История – без рекламы
Министерство культуры предлагает запретить биллборды и ситилайты около памятников культурыВ Министерстве культуры Украины работают над новым законопроектом относительно сохранения культурного наследия. Одним из пунктов будущего закона (который вынесут на рассмотрение парламента в декабре этого года) должен стать запрет внешней рекламы в исторических центрах городов. По словам министра культуры Вячеслава Кириленко, за сплошными бордами и лайтбоксами Киева (да и не только его) вообще не видно. Идея и суть замысла — правильная, если бы не несколько «но». Например, что в Украине, а в Киеве и некоторых областных центрах в частности, существует своя нормативная база, которая уже запрещает рекламу в исторических центрах городов.
К примеру, в 2012 году Киеврада утвердила концепцию развития внешней рекламы на территории столицы, чем запретила рекламу поблизости архитектурно-исторических заповедников (например, заповедник «Старый Киев» — разве не в центре города и не охватывает весь Подол?). Речь шла как раз о территории буферных зон Софии Киевской и Киево-Печерской лавры, а также о территориях, прилегающих к выдающимся памятникам истории и архитектуры. В частности, внешнюю рекламу запретили на Андреевском спуске, около Михайловского и Владимирского соборов, Андреевской и Кирилловской церквей, Мариинского дворца, Золотых ворот...
О чем заявлял министр культуры? Практически о том же, о чем говорится и в киевской концепции: запрет рекламы на памятниках, являющихся объектами ЮНЕСКО, в их буферных зонах, на государственных историко-культурных заповедниках, на других достопримечательностях в пределах их территорий, в зонах охраны, в исторических ареалах населенных пунктов. Будет разрешена только стилизованная и общественно важная реклама (как избегать здесь манипуляций, хотелось бы видеть тоже в новом законе).
Во Львове также действуют свои правила внешней рекламы в городе — с ограничениями для центральной части. А одинаковый для всех закон о рекламе говорит, что ее размещение на памятниках и в их охранной зоне осуществляется на основании разрешений от органов исполнительной власти. Поэтому это уже вопрос к городским депутатам, Киеву или другому городу, чем они руководствовались, когда давали разрешения на глобальное преобразование городского центра в рекламную площадку.
Как отметила директор НИИ памятникоохранных исследований Ольга Пламеницкая, по поручению Минкульта институт только начал работать над законопроектом, а вопрос внешней рекламы станет локальным пунктом по сравнению с другими изменениями: «В законе это будет прописано в общем виде, а затем должна быть наработана концепция использования рекламы в городах, потому что законом не сможем отрегулировать все».
Учитывая киевский опыт, когда три года концепция размещения рекламы нивелируется, какие шансы, что закон не постигнет такая же участь? «Было бы неплохо, чтобы хотя бы придерживались старого закона об охране культурного наследия. Но в большинстве случаев его положения игнорируются. Нужно строже следить за соблюдением требований закона контролирующими органами, требовать этого через систему штрафов, — добавляет Елена Титова, директор Центра памятниковедения НАНУ. — И это уже не впервые декларирует министр культуры, что среди основных моментов доработанного закона будет запрет рекламы, об этом я слышу в его выступлениях с марта этого года. Но что будет на самом деле в проекте? Он еще дорабатывается, а должен был быть готов весной, потом в сентябре, теперь в декабре...».
Выпуск газеты №:
№184, (2015)