«Мы не умоляли, а требовали»
Роль политзаключенных в экономическом росте Российской Федерации (на примере Норильского никелевого комбината)![](/sites/default/files/main/articles/07062013/11norilsk.jpg)
В период становления и созидания государства все большее значение приобретает изучение тех страниц истории, которые в течение длительного времени в силу идеологических рассуждений оставались вне поля зрения исследователей. Речь идет, прежде всего, о деятельности украинского движения сопротивления в советских концлагерях в 40-х — первой половине 50-х гг. ХХ в. Актуальность изучения советской репрессивной системы определяется не только потребностями исторической науки. Для успешного осуществления в Украине судебно-правовой реформы надо критически осмыслить и преодолеть то негативное влияние, которое ГУЛАГ оказал на формирование правосознания украинского общества, в частности, представлений о демократических принципах, правах и свободах человека. Именно это обстоятельство требует глубокого изучения и анализа борьбы украинцев в ГУЛАГе против тоталитарного режима. Эта тема раскрывает одну из важных составляющих национально-освободительной борьбы против тоталитарного режима в СССР — вклад политических узников в экономический рост Советского Союза, а следовательно, и нынешней Российской Федерации, которая считается его наследницей. И здесь важной проблемой является изучение участия политических заключенных в строительстве Норильского комбината, определение доли их вклада в этот промышленный объект для установления необходимости и возможности компенсации политическим заключенным прежнего СССР.
l Историю строительства Норильского никелевого комбината, который был предшественником ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель», проследили в свое время Л.И. Бородкин и С. Эртц. В частности, С. Эртц детально изучал период становления Норильского комбината с 1935 по 1938 годы. Л.И. Бородкин дал углубленный анализ структуры и стимулирования принудительного труда в ГУЛАГе на примере Норильлага за период 30—50-х годов. Интересным и обстоятельным является исследование использования труда политических заключенных на строительстве Норильского комбината в работе Е. Борисенко. Автор охарактеризовала жизнь и деятельность заключенных норильского концлагеря. Несколько статей об истории Норильского комбината опубликовала и исследовательница Норильского восстания А.Б. Макарова. Однако в указанных исследованиях научные работники не определяли отдельной темой вклад политических заключенных в строительство Норильского комбината, тем более не поднимали вопрос о компенсации за насильственную и жестокую эксплуатацию их труда. А требовать компенсацию от современного промышленного гиганта и Российской Федерации, как наследницы СССР, могут Украина, Литва, Латвия, Эстония, Беларусь, народы Кавказа и другие государства, представители которых отбывали заключение в Норильлаге. Более того, политзаключенные российской национальности тоже имеют право и необходимость в выплате компенсаций за потерянные годы молодости, здоровья и жизненных перспектив.
Открытое акционерное общество «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» является наследником Норильского никелевого комбината, который был построен в Норильске, как и сам город, силами политических заключенных ГУЛАГа. Однако сегодня почему-то пытаются забыть историю строительства — в центре города в Музее истории Норильского промышленного региона о настоящих строителях промышленного гиганта не упоминается ни словом.
♦ ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» — один из крупнейших в мире производителей цветных металлов. На его долю приходится 22% мирового производства никеля, 9% платины, 38% палладия и 3% меди. Компания также производит золото, серебро, иридий, осмий, селен, рутений и теллур. Производственные подразделения компании группы ГМК «Норильский никель» расположены в России в Норильском промышленном районе и на Кольском полуострове, а также в Финляндии, Австралии, Ботсване и ЮАР. Заполярный филиал ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» является градообразующим предприятием. На его производстве сегодня занято свыше 50 % населения Норильска.
Об условиях жизни и труда во время строительства Норильского никелевого комбината сохранилось немало свидетельств украинских политических заключенных. По свидетельству политзаключенного И. Кривуцкого, в Норильске было 6 зон с политзаключенными, где украинцы преобладали — от 60 до 80 %. Зона № 1 — рудник «Медвежка»; № 2 — Кайеркан, угольные шахты; № 3 — каторжанская зона, заключенные которой работали на хлорно-кобальтовом заводе № 25; № 4 — спецрежимная зона, созданная в 1948 г., заключенные которой работали на строительстве города («Горстрой») и Медного завода; № 5 — заключенные работали на деревообрабатывающем комбинате (ДОК), кирпичном заводе, позже на «Горстрое»; № 6 — женская зона, состояла из около 500 каторжанок и около 4000 женщин, осужденных за бытовые преступления.
Строительство никелевого комбината было начато в 1935 году по решению заседания Политбюро. Идея создания была предложена И. Сталиным и воплощена в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 20 марта и постановлении СНК СССР от 23 июня 1935 г. «О строительстве никелевого комбината». Народный комиссар внутренних дел Г. Ягода организовал исправительно-трудовой концлагерь, возложив на него строительство комбината и освоение района расположения комбината и его предприятий.
l История норильских концлагерей неразрывно связана с историей комбината и развитием всего Норильского района. Условно ее можно разделить на три основных периода: 1) 1935—1938 гг.; 2) 1939—1941 гг.; 3) 1942—1956 гг. Главное управление лагерной группы числилось в ГУЛАГе под номером 384 и находилось в Норильске. Норильскому управлению лагерей подчинялись все промышленные предприятия Таймырского округа. Всего в районе Норильска было около 35—40 лагерей. Общее количество заключенных только в районе города Норильска составляло не менее 50 тысяч человек.
♦ Уже в первые годы строительства из-за тяжелых условий труда в чрезвычайно неблагоприятном северном климате начала расти смертность политзаключенных, привлеченных к строительству никелевого комбината. В 1939 году зафиксированы 402 смерти узников. Именно в этом году было принято постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 7 апреля 1939 г. «О форсировании строительства Норильского комбината», поэтому проектная мощность была увеличена в четыре раза. В эксплуатацию были введены большие угольные шахты и рудники, малый коксовый завод, начато строительство обогатительной фабрики.
В годы войны ситуация со строительством комбината находилась на грани катастрофы: резко сокращались нормы питания и обеспечения одеждой, заключенные умирали от голода, убегали, болели, однако тоталитарная система наращивала объемы лагерного производства — количество заключенных увеличивалось и строительство не прекращалось. Количество узников и каторжных в 1946 году в сравнении с 1945 годом выросло на 6139 человек.
В августе 1948 г. на основе каторжного лагеря в Норильске был создан лагерь особого режима— Горлаг. Приговаривали к каторжным работам сроком от 10 до 20 лет. За малейшую провинность каторжан бросали в карцер. Рабочий день длился 10 часов, но из-за задержек в пути часто затягивался до 12-14 часов. Труд узников до 1947 г. не оплачивался, а в других лагерях, в частности в Караганде, робота политзаключенных не оплачивалась до 1952 г. Зачетов рабочих дней не было, запрещалось получение посылок, писем, денежных переводов от родных. В 1953 г. каторжной в Норильске была только зона № 3.
С августа 1948 г. в норильские концлагеря переводили осужденных по статьям 58-1а, 58-16, 58-10, 58-11 и другим пунктам статьи 58, больше всего участников национально-освободительных движений из Украины, Беларуси, республик Прибалтики, зарубежных граждан — из Франции, Чехословакии, Польши, Югославии, часто немецких гастарбайтеров, которые убежали из фашистских концлагерей и попали к советским партизанам, эмигрантов из советской России в послереволюционный период, подданных других государств. Много было осужденных людей из депортированных народов — чеченцев, греков, крымских татар, немцев Поволжья и других.
Длительность рабочего дня политзаключенных составляла 10-12 часов, а количество рабочих дней в году превышало 300 (в военное время 350). До 1949 года половина заключенных работала на капитальном строительстве комбината. Среди узников активно использовали труд женщин и несовершеннолетних детей. Женщины работали на строительстве города, производстве кирпича, добыче глины, копали котлованы, коллекторы, разгружали вагоны. Применение труда детей было известно на строительстве комбината еще в 1936 году. Тогда было решено использовать труд несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет четыре часа в сутки с 50 % нормированием, молодежи в возрасте от 16 до 17 лет устанавливали 6-часовой рабочий день с применением 80 % от нормы полноценного рабочего. Остальное время несовершеннолетние должны были использовать для занятий и культурно-воспитательной работы. Только в 1954 году вышел указ об амнистии тех, кто был арестован несовершеннолетним.
♦ Ситуацию в жизни политических узников Норильска кардинально изменило восстание, прошедшее 25 мая — 4 августа 1953 года. Новая политическая ситуация в СССР, сложившаяся после смерти И. Сталина, усилила нестабильность в советских концлагерях. Осужденные по политическим мотивами ждали облегчения режима и пересмотра их дел, в надежде на освобождение. Амнистия 1953 г. коснулась преимущественно осужденных за криминальные или бытовые преступления. Массовое недовольство политзаключенных активизировало их подпольную деятельность. Особенностью этих восстаний было то, что впервые за историю ГУЛАГа узники требовали не только улучшения условий содержания, но и свободы.
Выдающийся грузинский писатель Чабуа Амирэджиби, бывший политзаключенный и участник восстания в Норильске, считает, что «Норильское восстание было восстанием украинцев, литовцев и кавказцев против российских империалистов». В мае 1953 г. в Норильск привезли этап политических узников из Караганды (Казахстан), это был так называемый карагандинский этап. Лагерная власть вывезла бунтарей, которые сеяли дух неповиновения, но именно таким образом и распространила повстанческий дух в норильские лагеря. Ч. Амирэджиби вспоминает, что этот этап был хорошо организованной силой, надежно законспирированной и преисполненной бойцовского духа.
♦ Особенностью Норильского восстания 1953 г. стало то, что у каждой из пяти восставших зон был свой, отличающийся от других, характер протеста, свой руководитель и представительский комитет политзаключенных для переговоров с властью. Но в комплексе все они творили одно большое восстание, руководимое украинцами. Комитетам узников во время восстания удавалось не только взять под контроль зоны, но и установить максимально демократическое правление, апеллируя к Москве и привлекая внимание высшего руководства КПСС к своему тяжелому положению. Около 17 тыс. узников 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й зон отказались работать и требовали приезда комиссии из Москвы.
Все члены комитетов восставших зон распределили между собой обязанности: были ответственные за информацию, агитацию и пропаганду, работу на кухне, в бане, прачечной, за хозяйственные дела, медчасти, культурно-воспитательную работу. Во время восстания в лагерных клубах проходили репетиции кружков, хоров, работали библиотеки, проходили концерты, организовывались спортивные соревнования. Известно, что в 4-й зоне шесть раз с успехом прошел спектакль «Назар Стодоля» Т. Шевченко, который заключенные готовили еще до начала восстания. Комитеты восставших лагерных отделений Норильска стали одновременно законодательными и исполнительными, охранительными и карательными органами. Четко была поставлена в лагерях во время восстания охрана порядка, особенно в 1-ом и 3-ем лагерных отделениях, в частности, 3-й лагерь был разделен на четыре участка, назначены свыше 80 человек старших секций, бараков, участков, указанных мест круглосуточных постов и патрулирований. Такой дисциплине удивлялась даже администрация.
♦ В подвале барака № 2 зоны № 3 А. Игнатьев по указанию И. Воробьева организовал кузницу, где заключенные изготовляли холодное оружие. Бывший член УПА, осужденный в 1950 г., П. Мыколайчук оборудовал типографию, где изготовлял листовки, которые заключенные с помощью воздушных змеев разбрасывали над Норильском. В документах сохранились основные тексты листовок: «Нас расстреливают и морят голодом! Мы добиваемся вызова Правительственной комиссии. Мы просим советских граждан помочь нам — сообщить Правительству СССР о произволе над заключенными в Норильске. Каторжане 3-го лагерного отделения»; «Солдаты войск МВД! Не допускайте братского кровопролития! Пусть будет мир, демократия и дружба народов! Каторжане Горлага» и другие. Листовки информировали население и о переговорах с комиссией, часто заключенные свои послания писали в стихах.
До приезда комиссии из Москвы комитеты узников каждого восставшего лагерного отделения Норильска приготовили ряд требований. Историк А. Макарова отметила, что воспитанные системой многолетнего террора, привыкшие к полному бесправию, старые узники советовали просить осторожно. Но с первых дней забастовки побеждало настроение-запал «западников» — жителей прибалтийских республик, западных областей Украины и Беларуси, которые несли в себе чувство человеческого достоинства, христианскую веру и демократическую убежденность: требовать имеет право каждый человек. «Мы успешно воспользовались случаем. Впервые перед московской комиссией поставили ряд ультимативных требований. Мы не просили Москву смилостивиться над нами, не умоляли, а требовали и не только относительно себя. Мы требовали замены всей бесчеловечной системы притеснения и предостерегали, что продолжение политики террора невозможно, что мы будем бороться против этой системы всеми доступными методами. И это наше предостережение не осталось пустым звуком. Все участники восстания были готовы к тактике неповиновения», — вспоминает Е. Грыцяк.
♦ Абсолютно одинаковых требований у всех восставших не было, но они похожи, что объясняется тяжелыми условиями пребывания узников в концлагерях и желанием изменить политику репрессий в СССР. Заключенные требовали для себя не просто элементарных человеческих прав, а полного изменения жестокой лагерной системы угнетения личности и воли. «Долой каторгу! Долой концлагеря, культурно названные Горлагом!», — так завершался текст требований в 1-й зоне. Общими для всех были требования: пересмотреть дела политзаключенных относительно законности обвинений и вынесенных приговоров; освободить осужденных малолетними; разрешить свидания с родными; писать письма ежемесячно, а не два письма в год; сократить рабочий день; снять номерные знаки с одежды политзаключенных; улучшить питание и условия труда; привлечь к криминальной ответственности конвоиров, которые расстреливали политзаключенных; не закрывать на ночь бараки в лагерной зоне; отменить наказания, вывезти на родину иностранцев, не привлекать к ответственности забастовщиков.
Власть пошла на переговоры с повстанцами, но выполнила только небольшую, самую легкую для себя часть их требований, чтобы показать стремление пойти навстречу, а когда бунтари успокоятся — сломать сопротивление. Для подавления Норильского восстания были сосредоточены большие силы и средства: объединили свои усилия «краснопогонники» и «синепогонники» — охрана исправительно-трудового лагеря и Горного лагеря, которых специально для этой акции привезли в Норильск. Восстание было подавлено в каждой зоне отдельно по конкретному сценарию. Дольше всего продержалась 3-я каторжанская зона, куда ввели семь автомобилей с вооруженными солдатами. По официальным данным, общее количество погибших при подавлении Норильского восстания составило приблизительно 100—150 человек. Остальных повстанцев рассеяли по разным тюрьмам и концлагерям, что привело к распространению в них движения сопротивления, лидерами которого тоже были украинцы.
♦ Восстание политических узников в Норильске соединило разные формы протеста — голодание, отказ от работы, бунт, вооруженное восстание. Из-за большого количества участников восстания, сложного характера событий, а также значительных масштабов Норильское восстание получило широкую огласку среди узников других лагерей. Политические требования заключенных впоследствии были частично выполнены: через полгода ликвидировали Особое Совещание, начался пересмотр дел политзаключенных, собраны для отправки за границу иностранцы, вывезены инвалиды и др. Норильское восстание показало, что даже в самых тяжелых условиях угнетения можно бороться с тоталитарным режимом. «Никого нельзя было успокоить, узники стали требовать облегчения — и власть вынуждена была хоть частично, но выполнить то, что люди просили. И для меня это в какой-то степени эталон свободного человека, человека, который оторвался от каторги и увидел, что с этой властью можно воевать», — отмечает в воспоминаниях один из руководителей Норильского восстания Степан Семенюк.
Во время ликвидации Горлага в 1954 г. в Норильск приехала комиссия для пересмотра дел политзаключенных. В 1955—1956 гг. освобождение пришло к абсолютному большинству узников Горлага, а после ХХ съезда КПСС этот процесс был завершен. В 1956 году Норильлаг как концлагерь был ликвидирован, а никелевый комбинат перешел на вольнонаемную рабочую силу.
♦ За период существования концлагеря с 1935 г. по 1956 г. через него прошло 274 100 осужденных, сохранились дела на 15 806 человек, умерших в заключении. Эти цифры историки считают минимальными, настоящее количество погибших до сих пор неизвестно.
Следовательно, за всеми современными достижениями ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» стоят невыполненные обязательства перед теми, кто в прошлом строил этот крупный промышленный объект. Политические узники ГУЛАГа до сих пор забыты и должным образом не отмечены, а многие из них даже не реабилитированы ни властью Российской Федерации, ни властью Украинского государства. Среди тех, кто строил Норильский комбинат, больше половины были украинцами. Это были люди, которым советская тоталитарная система сломала судьбы, многим подорвала здоровье, немало политзаключенных погибло на строительстве. Восстановление исторической справедливости нуждается в моральной и материальной компенсации политическим узникам ГУЛАГа, которые ценой собственной жизни и здоровья строили важные экономические объекты, являющиеся сегодня важной составляющей экономического роста Российской Федерации.
Выпуск газеты №:
№97, (2013)