«Мы не будем дотировать «Газпром»!..»
Премьер-министр Украины — о высоких шансах Украины победить в Стокгольме
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Еттингер провалил свою миссию арбитра. Трехсторонние газовые переговоры, посредником которых он был, вчера окончательно потерпели фиаско. Россия проигнорировала предложенный Еттингером «антикризисный план» и вчера закрутила газовый вентиль, переведя Украину на предоплату.
Понимая это или нет, но Европа, «склоняя нас к компромиссу» устами еврокомиссара по энергетике, фактически подыграла Кремлю. Украина еще в апреле заявила о том, что намерена обжаловать цену на газ, установленную «Газпромом», в Стокгольмском арбитражном суде. А затем нам «посоветовали» трехсторонние переговоры. И что? Пока мы при посредничестве господина Еттингера вели сомнительные заведомо проигрышные переговоры, о чем неоднократно предупреждали украинские эксперты, «Газпром» сам пошел в суд. Вчера российский газовый монополист подал на Украину иск в Стокгольмский арбитраж с требованием оплатить 4,5 миллиарда долларов долга за потребленный газ.
Украина в ответ тоже заявила, что подала иск в Стокгольмский арбитраж. По словам главы «Нафтогаза» Андрея Кобелева, Украина в арбитраже, кроме уценки и возвращения переплаты, требует пересмотра и других дискриминационных условий.
«Мы не будем дотировать российский «Газпром». Украинцы не будут вытягивать из карманов 5 миллиардов долларов в год, чтобы Россия покупала на эти средства оружие, танки, самолеты и бомбила украинскую территорию», — заявил на вчерашнем заседании правительства премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
«День» попросил юриста, директора юридической компании Lions Litigate Станислава БАТРИНА прокомментировать, что иск россиян означает для нас, ослабляет ли он позицию украинской стороны в суде и почему «Газпром», позицию которого до недавнего времени называли «слабой» и «заведомо проигрышной» для Стокгольмского арбитража, вдруг решил сам, опережая Украину, пойти в суд.
— Пан Станислав, так кто же все таки первый подал в суд: мы или Россия?
— Украина наконец уже подала иск в Стокгольмский арбитраж. Россия говорит, что тоже. Дать точный ответ на ваш вопрос я не могу. Мы можем лишь догадываться: кто первый.
— В каком порядке тогда будут рассматриваться эти дела?
— Требования «Газпрома» — взыскать долг за поставленный в Украину газ. Кстати, важно подчеркнуть, что часть тех денег, которые с нас будет требовать «Газпром» в суде, Украина задолжала еще во времена Януковича. А это около 1,5 миллиардов долларов. Другую часть — 3 миллиардов долларов — россияне начислили Украине за газ, который мы покупали с апреля до мая этого года.
Требования иска «Нафтогаз України» — в двустороннем газовом соглашении закрепить цену 268,5 долларов за тысячу кубометров до 2019 года.
Но есть один важный момент. Эти требования будут объединены в Стокгольме. Ведь являются такими, которые подлежат взаиморасчетам.
Поэтому рассмотрение дела в Стокгольмском арбитраже закончится тем, что мы однозначно получим другую сумму долга и цену на газ, чем имеем сейчас: в интересах одной из сторон.
— Вы сказали объединят. Почему?
— Основанием для объединения будет единый газовый контракт от 2009, на который ссылаются стороны. По ним российская сторона хочет взыскать долги с Украины. А Украина будет обжаловать цену.
— На чем «Газпром» будет строить свою доказательную базу и что этому может противопоставить Украина?
— Как оказалось, мы задолжали «Газпрому» 1,5 миллиарда долларов еще в 2013 году. Эти деньги, скорее всего, «Газпром» вернет себе.
15 ИЮНЯ ВО ВРЕМЯ НОЧНЫХ ГАЗОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ В КИЕВЕ ГЛАВА «ГАЗПРОМА» АЛЕКСЕЙ МИЛЛЕР (НА ФОТО — СПРАВА) ПОКИДАЛ ДОМ ПРАВИТЕЛЬСТВА, В КОТОРОМ ПРОХОДИЛА ВСТРЕЧА, НА ЗАГАДОЧНЫЕ 10 МИНУТ / ФОТО РЕЙТЕР
А вот что касается долга в 3 миллиарда, который нам приписывают за апрель-май этого, то решение суда должно быть однозначно на нашей стороне, и будет закреплена рыночная цена на газ.
Но, возвращаясь к тем 1,5 миллиардам долларов... Нужно разобраться, почему Украина их не заплатила и кто является ответственным за это.
— И все же: чем Россия будет аргументировать свой пересмотр в сторону увеличения цены на газ для Украины в апреле? Аннексией Крыма и на этом основании расторжением Харьковских соглашений? Суд, учитывая позицию мира, будет считаться с этими аргументами?
— Как раз российская сторона будет настаивать, чтобы мы отстранились от политических событий — от аннексии, международных обязательств.
— Но это же и было их основанием для того, чтобы разорвать договоренности относительно цены, которые они подписали с Януковичем?
— Из-за одного момента — односторонней отмены государственного акта.
Но их позиция в Стокгольме будет приблизительно такой: давайте не будем считаться с политическими событиями, давайте читать четко текст контракта 2009 года, из которого сегодня, в соответствии с формулой, выплывает цена в 485 долларов за тысячу кубометров. Они будут говорить, что все другие их государственные решения, это был акт доброй воли. Поэтому в Стокгольме нельзя этого не учитывать.
Позиция же украинской стороны будет заключаться в том, что на первый квартал уже этого года правительство РФ установило скидку на газ для Украины. И украинская сторона будет говорить, что это был не просто акт доброй воли. Цена в 268,5 доллара означает, что стороны пришли к согласию относительно изменения существенных условий контракта. То есть стороны считали, что они приняли за цену формулы на этот год 268,5 доллара за тысячу кубометров. Безоговорочно. И потому Украина будет говорить, что мы с радостью платили бы и в апреле, и в мае, и в июне, но россияне требовали 485 долларов. А рассчитываться вовремя мы не смогли в силу форс-мажорных обстоятельств — нападения России на Украину и аннексию части нашей территории. И нельзя считать это несвязанными вещами, поскольку Россия является акционером «Газпрома».
— Может ли Россия «купить» решение Стокгольмского арбитража?
— Такой риск есть. И не надо выдумывать. Есть моменты лоббирования, моменты влияния. Ни для кого не секрет, что судьи даже, на первый взгляд, уважаемых европейских институтов, как ООН, — это очень часто «зависимые» люди. В РФ будут пытаться использовать это.
Но есть существенный момент. С самого начала проблема Украины — это проблема всего мира. И сейчас в Стокгольме мир тоже будет спорить за влияние на этих судей.
Напомню, что в соответствии с процедурой Стокгольмского арбитража, один судья будет назначен с украинской стороны, один — с российской, а третий — это независимый человек, которого определяет Стокгольмский арбитраж. Его гонорар будет составлять около 250 тысяч евро. И это должен быть человек, который имеет беспрекословный авторитет в мире. Потому что такого объема споры Стокгольмский арбитраж еще не рассматривал. Посмотрим, кого назначат, и сами понимаете, если там будет человек, который за все время своей карьеры демонстрировал принципиальную позицию, имеет безукоризненную репутацию, это профессиональный человек — то он не позволит себе поддаться влиянию РФ.
— А кто будет судьей от Украины?
— Фамилия уже известна. Но по понятным причинам я пока не могу ее назвать.
Выпуск газеты №:
№108, (2014)