Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Если нас обманут, мы придем снова»

После студенческого митинга Министерство образования и науки пообещало решить ситуацию с формированием списков участников Евромайдана, а ректорам рекомендует не нарушать права молодежи
06 декабря, 11:45
ИМЕННО ЭНЕРГИЯ СТУДЕНТОВ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТ СВОБОДНУЮ АТМОСФЕРУ «ЕВРОМАЙДАНОВ» / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Если будут зафиксированы факты притеснений студентов со стороны руководства вузов, мы договорились со Студенческим координационным советом, что все случаи рассмотрим и разберемся по каждому вопросу», — убеждал в среду первый заместитель министра образования и науки Евгений Сулима студентов, которые пришли митинговать под стены ведомства. Основное их требование — прекратить в вузах формирование списков с фамилиями участников Евромайдана. Напомним, на днях появилась информация о том, что по поручению министра образования Дмитрия Табачника Генеральная прокуратура требовала полные анкетные данные студентов Киевского национального университета им. Т. Шевченко в рамках досудебного расследования уголовного производства, касающегося ночных событий 30 ноября.

Потом студенчество заявило, что похожие списки готовятся и в других вузах. Участница Студенческого координационного совета Владлена Качурец рассказала, что во многих вузах администрация предупредила, мол, не нужно ходить на Майдан и принимать участие в любых акциях. Студентов, которые возвращаются в общежития ночью, тоже записывают для руководства. «Поэтому мы настаиваем на том, чтобы лица, оказывавшие давление на студентов, были наказаны, мы призываем писать заявления на имя Евгения Сулимы, студсовет соберет их и передаст в министерство, которое уже проведет проверки. Мы хотим порядка, если нас обманут, мы придем опять», — добавляет Владлена.

Чтобы убедить молодежь в противоположном, Евгений Сулима добавил, что министерство на стороне студенчества и даже подготовило рекомендацию для ректоров, которые «должны организовать учебный процесс и семестровый контроль, с учетом конституционных прав студентов свободно выражать и формировать свои мнения и собираться для мирного их выражения».

Верить ли ведомству, которое упорно убеждало и СМИ, и молодежь, что не зафиксирован ни один факт формирования таких списков в то время, как студенчество в один голос рассказывает совсем противоположное. На митинг пришло около 500 студентов, и если верить версии МОН, то все говорят неправду?

«Во многих университетах собирают имена студентов, которые принимают участие в Евромайдане, — рассказала «Дню» Яна, студентка Киевского педагогического университета им. Драгоманова. — Евгений Сулима сначала нам говорил о том, что не поддерживает наш протест, поскольку ничего такого не происходит. Но на самом деле нас запугивают, что отчислят из университета за участие в акциях. И если бы это было неправдой, мы бы здесь не стояли».

К тому же это всего-навсего рекомендация, а не приказ. И если бы действительно никакие списки не формировались, почему бы тогда ряд вузов друг за другом начали опровергать эту информацию на сайте МОН? Сначала появилось такое заявление от Киевского национального университета им. Т. Шевченко, потом Киевского национального университета строительства и архитектуры. Киево-Могилянская академия тоже заявила, что за время Евромайдана их трижды проверяли правоохранительные органы, была и внеплановая выездная проверка Государственной инспекции вуза.

Также в среду в Генпрокуратуре Украины заявили о том, что информация о требовании от вузов данных о студентах, отсутствующих на учебе с 29 ноября без уважительных причин, не отвечает действительности и является попыткой ввести в заблуждение общественность.

Во время разговора Евгения Сулимы со студентами они все пытались добиться от него гарантий, что давление и репрессии против них прекратятся. Первый заместитель министра переложил ответственность на ректоров. «Каждое учебное заведение — это автономная структура, которая имеет право выполнять свои правовые действия, но с учетом советов МОН», — добавил он.

Единственное, что остается сейчас студентам, писать заявления-жалобы. Свою поддержку спудеям в этом выразила председатель Комитета ВР по вопросам образования и науки Лилия Гриневич, она отмечает, что в случае чего можно обращаться непосредственно к ней.

Тем временем в социальных сетях сейчас появляется информация о том, что репрессии коснулись уже учителей и родителей старшеклассников, которые тоже выходят на акции протеста. «Родители столичных старшеклассников подписывают бумаги, что прошли инструктаж и ознакомлены с тем, что в соответствии с п. 1,2 ст. 8 Закона Украины об образовании, учебный процесс свободен от вмешательства политических партий, общественных и религиозных организаций, и привлечение учеников к участию в политических акциях во время учебного процесса не допускается», — пишет мама школьника и отмечает, что в первую очередь за это отвечают классные руководители. На своей странице в ФБ черкасский журналист призвал своих коллег подъехать к одной из школ, где директор запрещает учителям и ученикам поддерживать Евромайдан. «День» будет следить за тем, прекратится ли давление на студентов и школьников после последних заявлений министерства.

КОММЕНТАРИИ

Татьяна ГАРДАШУК, доктор философских наук, научный сотрудник Института философии НАНУ:

— Образование и педагоги всех уровней все время находятся под давлением власти и становятся объектом манипулирования политиков: это и «одаривание» школ канцтоварами во время выборов, принудительная мобилизация преподавателей и студентов в поддержку провластных политических сил. Не приобрели университеты автономии в независимой Украине, а во времена Табачника давление на университеты усилилось. Ректоры по большей части зависимые люди, через финансирование, страх не быть переназначенным и тому подобное. Хотя следует отдать должное ректорам КПИ и Киевского университета им. Б. Гринченко, которые выразили свою гражданскую позицию. Давление прокуратуры на университеты — это беспрецедентное явление вообще, потому что, опять же, это нарушение университетской автономии, о которой прокуроры вряд ли слышали. Но речь идет не только об автономии университетов, а и о праве молодежи на высказывание гражданской позиции. Какой будет судьба студентов-митингующих, зависит от руководства вуза, насколько оно готово отстаивать права своих студентов. Отсутствие или присутствие на парах регулируется в пределах учебных программ вуза, можно организовать самостоятельную учебу или пересдачу. А участие студентов в событиях Майдана, если она сознательна, полностью вписывается в миссию университета. Поведение МОН и ГПУ — это позор и дикость.

Виктор ОГНЕВЬЮК, ректор Киевского университета имени Бориса Гринченко:

— К нам поступало несколько обращений по телефону из прокуратуры Оболонского района по поводу того, сколько присутствующих/отсутствующих, сколько студентов на практике и т.д. Но, к сожалению, люди, которые работают в прокуратуре, в настоящий момент не имеют понятия, что учебный процесс существенно отличается от эпохи Советского Союза. Сегодня, как известно, учебный процесс происходит по кредитно-модульному системе, которая предусматривает и присутствие студента в аудитории (семинарские занятия, лекции), но есть много самостоятельной работы, когда студент может слушать лекции ведущих профессоров он-лайн, работать в библиотеке. Большинство студентов-магистров вообще по полгода пишут магистерскую работу, они не присутствуют в университете. Поэтому мы объясняли это сотрудникам прокуратуры и, собственно говоря, в среду у нас уже никаких звонков по этому поводу не было.

А право выразить свою гражданскую позицию гарантировано каждому гражданину, независимо от того, студент ли он, либо служащий. Право каждого на волеизъявление гарантированное третьей статьей Конституции Украины. Поэтому никто не имеет права запретить любому человеку иметь собственное мнение и выражать или обнародовать ее.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать