Чего хотят жители Донецка
Или Добро пожаловать в реальностьВ самом Донецке все спокойно: строятся новые дорогие магазины и кафе в центре города, коммунальщики высаживают цветы, мамы с детьми играют на детских площадках. Все спокойно, если не учитывать того, что захваченной остается Донецкая областная администрация, в которой находятся вооруженные сепаратисты. Люди с оружием также находятся в здании Донецкого городского совета. Но всех этих людей ничтожное количество. И решить проблему с освобождением зданий можно очень просто и быстро. Нашей новой и старой власти, по сути, не привыкать. На праздники здесь и вовсе было мало людей. В мире же массовой коммуникации происходит нечто иное: СМИ передают о том, что Донбасс контролируют сепаратисты. Но тут, в Донецкой области, данное утверждение выглядит нелепо.
«ПРОТЕСТ» И ЕГО ОБРАЗ
Воскресенье, 20 апреля. У Донецкой областной администрации по-прежнему стоят палатки, несколько десятков людей, половина из которых — журналисты. Около открытой палатки сидит священнослужитель и медленно читает молитву. Рядом вплотную стоят бабушки, «нависнув» над ним. Они также повторяют молитву. Все это снимает телевидение. В кадре — полное ощущение того, что площадь забита людьми. В реальности — площадь пуста. Образ мятежного, неумолимого протеста создан.
Но сам митинг, если смотреть на него со стороны, комичен. Один местный фотограф-любитель удачно подчеркнул: «Это похоже на большой шансон-фестиваль... Впервые вижу, как люди сами хотят вернуться в Средневековье и стать рабами».
Еще один пример — история из жизни: на окраине города в промышленном бедном спальном районе на большой бетонной стене была надпись «Донбасс, вставай! Донбасс — это Россия». В один прекрасный день к этой стене пришла семья: папа, мама и двое маленьких детей. И четырьмя кисточками, большой, средней, маленькой и еще меньшей, они медленно закрашивали эту надпись.
Горожане в большей степени игнорируют происходящие возле ОГА. Кто-то приходит и пытается разговаривать, но эти попытки тщетны.
«Зачем вам это нужно? Мне 85 лет, я всю жизнь здесь прожила. Я не понимаю всего этого. Хотите в Россию — поезжайте в Россию, мы хотим остаться здесь», — вступает в полемику с протестующими пожилая донетчанка. Она не признает ни Януковича, ни новой власти, но уверена, что после выборов и власть будет легитимная, и все начнет успокаиваться. По ее словам, возродится и Партия регионов.
Протестующие тут же назвали женщину, поддерживающую фашизм, провокатором. Человек двадцать начали ее перебивать и перестали слушать. Но женщина продолжала находить аргументы в пользу мирного разрешения ситуации.
«Изменения приходят не таким способом. Нужно работать, а не разрушать. Посмотрите, во что они превратили наш город», — констатирует она.
Кто-то из стоящих у ОГА действительно хочет изменений и думает, что этот протест поможет делу, но с этими людьми тоже сложно разговаривать — их картина реальности построена на российской пропагандистской машине, которая работает и днем и ночью, используя запрещенные приемы. Но опять же — это небольшой процент.
«Посмотри сынок, сейчас дядя стрелять будет. Посмотри, какой он сильный», — говорит уже в Славянске женщина средних лет восьмилетнему ребенку. Она идет прямо на человека с оружием, не понимая, что тот может выстрелить и в нее. «Я такого не видел ни в Ливии, ни в Сирии», — шокирован иностранный фотограф.
Социология свидетельствует, что пророссийские настроения поддерживает четверть жителей города. Но в то же время стоит понимать, что истинные их требования заключаются в другом — не в России, не в федерализации, а в отчаянном желании жить лучше. По сути, у людей социально-экономический протест украли, превратив его в фарс, заменив борьбу за социальные права на политические односложные лозунги.
Протестующие выступают против капитализма в лице Порошенко и Коломойского, но при этом снисходительно относятся к капитализму Ахметова, мол, «он не выразил своей четкой позиции», «что с него взять, он же картежник». А вот Таруту они считают чуть ли не фашистом, в то время, как большинство населения о нем откликается хорошо и называет хорошим антикризисным менеджером. О других членах «олигархичной сотни» сепаратисты даже не слышали.
Сейчас ни у кого из донетчан не вызывает сомнений то, что протест у ОГА, если в него не вливать средства и не приглашать сюда новых гастролеров, «загниет» уже в ближайшие недели. И процесс разложения уже начался. Те, кто живут в администрации, враждуют между собой: районы с районами, города с городами. Подозрения, непонимание, отсутствие поддержки дезориентируют людей.
Что же касается городской администрации, то здесь и вовсе ситуация абсурдная. По зданию ходят до десятка вооруженных лиц, которые якобы не мешают работе горадминистрации. Все делают вид, что ничего не происходит. Городской голова самоустранился от решения любых проблем, связанных с вооруженными людьми и федералистами. Милиция частично на стороне сепаратистов. Но проблема милиции возникла не сегодня. Она показала себя еще во Врадиевке. Есть и бывшие сотрудники «Беркута», которые все на стороне сепаратистов. Это еще большая проблема.
По словам представителя Комитета патриотических сил Донбасса, серьезная игра сейчас происходит в Луганске, где в главном управлении СБУ «сидят сепаратисты с захваченным оружием; в Краматорске, возле телевышки, так как СМИ сейчас — одно из самых важных оружий; и в Славянске. Горячо может быть в Харькове, Горловке, на юге страны. Но стоит понимать, что это не захват областей. Это не большинство. Это небольшая часть людей, которые гастролируют из одной области в другую, создавая в СМИ образ «регионального восстания».
ТАКИМ ВЫГЛЯДИТ ДОНЕЦК В СМИ...
Российские диверсанты, политтехнологи и местные идейные сепаратисты — поле деятельности МВД. Люди уже сейчас хотят результата их деятельности, пусть небольшой. Ведь их вера в то, что они не одни, что на их стороне их правовое государство, с каждым днем все больше угасает.
«НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТА»
В Донецкой области проживает более 130 национальностей. Это украинцы, русские, евреи, греки, армяне, грузины, татары, немцы и т. д. Все они хотят мира и хотят оставаться в той стране, где до сих пор им удавалось ладить, разговаривать, жить, продолжать свой род.
К примеру, один из лидеров проукраинского движения «Донецк — это Украина!» Олег Саакян — так же представитель национального меньшинства. На его руке — сине-желтая ленточка, на воротнике пиджака — герб Украины. Студент-политолог не боится носить символику, ему не страшно за свои убеждения. Ему было стыдно тогда, когда лидер армянской общины в Горловке разгонял Евромайдан в Донецке с помощью своих спортсменов.
За все время независимой Украины в Донецкой области не было массовых вспышек ненависти к национальным группам. Эксперты говорят о бытовой дискриминации на уровне слов, но не на уровне действий. Но на прошлой неделе появились скандальные антисемитские листовки с печатью «Донецкой народной республики». На сайте Донецкой еврейской общины приведены слова главного раввина Донбасса Пинхаса Вишедски: «То, что случилось, конечно, пахнет провокацией. Кто за этим стоит — вопрос открытый. Но поскольку это только провокация, то и относиться следует соответственно. Поставить точку и закрыть тему».
Вечером 18 апреля случилось вооруженное разбойное нападение на семью Павла Ковача, рома, который живет в Славянске. По подсчетам Павла Ковача, вооруженные люди ворвались в семь цыганских домов, разбили автоматом форточку, забрали имущество. Как сообщают «Новости Донбасса», нападения на ромов продолжаются.
Председатель Донецкого областного общества ромских женщин «Мирикля» Наталья Варакута утверждает: «Ромы на Донбассе чувствуют себя хорошо, но сейчас напряглись. Мы сообщили в департамент внутренней политики облгосадминистрации, связались с помощником губернатора, обратились к Уполномоченному по правам человека, к представителям ОБСЕ и ООН, в Европейский центр по правам цыган. Все эти люди поднялись, начали действовать. Цыганский совет Украины также сделал официальное заявление. Впрочем, люди напуганы, некоторые из них переехали». Один благотворительный фонд уже согласился помочь цыганам, которые решат выехать из Славянска из-за ситуации в регионе.
Председатель общества «Мирикля» убеждена, что сейчас нельзя делать конкретные выводы по поводу того, кто нападал на ромов, этим должны заниматься компетентные органы. «Бандиты не имеют национальности, возможно, это было просто разбойное нападение. Нам бы не хотелось, чтобы кто-то заострял межнациональные отношения, потому что много лет мы жили спокойно», — подчеркнула Наталья Варакута.
Еще один случай — антиеврейские и антиукраинские призывы на новосозданном славянском телеканале КПЕ ТВ. «Если телевидение начинает свое вещание с антисемитских заявлений, что можно говорить об этом СМИ и о тех людях, которые контролируют его?» — спрашивает Игорь Козловский, президент Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений ДООО «Центр Дискавери». Определенно сложно констатировать, кто виновен в этих действиях, но на сегодняшний день этот небольшой процент людей маргинализированного радикального населения уже скомпрометировал себя.
По словам Игоря Козловского, евреи, ромы и украинцы наиболее подвержены притеснениям. История их народов — это история трагедий, и люди, помня об этом, не хотят воевать, а наоборот, выступают за мир. Диалог войны — это диалог ХХ века, диалог мира и поиска компромиссов — это то, к чему мы пришли в ХXI веке. Когда люди берут оружие, они автоматически возвращают нас в те времена, которые мы с трудом пережили.
Игорь Козловский подчеркивает — обязательно нужен диалог, и с властью в том числе. В данный момент этого не видно. Никто не знает, сколько еще будет продолжаться это состояние, но начинать нужно уже сегодня, основываясь на общечеловеческих ценностях.
Ведь эти «федералисты» никуда не денутся после того, когда уйдут российские диверсанты. А они рано или поздно уйдут. Как мы будем с ними общаться? Снова строить мифы и барьеры, называя друг друга предателями и изгоями? Ничего нет второстепенного и второсортного, особенно на востоке страны. Особенно в области образования и культуры. И во всех этих сферах нужно начинать работу сегодня, если не вчера. Потому что все, что здесь происходит, конструируется нами самими. Вначале в информационном поле, а потом в реальности.
Да, мы разные. Но именно в этом состоит наша сила. В монолитности этого разнообразия...
Выпуск газеты №:
№74, (2014)