Перейти к основному содержанию

Об украинском «рынке идей»

Как отечественная наука готовится к Ассоциации с ЕС? «День» изучал «плюсы» и «минусы» новых трендов индустрии инноваций, прежде всего — конкурентный потенциал
02 октября, 10:00
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В украинской сфере инноваций и изобретательства — новые тренды. Первый — нашим талантам помогает зарубежный бизнес. Таким образом, украинские изобретения становятся неукраинскими, но востребованными, а следовательно, приносящими пользу людям. И второй — украинцы самоорганизуются, объединяют ресурсы (финансовые, интеллектуальные, временные) и создают коммерческий оборот идей на внутреннем рынке. Таким образом, идея и пользу приносит, и прописку украинскую имеет. Ниже — «День» о современных веяниях на украинском рынке идей.


ТРЕНД №1

«Стартапам легче за рубежом»

• ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УКРАИНСКОЙ НАУКИ — 0,3% ВВП. НУЖНА ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

Украина второй год подряд теряет позиции в мировом рейтинге инновационности стран The Global Innovation Index, который ежегодно составляется специалистами Корнельского университета, бизнес-школы INSEAD и Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO. В 2013 году мы заняли 71 место среди 142 стран мира, прошлогодний результат — 63 место. Таким образом, мы оказались между Тунисом и Монголией. При этом Украина является одним из лидеров по инновационности в группе из 36 стран со средне-низким уровнем дохода. Это значит, что таланты у нас есть, но реализации — нет.

— Составные этого рейтинга дают нам ответ на вопрос, почему сложилась такая ситуация, — говорит председатель подкомитета по вопросам науки и инновационной деятельности Комитета по вопросам науки и образования Верховной Рады Ростислав ПАВЛЕНКО. — В них входит несколько очень красноречивых показателей: по эффективности управления наукой у нас — 87 место, по степени развития инфраструктуры — 98, по качеству нормативно-правового обеспечения — 101-е. Во-вторых, у нас есть закон о научной деятельности, в котором говорится, что финансирование науки должно быть не менее 1,7% ВВП. В реальности украинская наука финансируется на уровне 0,3%. В год это около четырех миллиардов гривен, что недопустимо мало. Для того чтобы решить проблемы, которые отображаются в этих цифрах, нужно говорить о трех направлениях. Первое — финансовое, и оно — не единственное, потому что просто вливание денег в эту систему проблем не решит. Если говорить о бизнес-финансировании, то во всех развитых странах существуют послабления для бизнеса, который финансирует исследовательские проекты, университеты и тому подобное. Кроме финансового есть еще организационный аспект. Просто финансировать проект, забыв об Академии наук Украины и отраслевых академиях, тоже невозможно. Очевидно, нужно искать баланс. С другой стороны, должно быть усиление проектного подхода, прозрачность предоставления средств, куда они идут — это тоже широкое поле деятельности. Данные, что в Украине — 40 приоритетных научных направлений, в то время как в России — 8, Германии — 5. То есть, мы занимаемся всем понемногу. Вопрос в том, чтобы имеющиеся ресурсы применять более-менее целенаправленно. Далее — бюджетные приоритеты. Есть красноречивый график, в котором видно, как растут расходы на государственную службу и как снижается финансирование науки, образования и подобных отраслей. Считаю, что в ходе бюджетного процесса государство должно было бы пересмотреть свои приоритеты. Резервы для этого есть.

Еще одним важным аспектом развития инновационности и науки является сотрудничество с зарубежными университетами. Без этого сегодня никакая наука не возможна. Эксперты считают, что вскоре Украине придется быстро принимать законодательство, облегчая взаимодействие с европейскими коллегами. В частности, позволяя научным центрам и университетам самим распоряжаться средствами, которые будут поступать в рамках международных проектов. Украине никуда не деться от расширения академической автономии университетов — для того чтобы они могли более активно включаться в создание научного продукта. Также ученые подчеркивают необходимость уменьшения бюрократического давления, чтобы чиновник не управлял научной деятельностью университетов.

В ПРОШЛОМ ГОДУ «День» ПОБЫВАЛ ТАМ, ГДЕ РОЖДАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТЫ «НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ» САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ — В ОАЗИСЕ УКРАИНСКОЙ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ. МИНИМУМ ШЕСТЬ МИКРОСХЕМ, СДЕЛАННЫХ УКРАИНСКИМИ ИНЖЕНЕРАМИ, МОЖНО НАЙТИ ПРАКТИЧЕСКИ В КАЖДОМ BMW, TOYOTA, PORSCHE, MAZDA, AUDI, SKODA, FORD. ДЕТАЛИ — В МАТЕРИАЛЕ «РЕПОРТАЖ ИЗ УКРАИНСКОГО ОАЗИСА МИРОВОЙ МИКРОЭЛЕКТРОНИКИ» ОТ 18 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

• «УКРАИНСКАЯ НАУКА ДЕРЖИТСЯ НА СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ И БЛАГОДАРЯ ЭНТУЗИАСТАМ»

Очень хорошо о состоянии выживания современной науки знает доктор физико-математических наук, председатель Общественного совета при Государственном агентстве по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины Максим СТРИХА.

— По всем научно-метрическим критериями украинская наука давно должна была бы умереть. Потому что наука может играть определенную роль, только начиная с определенного порога финансирования. Это подтверждено на массиве данных во многих государствах: влияние науки на экономику происходит тогда, когда государство финансирует науку в объеме не менее 1,7% ВВП. Так, если взять суммарное финансирование Национальной академии наук Украины, то оно меньше суммарного бюджета «Динамо» и «Шахтера», — комментирует Максим СТРИХА. — При этом можно сказать, что она имеет коэффициент полезного действия в 10 раз выше, чем в Америке. Это происходит за счет наследия: мы имеем очень хорошие научные школы, мы имеем блестящих энтузиастов в университетах и академиях, и такую легендарную фигуру, как Борис Евгеньевич Патон. Если бы не он, то в 1990-е годы с Национальной академией наук произошло бы то, что произошло с Черноморским пароходством, которое когда-то было одним из крупнейших в мире.

В чем мы сильные? У нас все еще хорошая фундаментальная наука: по ряду направлений даже ведущая. И если нам еще как-то хватает на фундаментальные результаты, то для исследовательско-конструкторских разработок нужно на порядок больше средств — чтобы изобретения довести до образца. Здесь ситуация становится значительно сложнее. Все упирается в экономику. Мы имеем очень своеобразную низкоукладную экономику, которая работает в условиях коррумпированного государства, где очень многие вожди экономики не берутся за то, что не дает сразу 50% прибыли.

Хорошим примером того, как украинскую науку развивают энтузиасты, может служить деятельность профессора Национального университета «Киевский политехнический институт» Бориса РАССАМАХИНА. Четвертый год он вместе с 15 энтузиастами (студентами, аспирантами, преподавателями университета) работает над разработкой наноспутника. Сейчас космическая наука в этом вузе развивается без финансирования: на первые два года государство выделило 100 тысяч гривен, и уже второй год отказывает — средства, мол, не запланированы. В этом году команда планирует закончить проект, привлекая средства иностранных инвесторов.

— За это время мы сделали наземный сегмент наноспутника, теперь заканчиваем космический — тот, что полетит в космос. То есть, это робот, который будет управляться с Земли, он будет повторять все операции больших спутников, — объясняет Борис РАССАМАХИН. — Мы решаем три задачи: образовательную часть — учим студентов; во-вторых — научно-исследовательская деятельность (изучаем задачи, которые ставятся наукой); в-третьих — технологическую (проверяем возможности КПИ в летном эксперименте). Наша особенность — что мы разрабатываем технологии, а не покупаем их. Ряд европейских университетов уже заинтересовались нашими разработками: это и системы навигации, и солнечные датчики, это тепловые компоненты, двигатели, трубы. В данный момент мы работаем с зарубежными инвесторами, чтобы те выделили нам средства для работы в космосе, потому что все наземные исследования мы уже провели. Могу привести пример наших коллег из Эстонии, которые за четыре года на такие же нужды получили четыре миллиона евро.

Не рассчитывать на государство и на украинский бизнес научился и ученый, разработчик роботов Дмитрий ДЗЮБА. У него есть идеи, есть разработки конструирования роботов. Со временем он планирует запустить их в производство в Китае.

— Не очень легко что-то в Украине организовать из-за нашей специфики организации налогов, регистрации предпринимателей и тому подобное. Все это не побуждает к работе, потому что в Украине все нужно делать с нуля. При этом нет никаких проблем сделать это в другой стране — дешево и качественно. Так, как это можно сделать в Китае, — считает Дмитрий ДЗЮБА.

Ученые считают, что без увеличения финансирования науки ее реформу провести невозможно. Чтобы наука как-то начала влиять на экономику, должны быть приоритеты — те направления, где мы что-то можем производить, выходить с ним на рынки. Должны быть программы поддержки.

— В мире это называется инновационной системой, — говорит Максим СТРИХА. — Если в Украине есть наука, то инновационной системы нет совсем. У нас был единственный более-менее успешный островок инновационности — технопарки. На основе нескольких хороших технологий они успели дать прибыль бюджету. Но в 2010 году правительство добило их окончательно. Также у нас отсутствует возможность венчурных кредитов: люди, которые вкладывают во что-то новое, рискуют, и должны быть механизмы покрытия рисков. Трагедия в том, что у нас есть наука, но нет связей между наукой и бизнесом.

Специалисты компании «Майкрософт», которая не первый год поддерживает инновационные проекты, говорят, что в Украине достаточно людей, которые имеют идеи: согласно их оценкам, у нас есть около 100 тысяч разработчиков-программистов.

— Инновация — реализованная идея, а успешная инновация — это реализованная идея, которая адаптирована и использована. С идеями у нас очень хорошо — есть огромное количество студентов, исследователей, ученых, которые являются авторами уникальных инноваций. Но как реализовать идею? Стартапам намного легче жить за рубежом —чтобы быть реализованными, они едут за границу. Для этого есть ряд причин, о которых уже говорилось, — считает представитель «Майкрософт» Виктор ЦИКУНОВ. — Как сделать, чтобы инновация реализовывалась в Украине? Нужна поддержка и государства, и бизнеса, работающего в Украине. Думаю, что если каждый бизнес будет вкладывать в поддержку инноваций в Украине, то мы поднимемся.

Эксперты сходятся на том, что фундаментальную науку — академии, университеты, институты — должно финансировать государство. Если же говорить о доведении определенного изобретения до запуска на производстве, то это должен поддерживать бизнес.

Оксана МИКОЛЮК, «День»

 

 ТРЕНД №2:

«Объединить ресурсы, чтобы создать спрос в Украине»

• В ДОНЕЦКЕ ОТКРЫВАЮТ БИРЖУ, НА КОТОРОЙ БУДУТ ТОРГОВАТЬ... ИННОВАЦИЯМИ

Для развития инновационной структуры Украины на Донетчине предлагают переформатировать национальную инновационную модель развития в сеть региональных инновационных систем с созданием глобальной виртуальной площадки для общения новаторов и бизнеса. Такой площадкой может стать «Биржа бизнес-активов» (ББА), проект которой представлен в Донецке в конце сентября.

Программа разработана в рамках проекта «Содействие экономическому развитию и занятости», которая реализуется в Украине немецким обществом международного сотрудничества Deutsche Gesellschaft fur Internationale Zusammenarbeit (GIZ) GMBH. По определению разработчиков, ББА — электронная площадка торговли бизнес-активами, где инвесторы и новаторы могут общаться друг с другом и заключать соглашения, пользуясь услугами аккредитованных консультантов, брокеров и арбитража.

Проект очень амбициозный, идея авторов — коммерциализировать инновации и бизнес-идеи, которые сегодня являются необходимым условием экономического развития. «Наша цель — наладить коммуникацию между сторонами инновационного процесса, создать организованный рынок инноваций и предпосылки для стандартизации и сертификации инновационного продукта, чего еще нет в Украине», — отмечает Ярослава Тульку, креативный директор творческого агентства CI&PR.

Разработчики проекта предлагают пять уровней представительства на бирже: бизнес-идея, бизнес-план, стартап, проекты действующего бизнеса и заказа от инвесторов на ноу-хау или разработку. «Мы предоставляем уникальную возможность продавать инновации и, самое главное, делать заказ на них: крупный бизнес будет выставлять свои проблемы на бирже для поиска специалистов, которые смогут их решить», — рассказывает Сергей Охременко, сопредседатель правления Регионального бизнес-клуба Донбасса, один из разработчиков проекта ББА.

«Мы планируем разделить нашу биржу на несколько разрядов-«ячеек», чтобы максимально использовать налоговые условия в Украине. Так, первой «ячейкой» станет «лягушатник», где можно будет работать в соответствии с облегченной системой налогообложения», — добавляет Вячеслав Ляшенко, заведующий отделом проблем регуляторной политики и развития предпринимательства Института экономики промышленности НАН Украины, идейный вдохновитель проекта.

Сначала аккредитованный брокер помогает владельцу идеи создать стандартное резюме проекта, где главное — описать преимущества инновации для инвестора. Потом проект допускается к экспертизе специалистов, аккредитованных на бирже, и, если их вывод позитивный, новатор становится участником биржевого процесса. Далее — большой набор процедур от проверки документов до подписания соглашения, в случае покупки ноу-хау. Но и после этого ББА контролирует выполнение договоров, а ее третейский суд должен разбираться в нарушениях прав биржевых «игроков».

Уже существует демонстрационная версия сайта «Биржи бизнес-активов». Проект направлен на молодых инноваторов: планируется, что они смогут обращаться на ББА бесплатно.

Впрочем, это лишь «наброски» проекта, биржа заработает только при наличии четырех составляющих: клирингового центра (занимается финансовыми расчетами), экспертного агентства, системы арбитража и брокеров. Сергей Охременко перечисляет: «Уже создан третейский суд, ведем переговоры с банком о предоставлении услуг клиринга, а с вузом и консалтинговыми фирмами — относительно экспертного агентства. В качестве брокеров на первом этапе видим отделы научно-технической информации вуза, которые завалены горами патентов и лицензий на свои разработки».

Важный аспект — соблюдение авторских прав инноваторов. «Существует система договоров, которая будет защищать интересы разработчика идеи, это — комплект наработок с экспертами Института экономико-правовых исследований НАН Украины», — комментирует Вячеслав Ляшенко. Как обещают создатели биржи, эксперты будут подписывать договор о сохранении коммерческой тайны, за разглашение которой будут нести материальную и уголовную ответственность.

Еще одна особенность проекта — в его основу будет заложено государственно- частное партнерство. Среди задач государства — институционно обеспечивать выполнение биржевых соглашений, способствовать формированию базы инновационных проектов и, в случае необходимости, стать инвестором или соинвестором проекта. Заместитель директора Департамента инвестиционно-инновационного развития и внешних отношений Донецкой облгосадминистрации Елена Веровец заверяет: «Для нас как представителей власти этот проект очень интересный. Наша инновационная структура далека от совершенства, и нужно искать новые формы для коммуникации между авторами идей и их потребителями. Поэтому в департаменте поддержали разработку и рассчитывают, что это станет хорошей стартовой площадкой для «молодой» науки».

Ярослава Тулько признается: «В данный момент происходит «рождение» проекта, а когда он заработает в полном объеме — не могу сказать, это — эксперимент, будем смотреть на реакцию целевой аудитории».

Мария ПРОКОПЕНКО, Донецк 

 

ЦИТАТА    «Дня»

Владимир СЕМИНОЖЕНКО, председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации:

Процесс подготовки к подписанию этого двустороннего документа истек.

Мы уже можем констатировать переход нашего сотрудничества на новый уровень. Почти урегулированы все нюансы, открывающие нам путь для подписания Соглашения об ассоциированном членстве Украины в Европейской организации ядерных исследований.

Ожидается, что формально этот шаг будет сделан на этой неделе

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать