Лакмусовая бумага для гражданского общества
Что следует понять о себе жителям столицы и какие уроки извлечь после непогоды![](/sites/default/files/main/articles/26032013/4sneg2.jpg)
Ненастье более-менее значительных масштабов — это всегда тест и вызов для общества. Тест на организованность, отзывчивость к чужой беде, готовность помочь. Снегопад, который не прекращался в Киеве двое суток, выявил как позитивные черты жителей столицы, так и их слабые места, а также стал хорошим уроком на будущее.
УРОК № 1: О НЕДОСТАТКЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Штормовое предупреждение на выходные Укргидрометцентр объявил за несколько дней. Водителей предупреждали: в пятницу лучше оставить машины дома. Сильный снег начался еще с самого утра. Но, несмотря на это, город был заполнен легковыми автомобилями. В итоге в пятницу вечером мы получили многокилометровые заторы, в которых люди стояли часами, а затем были вынуждены оставлять свои машины, где придется. Из-за хаоса на дорогах проезд был перекрыт и для снегоуборочных машин, и для машин скорой помощи, и для общественного транспорта. Только на улице Вадима Гетьмана в пятницу вечером, как рассказывает сотрудница «Дня» Анна Хабарова, две «скорые» застряли в заторе, и медработники пешком ходили между заторами, оказывая помощь.
«Почему и куда отправились в дорогу люди, которые не имеют ни навыков езды зимой, ни приспособленной к передвижению по снегу такой глубины машины, ни даже банально соответствующих погодном условиям шин? — метко подмечает на своем блоге на «Korrespondent.net» киевлянин Алексей Мочанов. — Вы шлифуете лед под снегом даже на маленьком подъеме и заграждаете всю дорогу. Неужели сложно выйти на улицу и по пути к своему автомобилю принять единственно верное решение: оставить его до лучших времен?»
УРОК № 2: СПОСОБНЫ ЛИ МЕЛКИЕ ЧИНОВНИКИ ВЫЙТИ ЗА ПРЕДЕЛЫ УСТОЯВШЕЙСЯ СХЕМЫ РАБОТЫ?
Этот же Алексей Мочанов сообщает, что в час-пик в пятницу станция метро «Вокзальная» внезапно прекратила свою работу потому, что... жетоны закончились. Это в тот момент, когда метро оставалось единственным действующим видом общественного транспорта во всем городе! Можно много говорить о том, что украинские чиновники даже более низких рангов не понимают, что они в первую очередь находятся на службе у общества, а следовательно, помогать обществу — их основная задача. Но как можно было не понять, что недостаток жетонов — не повод не пускать людей в метро в ненастье? Это же касается и милиции, которая ездила по городу и даже не думала остановиться и помочь вытягивать машины из заторов. Примеры таких ситуаций тоже можно найти в блогосфере. Объяснение, наверное, простое: пускать людей в метро без жетонов не предусмотрено должностными инструкциями работников метрополитена, вытягивать машины из заторов не входит в обязанности милиции. Но неужели нельзя выйти за рамки должностных инструкций, взять на себя большую ответственность, но помочь?
УРОК № 3: О НЕДОСТАТКЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Уже в субботу новостники сообщили, что киевские таксисты подняли цены за свои услуги в 5-8 раз. Стала известна история, когда матери с ребенком, которым нужно было добраться с Контрактовой площади до Троещины (туда, как известно, метро не ходит), таксист выставил счет в 400 гривен. Конечно, можно принять во внимание сложные погодные условия, большую затрату топлива, но даже этим сложно объяснить такой скачок цен. Понятно, что эти люди просто использовали ситуацию с целью заработать. И такие таксисты, как и те, кто спокойно проходил мимо людей, оказавшихся в беде, или же снимал увиденное на мобильные устройства — а их тоже были достаточно — яркое свидетельство того, что с эмпатией у нас еще не все в порядке, что над этим еще нужно работать. Именно способность сочувствовать другому выводит в западных обществах десятки тысяч людей на улицы из-за автомобильной аварии при участии чиновника, изнасилования, взяточничества, вынуждает карать виновного и изменяет систему к лучшему.
О ПОЗИТИВНЫХ ПРИМЕРАХ, КОТОРЫХ ТОЖЕ БЫЛО ДОСТАТОЧНО
Наверное, это одна из черт украинского менталитета: для того, чтобы украинцы проявили солидарность, изобретательность, инициативу, нужен вызов. Сильный снегопад таким вызовом стал. В то время, когда власть расчищала дорогу на Конча-Заспу, Межигорье, к Верховной Раде и Кабинету Министров, киевляне самоорганизовывались, чтобы помогать друг другу. Вполне справедливо эти действия можно назвать проявлением гражданского общества, о наличии или отсутствии которого так часто дискутируют.
«Чтобы преодолеть последствия стихии на улицы Киева вышли простые люди, которые стали помогать пострадавшим всем, чем могли (приносили чай, брали заряжать мобильные у людей, которые стояли в пробках весь день, откапывали и толкали машины), — пишет портал молодежного информационного сообщества «Сіль». — С субботы на воскресенье работала ночная группа волонтеров, которые помогали «скорым» и простым водителям выбраться из снежного плена, где это было возможно. На ночь созвали группы волонтеров, которые с самого утра взялись за работу во всех районах Киева. Развернулась масштабная компания по откапыванию подъездов к больницам, поликлиникам, травмпунктам, детсадам и машинам». Это движение помощи получило название «Спасай Киев без Попова».
Часть киевлян, как сообщает «Правда Жизни», организовались в группы добровольцев на джипах, которые помогали вытягивать из снега машины. А в целом группы ребят с лопатами можно было увидеть во многих местах. На одну такую мы наткнулись на улице Дегтяревской. Нередко киевляне организовывались, чтобы откопать дорожки и подъезды к своим домам там, где этого не сделали коммунальщики.
Не осталась в стороне и часть предпринимателей. АЗС WOG открыла «горячую линию» помощи и заявила о своей готовности обеспечить бесплатными горячими напитками, едой, топливом, пополнением счета телефона. Подобным образом поступили и некоторые рестораны, в частности «Правда. Жизнь» сообщает о «Драфте» и «Автогриле Охотник». Красноречивым является сообщение, которое владелец ресторана «Драфт» вывесил в Фейсбуке: «Привет! Меня зовут Лаша. У меня свой ресторан на Подоле. Если вы замерзли или застряли в снегу после 22.00 в районе Подола — не беда... Оставляйте свои машины и приходите ко мне в «Драфт» на ул. Хорива 1/2. С меня — бесплатный горячий чай и печенье».
Интересно, что за информацией о состоянии дорог, расписании движения транспорта люди обращались чаще всего именно в социальные сети. В интернете можно было найти и телефоны координаторов групп добровольцев, которые работали в городе. Остается вопрос: почему молчали официальные СМИ? Почему телевидение не предоставляло оперативную информацию, ведь доступ к интернету есть далеко не у всех?
Самоорганизация общества в условиях бездеятельности и беспомощности власти — это то, что вселяет надежду. Чем больше активных, небезразличных людей, тем больше оснований для оптимизма.
Поскольку, как сообщает УНИАН, Александр Попов пророчил Киеву чрезвычайное положение еще минимум неделю, публикуем те контакты координаторов мобильных групп помощи, которые удалось найти.
Телефон горячей линии АЗС WO: (067) 471 03 93.
Контакты координатора группы добровольцев на джипах Марии Шараповой: (097) 797 80 87.
Телефон координатора группы добровольцев в районе Подола, Лукьяновки, Дорогожичей Сергея: (067) 501 28 12.
Контакты Вари, организатора группы волонтеров с лопатами на Русановке: (050) 333 38 73.
За помощью в районе Осокорков, Харьковской, Позняков можно звонить по номеру: (096) 712 92 47; Оболони: (096) 356 41 26; Борщаговки: (093) 713 10 10.
Виктория СКУБА, «День»
РЕГИОНЫ
ВИННИЦА
Елена ПАВЛОВА, основатель школы женского политического консалтинга, в прошлом возглавляла городское управление по связям со СМИ и общественностью Винницкого горсовета:
— По сравнению с Киевом, катаклизм обошелся Виннице «малой кровью». Городской транспорт, особенно трамваи, работал с небольшими перебоями. Хотя такси вызвать было практически нереально.
От снега дороги чистили активно. И отдаленные микрорайоны, и частный сектор. Причем в эту работу включились все — и спасатели, и коммунальные службы и даже те, кто просто в силу возможностей своих предприятий имел доступ к соответствующей технике.
Дворники многих ЖЭКов работали даже в выходные, и лопаты были на вес золота.
Отдаленные села в Винницкой области тоже чистят, хотя и не все сразу.
Самый большой позитив — не пропал хлеб в магазинах.
А как уроки ненастья — можно было активнее задействовать волонтеров и любителей помочь, обеспечив их телефонами тех, кто нуждался в помощи. Вообще если задействовать социальные сети, дать два-три телефона «горячих линий», где можно было бы получить информацию о тех, кому нужно помочь, — думаю, горожане бы справились.
Лично получила несколько звонков от тех, кто в разных районах Винницы готов был помогать, но информацию о тех, кому нужна была помощь, получить было негде.
Небольшой пример. В 1997 году город Вроцлав сильно пострадал от наводнения, были разрушены все системы канализации и водоснабжения, пострадали люди и исторические здания, но сами вроцлавчане говорят, что это было особое время — время, когда они поняли, что нужно помогать. И это позволило городу восстановиться очень быстро и стать после того по-настоящему единым целым.
Подобная ситуация может быть и в настоящий момент в Украине — чем больше власть будет возлагать надежды на общественность, делегировать какие-то полномочия, подкрепляя их ресурсами, например дать в руки лопаты, рассказать, кому нужно помочь — тем более Винница будет городом, способным преодолеть не один такой снегопад.
ЛЬВОВ
ПРИРОДА УЧИТ!
Снегопад 22 марта во Львове был действительно зимней сказкой среди весны, если сравнивать его с ураганом 15 марта. Да, падал снег, да, был ветерок, но... Впервые за многие годы можно было наблюдать Львов совершенно свободным — без привычного ежедневного транспортного коллапса. Нормально, без заторов, по графику двигались трамваи, маршрутки и троллейбусы. Почему? Да потому что не было на улицах частных авто. Равно как и пешеходов. Напуганные коллаптической ситуацией в городе 15 марта, частники припарковывали автомобили, как говорится, до лучших времен. Не выходили на улицу без надобности и рядовые львовяне. Кроме тех, разумеется, кому нужно было на работу. Наверное, приложили руки к спокойствию в заснеженном городе средства массовой информации, в частности — местные телеканалы, которые в канун очередного снегопада звали в прямые и непрямые эфиры синоптиков, обращавших внимание (возможно, с некоторым преувеличением) на наступление очередного ненастья. Правда, на следующий день, 16 марта, когда уже снегопад окончательно утих, в городе с самого утра не вышли в рейсы большие маршрутные автобусы. Говорят, что из-за 15-градусного мороза позамерзало горючее... Правда, ближе к обеденному времени движение транспорта во Львове нормализовалось.
Александр СЫРЦОВ, журналист, Львов:
— На мой взгляд, Львовщина была готова к стихийному бедствию в виде мощного снегопада, продолжавшегося двое суток, частично. Возможно, если бы снегопад был не столь сильным, то ситуация развивалась бы намного легче. Прежде всего, буду говорить о Львове, который продемонстрировал и сильные, и слабые свои стороны. Среди сильных — то, что во Львове, как и в области, все же пытались бороться со снегом. Среди слабых — то, что и усилий, и техники, чтобы преодолеть стихию, было недостаточно. Также стоит отметить и то, что в городе качественно убирали в основном в центральной части, на главных улицах и площадях. Относительно окрестностей и спальных районов, то на них явно не хватало сил. Кроме того, не был задействован такой резерв, как уборка вручную — с помощью лопат и ломов. Поскольку спальные районы не были вовремя очищены от снега, это потянуло за собой целый ряд последствий — в частности, коммунальные службы не вывозили мусор. Также стоит говорить о том, что во Львове три дня не курсировали трамваи. Были проблемы и с другими видами транспорта, в частности — маршрутками и троллейбусами. Также сразу же бросилось в глаза ухудшение снабжения продуктами магазинов. Что касается области, то ситуация на Львовщине была немного лучше, чем во Львове. Хотя сказать, что она была идеальной, нельзя.
СУМЫ
Татьяна ЖУРБА, председатель Объединения совладельцев многоквартирных домов «РАДУГА-С»:
— Сумы одни из первых в Украине справились со снежными заносами, хотя по результатам стихии в нашем регионе ситуация была одной из самых сложных. Центральные улицы были очищены сразу, тротуары — частично. Городской голова обратился к руководителям предприятий и организаций с просьбой активно приобщиться к уборке снега. Жильцы нашего дома дружно очистили от заносов свою территорию. Сегодня уже в нормальном режиме ходят маршрутные такси. На улицах люди с лопатами: предприниматели убирают снег перед фасадами своих фирм, ученики профтехучилищ — перед своими учебными заведениями. Снегопад, конечно же, породил проблемы, но ситуация под контролем, никакой паники нет, потихоньку справляемся...
Иван БОРШОШ, экс-мэр г. Сумы:
— Основные магистрали более-менее расчищены, но внутридворовые территории — это просто ужас. Если бы не сознательные и работящие сумчане, которые не боятся «лопаты Азарова», то неизвестно, как бы городские коммунальные службы справлялись с последствиями стихии. Лично я не видел в городе ни одного пункта обогрева. Если и есть пункты обогрева, то население о них не информировано. В области ситуация еще хуже: многие студенты не смогли вовремя вернуться на занятия из родительских домов.
Подготовили Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов; Алла АКИМЕНКО, Сумы; Максим ЗОТОВ, Винница
Выпуск газеты №:
№54, (2013)