Без конкурса...
В Минобразования настаивают на отказе от тестов для первоклассников, однако прислушиваются не все педагогиУслышанный разговор мам будущих первоклассников привлек внимание, потому что они обсуждали, в какую школу будут отдавать детей и пройдут ли дети собеседование. Услышав информацию от автора, что Министерство образования и науки в середине февраля разослало образовательным управлениям письмо-инструкцию о зачислении детей в первый класс без каких-либо конкурсов, откровенно удивились.
«В соответствие со статьей 18 Закона Украины «Об общем среднем образовании» зачисление детей в первый класс начальной школы общеобразовательных учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности (в том числе лицеев, гимназий, коллегиумов, колледжей, содержащих в своей структуре школу І степени) осуществляется на бесконкурсной основе. Следовательно, проведение тестирований, вступительных испытаний, собеседований, других мероприятий, имеющих целью установление соответствия уровня подготовки ребенка к школе, не допускается», — идет речь в сообщении Минобразования.
Исключения есть лишь для специализированных школ и школ-интернатов. Им позволяют проводить исключительно собеседование, без каких-либо тестов по математике, чтению, письму или иностранному языку. Лишь разговор, который поможет разобраться, сможет ли ребенок учиться в школе с углубленным изучением определенных предметов. Недаром это письмо-инструкцию МОН подготовило в феврале, потому что обычно с апреля школы объявляют набор первоклассников, начинается горячая пора тестирований и конкурсов.
И, похоже, в этом году мало что изменится. На сайтах школ, в частности специализированных, размещены объявления для родителей, что уже нужно подавать заявления на участие в конкурсном отборе. Часть школ действительно акцентирует внимание лишь на собеседованиях. Часть подает образцы приблизительных заданий, которые следует выполнить ребенку, выдвигаются определенные требования: «ребенок может продемонстрировать умение различать буквы, читать по слогам, знание геометрических форм, умение решать простые задачи, считать в пределах десяти и тому подобное». Соответственно, кто покажет лучший результат, того и возьмут на учебу. То есть, полноценный конкурс.
Частично этому учат детей в садиках или родители — дома. Однако разве не задача школы — учить детей и давать знания? Раньше вообще первый класс целый год учился писать и читать с нуля, а теперь же школы требуют готового ученика. Кроме того, часто за вступительными испытаниями речь идет о благотворительных взносах. Два года назад знакомые автора отдали в школу математического профиля своего сына. Тоже проходили собеседование и сдавали тесты нескольких уровней. А чтобы быть уверенными, что ребенка примут в школу гарантированно, платили благотворительный взнос. Хотя он называется благотворительным, но тариф был четко определен — три тысячи гривен.
Еще одно. То ли собеседование, то ли тесты, все проводится в присутствии родителей. Но это лишь для психологического фона. Общаться ребенку нужно с комиссией в составе учителей начальной школы и администрации. Директор Украинского гуманитарного лицея Галина Сазоненко считает, что такой подход может запугать ребенка и навсегда отбить охоту к учебе, когда ребенок даже еще не пошел в первый класс.
Если уж школы хотят иметь у себя наилучших учеников, даже первоклассников, то как-то не вписывается в эту формулу вот такое: «дети учителей школы N зачисляются в школу независимо от результатов собеседования; братья и сестры учеников школы при равных результатах с наименьшим количеством «проходных» баллов» — так описываются на сайте одной из киевских школ преимущества при наборе в первый класс.
Ребенок, который умеет читать или что-то карлякать, — это уже что-то. Это облегчает судьбу учителя, но скажите, для чего тогда учитель вообще нужен? Требуют, чтобы ребенок знал буквы в дошкольном учебном заведении, но дошкольное воспитание должно быть развлекательным, а не учебным
— Думают, что ребенок, который умеет читать или что-то карлякать, это уже что-то. Это облегчает судьбу учителя, но скажите, для чего тогда учитель вообще нужен? Требуют, чтобы ребенок знал буквы в дошкольном учебном заведении, но дошкольное воспитание должно быть развлекательным, а не учебным. Уже в маленьком возрасте отбивается охота к учебе, — комментирует Сазоненко. — Я против любых экзаменов для шестилеток. Тестирование можно проводить для отбора в гимназии, например, которые набирают детей не с первого класса. Но не трогайте шестилеток.
Во многих общеобразовательных школах работают без конкурсов и не собираются такую практику внедрять. «Мы обходимся без собеседований и не сожалеем, идут дети разные, со всеми общаемся. Есть время, чтобы с апреля до сентября посоветовать родителям, на что обратить внимание, чтобы ребенок пришел психологически подготовленным», — прокомментировали нам в администрации столичной школы №158.
И есть немало педагогов, которые уверены, что хороших школьников можно подготовить без вступительных испытаний. «Только в одном КПИ пятеро наших выпускников работают преподавателями. 40%, не меньше, учеников нашей школы вступает на бюджет. Какая разница — или лицей, или обычная школа, мы даем базовое образование на высоком уровне, наших детей всегда спрашивают, в каком лицее учились. В чем секрет? Это просто хороший педагогический коллектив профессионалов. Есть уважительное толерантное отношение, уважение ко всем учителям и детям. Очень много педагогов, которых даже переманивают в лицеи и гимназии. Но я берегу то золотое зерно, которое у меня есть», — рассказывает директор средней общеобразовательной школы № 168 Наталья Кравчук.
В первый класс здесь берут деток без конкурсов и без вступительных взносов. И учат всему с нуля. По словам директора, результат — неплохой. Наталья Кравчук вспоминает, как на последнем совещании работников просвещения рассказывала коллегам, что нынешние дети очень умные, высокодуховные, имеют большее информационное поле, с которым уже рождаются. Так зачем их еще и тестировать? А таланты и одаренность есть у каждого ребенка, задача же учителя — их увидеть!
Выпуск газеты №:
№42, (2015)