«Ежегодно мы отправляем сотни украинских моряков на наши суда»
Управляющий директор французской компании Бернард АНЖЕЛВИ — о подборе кадров на суда, обслуживающие нефтяные и газовые платформы у берегов 45 стран
Bourbon Offshore — мировой бренд, известный не менее, чем Exxon Mobil, Chevron и другие гиганты нефтяных морей. Но всем им не обойтись друг без друга... Как и без наших моряков, участвующих в этом глобальном бизнесе.
В нашем лексиконе слово «оффшор» употребяется чаще всего в негативном экономическом и политическом смысле. Но «Bourbon Offshore Украина» возвращает нас к изначальному — работе на газоносных и нефтеносных шельфах. Несмотря на то, что компания работает в морской отрасли, она тесно связана с нефтегазовой. Одесский офис Bourbon Offshore занимается подбором моряков на суда, обслуживающие нефтяные и газовые платформы у берегов 45 стран. Сегодня мы беседуем с управляющим директором этой французской компании господином Бернардом АНЖЕЛВИ.
— Месье Бернард, как энергетический кризис и падение цен в этом секторе экономики ощущают моряки. Они тоже испытывают трудности?
— Конечно, если на платформах ощущают кризис, то на обслуживающих судах тоже. Многие добывающие компании временно прекратили работу — себестоимость шельфовой нефти сегодня выше ее рыночного номинала. Но на платформы и суда нельзя повесить замок, и всем уйти в отпуск. Поэтому они находятся в дежурном режиме. Теперь аренда кораблей для нефтяных компаний обходится значительно дешевле. Могу сказать, что моряки потеряли от 5 до 10% от обычных заработков, а продолжительность их контракта увеличилась с 60 до 70 дней. Но учитывая то, что уровень оплаты у нас один из самых высоких на флоте, экономия не слишком сказывается на людях.
— А много ли и каких судов необходимо для обслуживания одной добывающей платформы?
— Все зависит от расстояния между платформами. Как правило, хватает двух судов для обслуживания двух близко стоящих платформ. Но еще нужны танкеры, специальные суда, вплоть до подводных лодок. Компания Bourbon Offshore работает по всему миру. У нас, кроме одесского, еще 34 действующих филиала. Современный стандартизированный парк насчитывает 510 судов разного типа. Мы оказываем весь спектр услуг добывающим компаниям и тем странам, где они работают. Сюда включается буксировка и постановка на якорь платформ, их точное позиционирование на участке добычи, поставки морского оборудования и специальных судов, например, роботов-манипуляторов с дистанционным управлением. Конечно же, обеспечение самой добычи нефти и газа, хранение и выгрузка блоков, словом — все транспортные услуги, включая подвоз персонала, доставку продуктов и разных товаров. Кроме того, мы обеспечиваем рекультивацию окружающей среды в случае ее загрязнения, выполняем спасательные операции. Буквально недавно один из наших кораблей работал по найму организации «Красный Крест», спасая сирийских беженцев на море.
— Понятно теперь, почему достаточно высока себестоимость шельфовой нефти. И на все эти работы вы находите специалистов у нас в Украине?
— Ежегодно мы отправляем сотни украинских моряков на наши суда, обеспечивая их страховкой и социальными гарантиями по стандарту MLC («Конвенция о труде в морском судоходстве» 2006 г.). Должен сказать, в Bourbon Offshore щепетильно относятся ко всему происходящему на судах. Ежедневно капитаны предоставляют письменные отчеты о любых происшествиях, влияющих на работу. Даже если моряк просто поранит палец, об этом немедленно узнают в офисе того региона, где это случилось.
— Значит, труд моряка у вас существенно отличается от работы на обычных судах? Насколько интересен он для офицеров и матросов?
— Это очень интересная, нестандартная работа. Говорю это, как капитан с 40-летним опытом. В то же время, в ней много рисков, которые связаны с легковоспламеняющимися веществами и сложностями маневрирования. Причаливать к платформе приходится совсем иначе, чем к берегу. Эта операция у нас, как у космонавтов, называется стыковкой. Надо соединять системы корабля и платформы, системы платформы с тем, что мы протягиваем с берега: трубами, кабелями. Все это требует филигранной точности, умения действовать в сложных погодных условиях. Плюс необходимы подробные знания оборудования и техники. Наши специалисты управляют не только судами, но и подводными аппаратами, роботами-манипуляторами, работающими на большой глубине. Не каждый моряк может работать на шельфе. Сначала он должен пройти специальные курсы, получить сертификат, потом обучиться по программе компании, закрепив знания на практике. Мы бережем свои кадры, в том числе и потому, что на их подготовку требуется время и силы. Несмотря на высокие требования к персоналу, к нам стремятся попасть. Работа престижна, хорошо оплачивается и стимулируется компанией.
— Типовой контракт у вас два месяца?
— Да, два месяца в море, два месяца дома. Многим подходит именно такой график. Не все готовы отрываться от семей на длительное время, как бывает в торговом флоте.
— Месье Бернард, как человек, который связан с обслуживанием нефтегазовой отрасли, вы имеете больше информации об ожиданиях в этой сфере. Долго ли продержится тот уровень цен на нефть, который существует сегодня?
— Полагаю, что нет. Я не эксперт рынка, но вижу, как непросто держать платформы в море в «полуживом» состоянии. Так может продолжаться год-полтора, но не дольше. Иначе станет вопрос о полной заморозке добычи на шельфах, а это не выгодно бизнесу и очень многим государствам. Скорее всего, цены начнут постепенно выравниваться.
— Если Украина начнет разработку на шельфе Черного моря, то у нее уже есть надежный партнер и готовые специалисты?
— Bourbon Offshore действительно занимает ведущие позиции в мире по обслуживанию платформ. После нас идут американцы. Наверное, мы будем полезны Украине. Наши наниматели — люди требовательные. Они, как говорят во Франции, «хотят, чтобы у купленного барана было пять ног». Так что к высоким требованиям нам не привыкать.
— А каково капитанам судов работать со столь требовательными заказчиками? Выходит, у них двойное подчинение: отвечают перед судовладельцами и собственниками платформ?
— Капитаны руководствуются очень четкими предписаниями, которые выработаны в компании за много лет. Они определяют, какие риски позволительны, какие нет. Где слушать заказчика, а где — только себя. Но, конечно, наши специалисты — не только капитаны на судах. Они должны уметь налаживать коммуникации, свободно общаться с партнерами и членами команды, владеть всеми навыками устной речи на разных языках и умением вести переписку и деловую документацию. Уровень профессионализма — категория достаточно широкая и касается очень большого круга знаний и опыта.
ФАКТ И КОММЕНТАРИЙ
Испытания для украинского крюинга
Эксперт: «К сожалению, в Украине участились случаи фальсификации документов моряков: дипломов, плавлистов, сертификатов»
Дочернее предприятие «В.Шипс (Украина)» является представительством корпорации V.SHIPS в Украине с головным офисом в Одессе. Ежегодно представительство трудоустраивает более 7000 украинских моряков на судах под иностранными флагами, находящихся в менеджементе головной компании. Кроме этого, «В.Шипс Украина» имеет «квоту» в 200 мест для украинских кадетов на судах, находящихся под ее управлением, обеспечивая плавпрактикой свыше 500 курсантов ежегодно.
Управляющий директор компании, капитан Игорь САФИН рассказал «Дню», почему компания поддерживает государственную систему обучения и подготовки моряков, а также о вызовах, с которыми сталкивается сегодня украинский крюинг.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь САФИН, капитан, управляющий директор компании V-SHIPS Ukraine:
— Мы заинтересованы в том, чтобы офицеры обладали фундаментальными знаниями, которые дают только вузы. Компании могут лишь совершенствовать уже существующие знания. С другой стороны, обучение для моряка — процесс непрерывный, и чем раньше он начинается, тем скорее обеспечивается карьерный рост. К тому же, выпускник Морской академии или колледжа не может получить «рабочий диплом» для занятия офицерской должности без 12 месяцев плавценза. Вот почему мы всегда участвуем в жизни и делах университета. Кроме того, он — моя alma mater.
Есть много рабочих моментов, о которых стоит поговорить, но беспокоит один. Участились случаи фальсификации документов моряков: дипломов, плавценза в послужной книжке, сертификатов и т.п. Недавно состоялся суд над директором агентства «Сан Николс», которое в широком масштабе занималось фальсификацией документов для моряков. В конечном итоге, по решению суда преступники отделались легким испугом и, говорят, даже получили обратно изъятые поддельные печати и штампы. Ситуация опасна не только как демонстрация изъянов нашего правосудия. Она говорит о снижении роли государства в поддержке международного престижа украинских моряков. В соцсетях есть множество объявлений подобного рода: «Помогу оформить плавательную практику, плавценз. Срочно! На действующем буксире, заполнение тренинг-рекорд-бук со всеми характеристиками судна, для отдела кадров и на рабочий диплом...». Завтра «липовые» офицеры с «липовыми» документами окажутся на бортах иностранных судов. Допущенные ими ошибки, в худшем случае — аварии, лягут черным пятном на всю систему подготовки специалистов: вузы, ГКК, крюинговые компании. Это серьезный удар по имиджу отрасли, и самое страшное, что с этим никто не борется! Считаю, что Министерству инфраструктуры следовало бы ввести жесткую систему проверки легитимности плавценза и усилить контроль за выдачей документов уже сегодня. Также следует узаконить единый реестр, где будет записан весь трудовой путь моряка, начиная с поступления в мореходку и дальнейший послужной список, независимо от того, в какой компании он работал. Эта система уже имплементирована во многих странах. В таких действиях Мининфраструктуры может рассчитывать на полную поддержку украинского крюинга.
Выпуск газеты №:
№67-68, (2016)