Почему «восстала» Солдатская слободка
О методах борьбы общества с нечестными застройщиками«Это я проплаченный? Как компания из Киева может снести историческое здание и влепить сюда это? Мы очень испортим вашему застройщику настроение и не дадим построить здесь монстра», — возмущается заслуженный артист Украины Виталий БОРИСЮК во время проходившей на днях акции «Мистецький супротив». Перед этим представитель застройщика говорил, что акция — проплаченная или по меньшей мере проводится для пиара.
В настоящий момент в историческом районе Солдатская слободка под угрозой уничтожения — 17 объектов культурного наследия. На протест местные жители, среди которых есть известные люди, вышли после того, как застройщик снес дом по улице Павловской, 7. Он не является памятником, но находится в охранной зоне памятника — дома по Павловской, 9. Поэтому такие работы очень сомнительны с точки зрения законности и просто опасны.
«КОНЕЦ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ»
«Это все не первый год продолжается. Город утратил свое лицо, — констатирует культовый режиссер Роман БАЛАЯН. — Киев — город на семи холмах, улицы идут вверх или вниз. Раньше ребенок шел и видел горизонт, у него развивалась фантазия. А теперь натыкается на какую-то высотку — и это конец развития воображения».
АВТОРИТЕТНОЕ «НЕТ!» АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОИЗВОЛУ. РЕЖИССЕР РОМАН БАЛАЯН И АКТЕР ВИТАЛИЙ БОРИСЮК, КОТОРЫЕ ЖИВУТ ВОЗЛЕ ДОМА НА ПАВЛОВСКОЙ, 7, ТОЖЕ ВЫШЛИ С ПРОТЕСТОМ ПРОТИВ БУДУЩЕЙ ЗАСТРОЙКИ
Впрочем, строительство стало и определенным толчком к творчеству. Дети жителей многоэтажки возле Павловской, 7 украсили зеленый забор вокруг разрушенного дома рисунками. «Этот забор установили где-то 10 ноября, — рассказывает Елена ТЕРЕЩЕНКО (ЕСКИНА), общественный деятель, депутат Киеврады VII созыва. — Я сразу сюда пришла, пыталась сделать фотографии, но у меня из рук пытались выбить мобильный телефон. Подозреваю, что забор построили противоправно, поскольку до сих пор не видела разрешения департамента благоустройства Киевской городской госадминистрации на такие действия. Дом на Павловской, 9, который стена к стене прилегает к снесенному, является памятником. Без разрешения управления охраны культурного наследия КГГА в его охранной зоне никаких работ не может быть вообще».
По словам Елены Терещенко (Ескиной), дом на Павловской, 7 находится в собственности заказчика работ, но у него не было разрешения на его снос. Зато было разрешение на проведение определенных работ на Павловской, 7А. «Но ни одно новое строительство без утверждения детальных планов территории невозможно, а детальный план по этому району еще не принят. Это строительство состоится с нарушением действующего генерального плана», — добавляет общественная деятельница.
Заказчиком работ является ООО «КОЛО-ЦЕНТР», генподрядчиком — компания «Киевградосервис». Представитель застройщика, который пришел на Павловскую во время протеста, признался: «Не знаю, чего от нас хотят. Знаю, что звучали угрозы, что здесь никто ничего не будет строить без определенных договоренностей. Хотя при мне никто ничего не предлагал». Мужчина утверждает, что перед тем как строить на Павловской, взяли все необходимые разрешения, в частности в управлении охраны культурного наследия. Правда, настоящий документ протестующим не показали.
«МОЖЕТ БЫТЬ ДАЖЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЗОНАНС»
Общественная активистка Анна ПУТОВА, которая ведет в Facebook страницу и группу «Солдатская слободка», следит за подобными ситуациями по Киеву уже десять лет. Замечает, что большинство разрешений на сомнительные строительства в районе появились именно в 2016 году. «В Украине сейчас падает гривня. Бизнесменам нужно куда-то вкладывать деньги. А лучшее вложение — это недвижимость. Всегда, когда наступает кризис, эти люди пытаются спасти свои состояния, а на закон им начхать», — пожимает плечами Анна Путова.
Активистка убеждена, что новое строительство навредит дому на Павловской, 9. «Это — одноэтажный домик, а рядом с ним хотят поставить одоробло на сваях, — продолжает Анна Путова. — Кроме того, это будет гостиница. Гостиничный комплекс по санитарным нормам не может располагаться рядом с учебным заведением. А здесь рядом лицей №38. Как дети будут учиться возле гостиницы? Это нарушение санитарных норм и в отношении людей, которые проживают в прилегающих домах. Теоретически гостиница не может располагаться рядом с плотной застройкой, потому что это вентиляционные системы, которые сильно гудят, мусор и т.п».
«Если уже памятник архитектуры безразличен, то рядом — школа. Дети будут бегать, а здесь подъемный кран будет стоять, будет качаться», — говорит Роман Балаян. Певец Гарик Кричевский добавляет: «Здесь два высотных здания, а подъезды для пожарников заблокированы». Виталий Борисюк отмечает, что может быть даже международный резонанс, потому что рядом располагается дипломатическое представительство Ватикана, к которому тоже нет пожарного подъезда.
«Вся застройка Павловской, Гоголевской, Тургеневской — малоэтажная, происходила в конце ХІХ — начале ХХ века. Эти дома, как правило, внутри деревянные и снаружи обложены кирпичом, — рассказывает Анна Путова. — Дом на Павловской, 7 был таким же. Типичный кирпичный стиль, чем-то похожий на стиль архитектора Николаева. Двухэтажный, был в хорошем состоянии, потому что никогда не отселялся. Когда-то он был жилым, в последние годы там размещались административные учреждения. Дом на Павловской, 9 похож на него, но меньше. Ему повезло, он является памятником, и чтобы его развалить, нужно приложить больше усилий. А дом №7 не имел статуса памятника, относился к фоновой застройке».
ПАМЯТНИКООХРАНИТЕЛИ «СНИМАЮТ ПОСМЕРТНУЮ МАСКУ С КИЕВА»
Роман Балаян считает главными виновниками таких ситуаций, как в Солдатской слободке, местную власть. «Ответственность должны нести чиновники, которые подписывают такие документы по городу. Те, кто строит, — они хоть на вашей голове будут строить, это понятный народ. А те, кто подписывает разрешительные документы, — основные виновники», — объясняет позицию режиссер.
«Теоретически не должно происходить строительств без согласования с памятникоохранным органом. Но поскольку у нас они не имеют права контроля и утверждения любых градостроительных документов — можно спокойно что-то строить, — рассуждает Анна Путова. — Памятникоохранные органы специально лишили этого права, теперь они существуют для галочки. Как говорит моя коллега, которая составляет реестр памятников в управлении охраны культурного наследия: «Я занимаюсь тем, что снимаю посмертную маску с Киева». Это все, что им осталось». Анна Путова отмечает, что необходима комплексная борьба. В частности, нужно добиваться изменений в законодательстве, возвращения норм регуляции градостроения, которые в настоящее время уничтожены.
Пока работы на Павловской, 7 приостановлены. Заместитель главы КГГА Александр Спасиб ко пригласил защитников Киева на встречу, которая должна состояться в начале недели. Активистам обещали и разговор с заказчиком работ или с застройщиком. Виталий Борисюк резюмирует: «Будем встречаться в мэрии и будем искать консенсус».
Выпуск газеты №:
№227, (2016)