Перейти к основному содержанию

Что будет с «президентскими животными» в Межигорье?

Теперь элитным зверинцем занимаются небезразличные активисты, однако о своем шефстве над ним заявил Киевский зоопарк. Волонтеры против
26 февраля, 10:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В настоящее время в соцсетях активно обсуждается вопрос, что делать с президентским Межигорьем. Напомним, после того как оттуда выехал Виктор Янукович, вход в резиденцию стал свободным, а Верховная Рада приняла постановление, что отныне это — государственная собственность. Кто-то советует сделать здесь санаторий или музей, кто-то — продать, а деньги направить на недостроенный корпус Охматдета. Неопределенной остается и судьба зоопарка, расположенного на территории резиденции экс-президента. Ведь его работники в первый день открытых дверей не появлялись на рабочих местах, из-за чего животные остались голодными. А толпа людей, которая ринулась на осмотр 150-гектарной территории, для многих животных стала настоящей напастью: они не привыкли к такому количеству посетителей и получили шок.

Первыми спасать животных взялись Богдан Швайка, активист и бывший работник Киевского зоопарка, которого уволили за то, что рассказывал общественности о финансовых махинациях руководства и ненадлежащем содержании зверей, а также Сергей Григорьев, который еще работает в столичном зверинце, однако тоже находится в конфликтных отношениях с дирекцией, — из-за своей активной позиции. Эти люди вызывают доверие хотя бы тем, что последние дни и ночи проводят в Межигорье, пытаются обеспечить животных едой и максимально ограничить доступ к ним сотен людей.

Сергей Григорьев рассказал, что на момент их приезда за животными присматривал лишь один человек. По его словам, работникам Межигорья была дана команда покинуть территорию, а что делать и как действовать дальше, большинство его коллег не знали. Уже через несколько дней они начали возвращаться на работу. В настоящее время за животными ухаживают около 20 работников.

«Пока что мы с Богданом взяли на себя временное руководство зоопарком, потому что волонтеры, которые там находились, не имеют опыта, как на самом деле помочь животным, — рассказывает Григорьев. — Прежде всего, мы работали над тем, чтобы обеспечить кормление животных, потому что люди из лучших побуждений везли хлеб и яблоки, а животные привыкли к специализированным комбикормам, поэтому нужно было максимально обеспечить уход за ними. Некоторые люди несли свежий хлеб, а его не всем животным можно употреблять, от хлеба они могут даже погибнуть. Поэтому те, кто едет в Межигорье и хочет покормить животных, обращайтесь к нам, мы подскажем, что и как. Сейчас нам нужно решать проблему с обеспечением комбикормами, потому что их хватит еще дней на 10—20, а что дальше — будем думать».

Решить эту проблему попробовала Тамара Тарнавская, президент Международного общества защиты животных «SOS». Она находилась там целый день (23 февраля) и попросила охрану повесить при входе на территорию копилку — для пожертвований на закупку кормов животным.

«В настоящее время сюда приходят сотни тысяч людей, если кто-то бросит по 50 копеек, то это уже как-то стабилизирует ситуацию, пока не решится окончательная судьба зоопарка. На протяжении дня никто не бросил ни одной гривны. Животные ведь не виноваты, — говорит пани Тамара. — Когда я пыталась с людьми разговаривать, то меня чуть ли не линчевали. Никто не поддерживал мою позицию. Единственный, кто стал моим единомышленником, это американский журналист, он несколько раз меня наивно спрашивал, за какие деньги все это построено и есть ли финансовый и карательный орган, который бы контролировал этот финансовый поток».

Оба эксперта в разговоре с «Днем» жаловались, что такое большое количество людей, которые сейчас хлынули в Межигорье, животным лишь во вред. «В первый день был прямой доступ к животным, люди заходили прямо к ним в клетки. Поэтому мы хотим принять решение, чтобы людей пока не пускали, потому что уже есть случаи гибели птиц. Посторонний человек зашел на служебную территорию, выключил рубильник, животные в помещении задохнулись, потому что не было вентиляции», — рассказал Сергей Григорьев.

К сожалению, не все посетители резиденции имеют должное воспитание и уровень культуры. Как рассказала Тамара Тарнавская, некоторые граждане кормили зверей окурками! Конечно, не часто представляется возможность посмотреть на президентский зоопарк, жаль, что многие восприняли это как дикое развлечение. Кстати, посмотреть там есть на что. Опись животных волонтеры пока не составляли, говорят, что займутся этим в ближайшие дни. Рассказывают, что есть здесь самая крупная в мире американская антилопа Канна, которую держат специально для доения. Есть несколько элитных коров, овцы, козы, свиньи — все это больше напоминает элитную ферму.

«Еще есть африканский страус, эму и нанду. Также на территории содержатся две краснокнижные дрофы и степной журавль-красавка, редкий вид гусей из Австралии, павлины, около десяти видов фазанов, лебеди трех видов, грызуны мары из Южной Америки. Интересно, что в столичном зоопарке они вымерли, потому что для них никак не могли создать специальные условия, а здесь этих мар содержат просто под открытым небом на протяжении года, и они хорошо живут», — добавляет Григорьев.

Пока волонтеры возвращают работу президентского зверинца в обычное русло, о своих намерениях заботиться об этих животных заявило руководство Киевского зоопарка. Его пресс-служба обнародовала заявление, что по поручению Владимира Макеенко заместитель по зоочасти Игорь Марийчук и ветеринар Инна Василькивская 24 февраля посетили Межигорье, составили опись животных (как объяснил нам Григорьев, за те полдня, которые они здесь находились, это сделать нереально), изучили их состояние здоровья и проверили наличие кормов. И теперь будут инициировать переселение этих животных в Киевский зоопарк, а ответственность за их судьбу они берут на себя. Что касается пребывания здесь сотрудника Григорьева, то в зоопарке его действия признают нелегитимными, якобы он не имеет соответствующей квалификации.

Ввиду крайне негативной репутации нашего зоопарка и того, как живут там животные, часть коллекции может просто вымереть, поэтому волонтеры считают нецелесообразным перевозить туда межигорских животных. Сергей Григорьев заверяет: если начнутся какие-то шаги относительно перевозки животных в Киев, он будет поднимать на защиту животных небезразличную общественность. «В Межигорье работают высококвалифицированные работники, подход к работе здесь на порядок выше, чем в зоопарке, созданы хорошие условия труда, животных кормят в основном специализированными комбикормами. Санитарные нормы здесь очень высокие, и нашему столичному зоопарку нужно подтягиваться до этого уровня. Животных вывозить отсюда нельзя, это будет для них опасно», — говорит он.

Вывезти из Межигорья активисты разрешают только оленей и другие виды крупного рогатого скота. Предлагают отправить их в заповедник «Аскания-Нова», где более благоприятные для них условия. А сам зоопарк советуют законсервировать, сделать для него отдельный вход и ограничить доступ значительного количества людей. Поэтому сейчас активисты хотят назначить так называемого коменданта Межигорья и организовать систему охраны, поскольку отряды Самообороны не могут самостоятельно охранять такую большую территорию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать