Перейти к основному содержанию

«Харьковские грабли-2»

Эксперты отмечают, что в случае приватизации ГТС конечным владельцем обязательно будет «Газпром»
07 июня, 10:39

Украинскому обществу трудно согласиться с возможным отчуждением газотранспортной системы. От имени инициативной группы «Первого декабря», в которую входят такие известные моральные авторитеты Украины, как Вячеслав Брюховецкий, Владимир Горбулин, кардинал Любомир Гузар, Иван Дзюба, Мирослав Маринович, Мирослав Попович, Евгений Сверстюк, Вадим Скуративский, Игорь Юхновский, об этом заявил член этой группы, один из основателей Международного экономического форума в Давосе Богдан Гаврилишин. По его словам, миссия инициативной группы — духовное и моральное возрождение страны. «Мы реагируем на события, предлагаемые решения, которые касаются интересов общества и требуют морального и этического поведения, то есть правды, прозрачности, уважения к обществу и отдельным гражданам», — отмечает экономист и добавляет, что ГТС — это ключевой вопрос, от решения которого зависит вся национальная экономика, а потому контроль над ГТС является фактором национальной безопасности. Ученый назвал газовую сферу Украины «петлей» на шее экономики страны» и отметил, что «ни одно украинское правительство не имело фактически надлежащей стратегии и не думало над тем, как избавиться от этой петли».

Гаврилишин считает, что украинское правительство должно прислушиваться к мнению общества, к советам опытных экспертов, которые считают отчуждение ГТС на данном этапе невозможным и даже вредным для независимости Украины. Поэтому группа «Первого декабря» пригласила принять участие в соответствующей дискуссии известных экспертов по энергетическим вопросам — президента Киевского международного энергетического клуба «Q-Club» Александра Тодийчука и директора энергетических программ центра «Номос» Михаила Гончара.

«Вопрос приватизации ГТС, — считает Тодийчук, — вышел за пределы технологий и инженерных решений, он очень политизирован. Это не просто трубопровод. Поэтому нам нужно застраховаться. Потому что любая ошибка может стать для нашего государства непоправимой. Тем более что за минувшие 20 лет их было чрезвычайно много». Эксперт напомнил о последствиях злополучной приватизации нефтеперерабатывающей промышленности, о судьбе украинского нефтепровода Одесса — Броды... Он отметил, что «бывший премьер за свои определенные ошибки (я не хочу давать политические оценки, но то, что они были, мы все понимаем) сидит в тюрьме». И добавил: «Мы как независимые эксперты хотели бы помочь сегодняшней власти, предостеречь ее от персональных рисков в будущем»...

Говоря о приватизации и реформировании «Нафтогаза Украины» и украинской ГТС, эксперт ставит вопрос: «Что лучше, частное или государственное?» Отвечая, он отмечает, что при совершенных правилах игры на рынке в западном мире это почти безразлично, потому что там нельзя нарушать правила — лишат лицензии. Что касается Украины, которая существует сегодня в условиях огромного давления со стороны России, любой частный собственник в Украине, по мнению Тодийчука, не сможет удержать ГТС — «конечным владельцем все ровно будет «Газпром». «А это не только монополист, но и элемент большой геополитической игры», — поясняет Тодийчук. «Готовы ли мы вернуться к нелучшему прошлому только для того, чтобы «Газпром» мог хозяйничать на нашем рынке?» — спрашивает он. По его мнению, на сегодняшний день «энергетическая безопасность в Украине утратила свою ценность для государства». Если бы такого не было, отмечает Тодийчук, мы бы не допустили ни соглашения 2009 года, ни Харьковских соглашений, поскольку имели бы соответствующий анализ их последствий и прогноз на будущее.

Эксперт отмечает, что реверсные схемы газоснабжения начали интегрировать Украину в единую европейскую газотранспортную систему благодаря наличию в Украине уникальных по объемам подземных газохранилищ, которые можно использовать в качестве торговой площадки. «Мы способны создать на нашей территории европейский рынок газа, — отмечает Тодийчук. — Но будет ли это возможно, если мы передадим блокирующий пакет «Нафтогазу Украины» в чужие руки?» По мнению эксперта, граждане Украины должны были бы знать все сценарии и варианты отчуждения и реформ ГТС, которые предлагает государство.

«Почему потерю контроля над ГТС мы относим к вопросам национальной безопасности? —спрашивает Гончар и отвечает: — Экономика Украины чрезвычайно, гипертрофировано, аномально газоемкая. По сравнению с соседней Польшей этот показатель у нас на порядок выше, по сравнению со Словакией — в 4,3 раза, с Венгрией — в 3 раза. Я уже не говорю о Германии, Франции, Италии, Великобритании или Дании, которые являются образцовыми энергоэффективными странами. Но сначала я назвал страны, которые еще сравнительно недавно имели приблизительно такие же позиции, как у нас». «Кто руководит газовыми потоками в газоемкой экономике, — продолжает эксперт, — тот, по сути, контролирует эту экономику».

«Что бы там иногда ни говорили в Европе, в Европейском союзе о парнерстве с «Газпромом», сегодня он демонстративно игнорирует европейское энергетическое законодательство, — отмечает Гончар. — Украине и Молдове указывает на необходимость выйти из европейского Энергетического сообщества, а от Брюсселя требует отключить на определенных направлениях действие третьего энергопакета. То есть «Газпром» и российская власть в целом мыслят категориями экспансии. И нарушение статуса украинской ГТС как территории, свободной от «Газпрома», автоматически означает последующую его экспансию в Европу».

«Получив контроль над ГТС Украины, «Газпром», — убежден Гончар, — будет практически обеспечивать наш газовый баланс, и это только некоторые мечтатели из правительства где-то там за кулисами говорят, что «Газпром» будет отвечать за транзит газа, а мы здесь, в Украине, будем, мол, формировать газовый баланс. Стиль российской дипломатии можно описать в двух словах «развод» и «кидок». «Развод» уже состоялся, так как неофициально уже обсуждается вариант или уже и рабочая версия сдачи ГТС то ли в виде совместного предприятия, консорциума или аренды в обмен на так называемый удешевленный газ. А «кидок» будет, очевидно, немного позже: тенденции на мировых энергоресурсных рынках свидетельствуют, что на фоне экономической стагнации и проблем в Еврозоне тренд энергетических цен идет вниз. Если газ для Украины сохранит привязку к нефтяным ценам, то и газовые цены будут падать. «Газпром» признает, что скоро будет снижать свои цены для Европы. Поэтому взлелеянная в мечтах нашими чиновниками цена газа в 260 долларов за тысячу кубометров, которая сейчас кажется панацеей от всех финансовых проблем Украины, буквально через год может оказаться абсолютно соизмеримой с той, по которой будут получать российский газ наши европейские партнеры. Таким образом конкурентная ситуация для отечественных товаров в интересах Украины кардинально не изменится».

Эксперт называет эту ситуацию «харьковские грабли-2» и указывает, что ситуация на энергетических рынках вынуждает украинскую власть отвергнуть вариант приватизации ГТС, который сейчас прорабатывается. «И не только в контексте неблагоприятной конъюнктуры, — добавляет Гончар, — потому что можно сдать ГТС в обмен на ничто. Нужно отбросить его принципиально. Как противоречащий национальным интересам и наносящи й вред национальной безопасности. Тем более что в принятом с подачи нынешнего Президента законе о принципах внутренней и внешней политики четко указана задача перевести украинские газотранспортные и электрические сети на условия функционирования, действующие в государствах Европейского союза». «Вот и есть ответ на то, что нужно делать вместо потенциально опасной сделки — ГТС в обмен на «дешевый» газ», — отмечает эксперт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать