«Этот скандал сломает старые схемы»
Каковы последствия конфликта между командой Ульяны Супрун и известным кардиохирургом Борисом Тодуровым
«Очная ставка» исполняющей обязанности министра здравоохранения Ульяны Супрун с главным врачом Института сердца Минздрава Украины Борисом Тодуровым должна была стать ключевым событием последнего заседания комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения.
После взаимных обвинений и непонимания, связанных с вопросом, почему Институт сердца остался без лекарств и стентов для проведения операций, все точки над «і» должны были бы расставить члены профильного комитета. Поговаривали, что из-за громкого скандала между Супрун и Тодуровым, который длится с начала года, новую министерскую команду могут вообще уволить. Во-первых, быть на должности исполняющего обязанности министра в течение пяти месяцев — нелегитимно, во-вторых, нужно как-то погасить конфликт.
Однако Ульяна Супрун пошла на смелый шаг: из-за отсутствия кворума для принятия решений (из шести членов комитета присутствовали двое) просто оставила заседание. Это вызов и в то же время предостережение: возврата к старым схемам закупок лекарств не будет, медицинская реформа несмотря на сопротивление депутатов и главных врачей будет продолжаться, а любые вмешательства фармацевтического бизнеса в работу министерства нивелируют.
БИТВА ЗА ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ
Вместе с тем экспертное сообщество раскололось пополам. Одни поддерживают позицию Бориса Тодурова, акцентируя, что он является человеком с безукоризненной репутацией и золотыми руками. Напомним, что в начале года он обвинил Минздрав в блокировании открытия филиалов Института сердца в Луганской и Донецкой областях и провале закупки лекарств и расходных материалов через британское агентство Crown Agents.
Сторонники Ульяны Супрун согласны с обнародованной позицией министерства относительно того, что открытие филиалов никто не блокирует, а тендеры для Института в этом году будут проводиться исключительно через международников, причем количество необходимых материалов увеличат.
Но найти общий язык фигурантам конфликта не удалось. 17 января Борис Тодуров вместе с единомышленниками провел двухчасовую пресс-конференцию, где обвинил команду Министерства здравоохранения в непрофессиональном подходе к делу. На следующий день и.о. министра Ульяна Супрун заявила, что курс на проведение закупок исключительно через международные агентства никто не будет менять. В защиту ее команды выступил во время правительственного заседания премьер-министр Владимир Гройсман, добавив, что это напоминает борьбу не за Минздрав, а за финансовые потоки в системе здравоохранения.
Глава парламентского комитета по иностранным делам Анна Гопко отметила, что таким образом реформаторы наталкиваются на сопротивление лоббистов. «Команда Минздрава в настоящий момент не только поддерживает антикоррупционные реформы, но и предпринимает новые шаги — меняет систему финансирования медицины, вводит референтное ценообразование, реимбурсацию лекарств, e-health. Их действия не могут не мешать и не раздражать всех, кто привык жить и работать по-старому — и фармацевтических дельцов, и врачей с «совковыми» подходами», — написала Анна Гопко в Facebook.
«ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ МАФИЯ — НИЧТО ПО СРАВНЕНИЮ С МЕДИЦИНСКОЙ»
А глава комитета ВР по вопросам здравоохранения Ольга Богомолец после завершения разгромного заседания отметила в Facebook, что достичь компромисса с первой попытки не вышло, но комитет и далее будет налаживать диалог. А также заявила, что комитет готовит подробный отчет о международных закупках, и напомнила, что до сих пор команда Минздрава не выполнила ни одного из 25 безотлагательных шагов, принятых решением парламентских слушаний еще в 2015 году. Хотя этого не сделали и предыдущие министерские команды.
Со стороны все это похоже на банальную битву за министерское кресло. Но устранение команды Супрун и поиски новой кандидатуры являются прямым путем к срыву государственных закупок в этом году. Именно эта реформа вызывала недовольство тех, кто привык зарабатывать на тендерах и откатах. А по мнению главного врача Киевского городского центра здоровья Отто Стойки, сейчас больше всего сопротивляются те, кто привык к старым правилам игры.
«Последствия конфликта между Супрун и Тодуровым будут такие, что закупки должны стать еще более прозрачными и контролируемыми. А этот скандал сломает старые схемы, — добавляет Отто Стойка. — У нас уже звучит мнение, что почему-то акцентировали внимание на личностях, тогда как нужно думать о медицинской системе в целом. Но система изменяется личностями и их решениями. Реформы можно осуществлять сугубо косметически, меняя вывески и названия, а можно проводить капитальный ремонт, что сейчас и происходит, а система противиться. Именно сейчас нужно менять правила игры, эта ситуация проявляет кто есть кто, и показывает, что фармацевтическая мафия — это ничто по сравнению с медицинской. Безусловно, есть порядочные люди, но сама система приучила заведующих кафедрами и главных врачей быть монополистами в своей сфере. Если сейчас ничего не изменить, хуже будет для пациентов и врачей. Последний бастион этих перемен — парламент, где популизм и лоббизм довольно сильны. Если депутаты проявят свою поддержку, реформа будет успешной».
Инна ЛИХОВИД, «День»
ГОЛОС ИЗ FACEBOOK
«ХОТЕЛОСЬ БЫ РАЗОБРАТЬСЯ, В ПОЛЬЗУ КОГО УЛЬЯНА СУПРУН ПОСТАВИЛА ЦЕЛЬ УЙТИ ОТ «ПРОКЛАДОК» ПРИ ЗАКУПКАХ...»
Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ-СМАГЛЮК, журналист:
— Ульяна Супрун уже полгода как в статусе и. о. За нее нет голосов среди украинского фармлобби, широко представленного в Верховной Раде. За эти полгода запомнилась мне заявлением о борьбе с фарммафией, назначением дерзких заместителей и утаиванием диплома о высшем медобразовании.
Цель уйти от «прокладок» при закупках лекарств — очень крутая, амбициозная и вызывающая приступ уважения к этой женщине. Хотелось бы разобраться, в пользу кого Ульяна Супрун поставила себе такую цель. Она декларирует, что отдала закупки лекарств международным организациям: ЮНИСЕФ, Crown Agents. Crown Agents, если разобраться — компания, которую лоббирует Transparency International. Компания с мутным прошлым, замеченная в торговле оружием, наркотиками и т. д. Компания, которая помогает третьим странам якобы бороться с коррупцией, расчищая себе дорогу в ту же коррупцию... Именно поэтому, наверное, я вынуждена прививать своих детей вакциной, у которой уже на днях закончится срок годности? Вакциной, которую недореализовали в Китае?..
Я хочу: а) чтобы любые всемирно известные лекарства и вакцины были на украинском фармрынке в большом выборе, пусть и за деньги; б) хочу, чтобы закупки лекарств государством осуществлялись через открытый прозрачный тендер, который я могу наблюдать онлайн; в) хочу, чтобы Ульяна Супрун села и четко рассказала, с какой мафией она борется во имя какой мафии; г) хочу, чтоб она показала свой диплом публично на открытой пресс-конференции, где она не смогла бы после неудобного вопроса юркнуть через двери, как это обычно с ней бывает.
Ульяна Надежда, я жду тебя!
КОММЕНТАРИЙ
«МИНЗДРАВ ДОЛЖЕН НЕМЕДЛЕННО ОБНАРОДОВАТЬ ТЕКСТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ И СРОКИ ПОСТАВОК ЛЕКАРСТВ»
Ольга БОГОМОЛЕЦ, председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения:
— Меня на самом деле гораздо больше, чем сам конфликт, беспокоит то, как повлияет отсутствие своевременно закупленных медикаментов на увеличение смертности пациентов, которые не дождутся операции или вообще не обратятся к врачу, понимая, что не смогут оплатить лечение. И, собственно, именно это подчеркивал директор Института сердца. Ведь необходимых медикаментов в достаточном количестве в больницах нет, а болезни сердца занимают первое место в структуре смертности украинцев. Но в эмоциях и пресс-конференциях СМИ о сути проблемы, к сожалению, забыли ...
Именно поэтому, понимая отсутствие диалога между двумя сторонами, мы пригласили на заседание комитета Верховой Рады по вопросам здравоохранения команду Минздрава и команду Института сердца, чтобы состоялся этот диалог ради решения проблемы и сохранения жизни украинцев. Борис Тодуров озвучил реальные потребности Института и Украины в целом, а от Ульяны Супрун мы ждали только ответа, когда, собственно, проведут поставки жизненно важных медикаментов и оборудования в Украину. К сожалению, в ответ получили не четкие сроки поставок, а показательный демарш всей команды Минздрава и письменный отказ предоставить комитету договоры, подписанные на поставки с международными организациями, что, собственно, подпадает под значительное нарушение законодательства и препятствует депутатам в исполнении своих обязанностей депутатского контроля над работой исполнительной власти. Поэтому решение проблемы я вижу в немедленном обнародовании Минздравом текстов международных договоров и сроков поставок. Что же касается решения личного конфликта, то оно должно заключаться в политической и человеческой этике всех участников и умении ставить интересы государства выше собственных амбиций или обид.
Выпуск газеты №:
№8-9, (2017)