, что это — шаг к достижению экономической независимости нашего государства, как сильный в будущем толчок к развитию нашей экономики». «Но подписание соглашения не тождественно добыче, — подчеркивает народный депутат, — У нас есть очень много вопросов, требующих обсуждения и решения. И самое первое — это соответствие нашего законодательства условиям добычи сланцевого газа. Общество волнуют вопросы экологической безопасности. И есть даже определенные предубеждения и противостояние, вызванное тем, что соглашение между Украиной и Shell является закрытым, засекреченным. Я думаю, что это недопустимо, особенно с учетом того, что это — наибольший инвестиционный проект со времени независимости Украины».
По словам И. Васюника, секретность проекта указывает на возможность каких-то коррупционных действий. Чтобы население не сопротивлялось добыче сланцевого газа, по мнению члена профильного парламентского комитета, нужно организовать обсуждение вопросов о возможных экологических рисках сверху вниз, от Верховной Рады до местных общин. Отсутствие такой модели обсуждения в Европе является, по словам И. Васюника, проблемой № 1 и может заблокировать добычу сланцевого газа. Политик отметил, что 15 мая в Киеве будут проведены парламентские слушания по этому вопросу. Он рассказал о законодательных актах, принятых в Украине для обеспечения сланцевой революции. Вместе с тем, он считает неправильным, что сегодня работа по разведке и добыче сланцевого газа регулируется в Украине не столько законами, сколько соглашениями о разделе продукции...
«День» попросил народного депутата спрогнозировать, когда же сланцевый газ станет в Украине реальным фактором укрепления энергетической независимости? Отвечая, народный депутат сказал: «У меня есть надежда, что мы, наконец, перейдем от слов к делу и сдвинемся с места. Для этого нужно решать вопросы информированности населения об экологической безопасности, о социальных инфраструктурных проектах, которые будет реализовывать инвестор. Это чрезвычайно важно». Он подчеркнул, что и провластные силы, и оппозиция находят в парламенте по этим вопросам точки соприкосновения. Народный депутат считает, что Украина уже через пять лет на практике сможет реализовать все то, что сейчас декларируется.
Маркиян МАЛЬСКИЙ, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Республике Польша:
— Украинско-польская хозяйственная палата организовала первую украинско-польскую газовую конференцию. Эксперты обеих стран обсудили на ней вопрос энергетического сотрудничества между Польшей и Украиной и вопрос энергетической безопасности в этом регионе, который является определяющим для энергетической безопасности Европы в целом. Затрагивалась и тема подписания меморандума об экономическом и правовом анализе строительства ветви газопровода «Ямал-2». Отмечаю: официальная реакция польской стороны, и президента страны, и премьер-министра, была очень четкой. Президент прямо заявил, что Польша, как стратегический партнер Украины, как государство, промотировавшее вступление Украины в Европейское энергетическое сообщество, не сделает ни шага в ущерб национальным интересам Украины. Такова же позиция и премьер-министра. Он сейчас создает комиссию, которая будет исследовать весь процесс подготовки, создания и подписания этого меморандума. И в польском парламенте, и в правительстве этим занимаются. Этот вопрос интересует и совет национальной безопасности Польши. Поэтому сегодня мы имеем все основания поблагодарить Польшу за то, что она еще раз подтвердила, что является нашим постоянным стратегическим партнером, который заботится о соблюдении национальных интересов Украины и высоко держит уровень польско-украинского партнерства.
Я не знаю, существует ли процедура денонсирования для данного меморандума. Важно, что представители польского бизнеса и государственной энергетической компании на газовой конференции заявили, что меморандум, о котором идет речь, не имеет никакого конкретного инвестиционного или экономического значения. Его цель — организация работ по анализу возможной ситуации. Меморандум, согласно заявлениям польской стороны, не содержит никаких конкретных обязательств относительно инвестирования и начала строительства новой ветви газопровода «Ямал—Европа».
Выпуск газеты №:
№69, (2013)