Перейти к основному содержанию

Европейская цивилизация и исторические следы ее фундамента на территории современной Украины (Продолжение)

27 ноября, 11:53
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРИХОДА РИМЛЯН НАСТУПИЛО ВРЕМЯ ОТНОСИТЕЛЬНОГО ПОКОЯ ДЛЯ СЕВЕРО-ЧЕРНОМОРСКИХ КОЛОНИЙ, КОТОРЫЕ ФАКТИЧЕСКИ ВОШЛИ В СОСТАВ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ И ПЕРИОДИЧЕСКИ ЗАЩИЩАЛИСЬ ЕЮ (ДО IV в. н. э.) ОТ БЕСПОКОЙНЫХ СОСЕДЕЙ. СНАЧАЛА — САРМАТОВ-РОКСОЛАНОВ, А ВПОСЛЕДСТВИИ — ГЕРМАНСКИХ ПЛЕМЕН ГОТОВ

Что представляет собой дом современной европейской цивилизации? На каком фундаменте он построен? И главное: присутствовали ли составляющие этой цивилизации — еще с древнейших времен! — на территории современной Украины? Этот комплекс проблем проанализирован в статье Игоря Смешко, доктора технических наук, известного ученого и общественного деятеля, в прошлом — одного из руководителей Службы безопасности Украины. В настоящее время, когда внимание украинцев сосредоточено на (не) подписании в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с ЕС, затронутые паном Игорем проблемы приобретают особую актуальность.


Продолжение. Начало в №214-215

Но что же собой представляли другие обитатели нашего края в те далекие времена, которые, безусловно, значительно преобладали их по численности и контролировали основную нашу современную территорию.

«Отец истории» Геродот, оставивший нам первые письменные показания, датированные 445    г. до Рождества Христова, впервые вспомнил о них, киммерийцах (по некоторым данным — единоплеменниках германских цимбров), а также о сколотах-скифах.

Известно, что около 513 г. до н. э. персидский царь Дарий с 700-тысячным войском и 600 кораблями предпринял неудачную попытку покорить скифов. В те времена скифы, частично вытеснив киммерийцев, частично смешавшись с ними, за исключением южной горной местности (где проживали киммерийцы-тавры) расселились не только по всему Крыму, но и по всему степному пространству от Дона до Днестра.

Уже в те времена лучшую услугу им оказала сама природа нашего края. По словам Геродота, скифы, которые были непревзойденными всадниками, все время отступали, не принимая генеральную битву с персами. Вместе с тем они постоянно и неожиданно атаковали войско Дария со всех сторон. Дарий с большими потерями был вынужден вернуться из этого похода ни с чем.

Но уже через несколько лет, в 495 г. до н. э., скифы, чтобы отплатить персидскому царю за его нападение, атаковали его владения через Фракию (нынешняя Болгария) и создали реальную угрозу персидским владениям в Малой Азии (нынешняя Турция).

Известно, что скифы, которые проживали в долинах Днестра, Буга и Днепра занимались земледелием и были прекрасными земледельцами. Как раз это и обусловило то, что в V—ІV вв. до н. э. через греческие колонии в Ольвии (район Одессы) и Пантикапее (Керчь) они стали основными поставщиками хлеба в могучие, но малоэффективные в выращивании зерновых Афины.

В то же время господствующим среди скифов племенем считалось племя так называемых «царских» скифов, которые были воинами-скотниками, кочующими на равнинах между Днепром и Доном. Части из «царских» скифов, по свидетельству тех же греческих историков, доходя до плодовитых земель возле рек, способных орошать землю, под воздействием соседних греческих колоний на северочерноморском побережье постепенно переходили от кочевого образа жизни к земледелию.

Но главное — они были свободными людьми, которые в любое мгновение с оружием в руках могли защитить себя от любой угрозы. Многие из них радостно перенимали высшую культуру греков и смешивался с ними. Лучший пример этому — Боспорское царство, которое было полугреческим, полускифским и царями которого, на определенное время, начиная со Спартака, были греки по мировоззрению, но скифского происхождения.

Правда и то, что абсолютное большинство скифов, оставаясь варварами, предпринимало многочисленнее попытки завладеть греческими колониями на берегах Черного моря. В конце ІІ в. до н. э. соответствующая попытка скифского царя Скилурия захватить Херсонес и Пантикапей, заставила последних искать помощи у царя Понтийского царства Митридата Евпатора.

За полученную помощь от понтийского стратега Диофанта, Пантикапей и Херсонес дорого заплатили. Они потеряли, на определенное время, свою самостоятельность и стали (до конца І в. до н. э.) зависимыми от понтийского царства. С концом династии Митридата Великого, как мы уже упоминали выше, руководящая роль в Крыму перешла к Риму.

В КОНЦЕ ІІ в. ДО н.э. ХЕРСОНЕС И ПАНТИКАПЕЙ С ПОМОЩЬЮ ПОНТИЙСКОГО ЦАРСТВА МИТРИДАТА ОТБИЛИ СКИФСКУЮ ПОПЫТКУ СВОЕГО ЗАВОЕВАНИЯ

Последняя известная попытка скифов завладеть теперь уже римскими городами в Крыму датируется первой половиной І  в. н. э. Римские войска успешно сняли осаду скифов с Херсонеса (Севастополь), и это было последнее историческое сообщение о скифах на территории современной Украины.

Но еще до этих событий в Крыму в ІІІ—ІІ вв. до н.э. «царские» скифы вынуждены были уступить свои земли на большей части нашего нынешнего государства сарматским племенам, прежде всего роксоланам, которые пришли из-за Дона.

Истории доподлинно неизвестно, как получилось, что «царские» скифы оставили территории между Днестром (Тирас) и Доном (Танаис) и, по крайней мере часть из них, переместились к югу от Дуная.

Очевидно только, что сарматы, вероятно, в результате жесткой борьбы стали господствующим народом на большинстве степной территории современной Украины не сразу и что борьба их со скифами не привела к полному уничтожению последних, по крайней мере в Крыму, к первой половине І в. н. э.

Приблизительно в то же время, как Херсонес и Пантикапей с помощью понтийского царства Митридата отбили скифскую попытку своего завоевания, другая греческая колония на территории современной Украины — Ольвия — была вынуждена защищать себя от кельтских племен галлов.

Только после прихода римлян наступило относительное время покоя для северочерноморских колоний, которые фактически вошли в состав Римской империи и периодически защищались ею (до IV  в. н. э.) от беспокойных соседей. Сначала — сарматов-роксоланов, а впоследствии — германских племен готов.

Известно также, что в конце существования Римской империи одними из лучших в имперской кавалерии считались именно сарматские наемники из степных просторов современной Украины. Некоторые из них проходили службу даже на британских островах. Возможно, с этим связана одна из красивых легенд, которая была экранизирована Голливудом, о сарматском происхождении британского короля Артура, который, по легенде, начал править Британией после того, как римляне покинули этот остров.

Германские племена готов пришли к нам в конце ІІ — начале ІІІ вв. н. э. из северо-западной Европы. В течение примерно двух веков, частично объединив под своей властью сарматов и аланов, они жили на землях современных Украины и Румынии, откуда осуществляли удачные походы на провинции Римской империи на Балканы и в Малую Азию (современная Турция). Особенно ощутимый след они оставили в современном Крыму.

Именно готские священники стали первыми христианскими священниками, которые начали распространять христианскую веру на землях современной Украины. Эту веру готы стали массово перенимать от христиан — взятых в плен в захваченных ими римских провинциях.

Но наиболее быстро христианство через готов стало распространяться из Восточной Римской империи — Византии, после принятия в 313 году н. э. христианства в качестве государственной религии. Византию отделяло от Крыма только Черное море. На период готского присутствия в Крыму приходится и становление в ІІІ—IV вв. н. э. Херсонеса в качестве одного из крупнейших центров христианства в северном Причерноморье.

Вместе с тем первая встреча будущей украинской земли с христианством состоялась еще задолго до появления на ней готов.

Четвертый Папа (92—101 гг. н. э.) Святой Климент, римлянин по происхождению, который был крещен в Иудеи и рукоположен Епископом Римским еще Святым Петром, был впоследствии заслан императором Траяном из Рима в Херсонес на каторжные работы в местных каменоломнях.

Находясь в Крыму в ссылке и найдя там других, ранее осужденных христиан, ученик Святых Петра и Павла и автор «Первого послания к коринфянам», Святой Климент создал первый организованный христианский приход на территории современной Украины.

В течение нескольких лет он проповедовал христианство в Херсонесе, крестил язычников и     увеличивал численность христианских приходов. Вследствие этого по приказу римского императора он был мученически казнен. Святого Климента привязали к якорю и утопили в море.

Спасенные христианскими верующими мощи Святого Климента были впоследствии вывезены, примерно в 861 году, Святыми Кириллом и Мефодием из Херсонесского храма в Рим. Мощи были переданы Папе Адриану II и торжественно перезахоронены в римской базилике, которая с тех пор носит его имя.

Адриан II официально утвердил после этого в начале 866 года богослужение на славянском языке. Он приказал книги, переведенные на этот язык, положить в римских церквях (до тех пор считалось, что богослужение можно было проводить только на трех языках: еврейском, греческом и латинском).

Но вернемся ко времени завершения римского присутствия в Северном Причерноморье современной Украины.

Очередное нашествие пришло с Востока. В 375 г. н. э. по нашей территории пронеслось нашествие гуннов. Готы не смогли противостоять гуннам и были вынуждены постепенно отходить с территории Украины на Запад. Остатки их впоследствии слились с прибывающими с севера славянами, но большая часть наших прежних «земляков» с ІІІ—IV вв. н. э. под названием остготы («восточные готы») двинулись на Запад. Им суждено было вскоре осуществить свои очередные завоевания на Балканах и на территории современной Италии и вместе с другим германским племенем — лонгобардами — стать еще одним из далеких предков современных итальянцев.

Восточные готы приняли активное участие в освобождении Европы от гуннов и окончательном разрушении Западной Римской империи. Они захватили Рим, абсорбировали часть римской культуры и стали основателями одних из первых феодальных королевств раннего средневековья в Западной Европе. Впоследствии они, как и другие народы тех времен, канули в Лету, растворившись в новых народах западной Европы... Но на Крымском полуострове их остатки присутствовали почти до середины ХІХ в.

Северо-западная горная часть Крыма, между Судаком и Балаклавой, в период Средневековья и большую часть Нового времени еще носила название Готии. Крымские готы впоследствии имели собственное княжество Феодоро, но в 1778 году под натиском туров были вынуждены переселиться на берега Азовского моря. Здесь они под руководством последнего готского митрополита Игнатия основали город Мариуполь и другие 24 поселка, которые в наши дни входят в состав Украины...

Следовательно, по крайней мере на один вопрос нашей европейской идентичности, а именно — присутствия на территории современной Украины всех трех элементов исторического фундамента европейской цивилизации, — историческая наука дает убедительный ответ... Впереди   — возведение «стен» этой цивилизации. А также — новый увлекательный экскурс в нашу украинскую — общую с Европой — историю!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать