Перейти к основному содержанию

Под грифом «Секретно»

Эксперты подали в суд на 26 городских советов Украины, среди которых и столичный. Требуют доступности генеральных планов, в частности — топографических карт развития и застройки городов
16 апреля, 10:58
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

Винница, Одесса, Днепропетровск, Херсон, Чернигов, Луганск, Житомир — это лишь часть тех городов, с городскими советами которых сейчас судятся общественные активисты и юристы. Иски в суд подают, поскольку чиновники скрывают от общественности генеральные планы своих городов, а если и обнародуют информацию, то не всю. Самые важные топографические карты и схемы, касающиеся застройки, транспорта, зонирования, обычно не показывают. А на запросы опубликовывать их или дать доступ для ознакомления активисты получают отписки с одним аргументом: эта информация имеет гриф «Секретно» или «Для служебного пользования».

Несколько дней назад представители Восточноукраинского центра общественных инициатив подали в суд и на Киевский городской совет (эксперты организации уже более 10 лет изучают, насколько доступны или наоборот закрыты генпланы в 460 городах Украины). В суд обратились потому, что доступ к генеральному плану столицы до 2020 года — закрыт. Ситуация с генпланом Киева — вопрос болезненный и неоднозначный. Были нарекания по поводу того, для чего разрабатывать новый стратегический план развития города до 2025 года, если уже готова версия до 2020 года. Активисты неоднократно собирались для обсуждения недостатков обновленного плана и проблем, к которым он может привести (нарушение высотности в исторической части города, уничтожение зеленых зон, несовершенство транспортной стратегии и тому подобное).

Эксперты Восточноукраинского центра общественных инициатив говорят, что, имея новый план развития столицы до 2025 года, киевская власть обязана дать доступ и к предыдущей версии, рассчитанной до 2020 года, чтобы было с чем сравнивать.

«Власть активно пропагандировала новый генплан до 2025 года, обещали все хорошо и красиво, действительно сделали его доступным, но плохого качества карты, многое нельзя увидеть. Но генплан важен лишь в том ключе, если его можно сравнить со старым. Без доступа к старому мы не можем этого сделать, а, следовательно, не имеем возможности проверить, где раньше были зеленые зоны, а где их нет, где захватили земли, куда их раздали, как изменилась этажность в городе, что изменится в промышленных зонах, — все это нужно изучать в сравнении. Поэтому это больше похоже на манипуляцию, а не общественное обсуждение и доступность», — объясняет председатель Восточноукраинского центра общественных инициатив Владимир Щербаченко.

Если и в самом деле сравнить количество информации относительно обоих планов столицы, которая изложена на сайте Департамента градостроения и архитектуры, то генплан до 2025 года — это 105 страниц текста и около двух десятков карт и схем, а его предыдущая версия — до десяти листов объяснений и десяток графических изображений. Свой отказ дать на рассмотрение экспертам всю информацию в КГГА объясняют так же, как и в остальных городах, — это тайная информация, имеющая гриф «Для служебного пользования». В официальном ответе на запрос юристов центра говорится, что материалы Генплана до 2020 года сохраняются в отделе режимно-секретной работы Департамента градостроения и архитектуры. А если есть желание с ними ознакомиться  — то добро пожаловать сюда в специально отведенное время.

Хотя Владимир Щербаченко говорит, что по закону о доступе к публичной информации, который был принят несколько лет назад, эти материалы имеет право получить каждый гражданин, отослав соответствующий запрос: «Есть такое понятие, как распорядитель информации, это организация, у которой документ физически присутствует. В случае с генпланами распорядителем является городской совет, который заказывает, оплачивает документы и является основным пользователем и владельцем. В маленьких городах, где нет отделов архитектуры и градостроения, такие планы сохраняются в городских советах, есть они и в райгосадминистрациях. Генпланы имеются у проектных институтов, которые их разрабатывают и сохраняют. По закону, куда бы человек ни обратился, эти документы должны были ему предоставлять. Но никто не хочет этого делать, поскольку это значит взять на себя ответственность по поводу снятия грифа «Для служебного пользования» А всю эту процедуру проверяет Служба безопасности Украины».

«...эксперт говорит, что лишь 5% информации на самом деле должна была быть скрытой, например, разделы о водоснабжении и гражданской обороне. Но таких засекреченных данных значительно больше. Например, чиновники обнародуют одну карту зонирования территории, а должны были подать еще и графическое изображение транспортных развязок, строительства новых многоэтажек и тому подобное»

И такая ситуация наблюдается в большинстве крупных городов. Эксперт объясняет: еще с советских времен повелось ставить грифы на топографических картах или схемах, но насколько это оправдано и целесообразно, никто не проверял. Традиция сохранилась до сих пор.

«Еще одна причина засекречивания градостроительной документации связана с тем, что это еще и источник коррупционных поступлений чиновников. В Ивано-Франковске в прошлом году поймали на взятке главного архитектора города. Всего он должен был получить 100 тысяч долларов, из них 30 тысяч должны были пойти на изменение целевого назначения в генеральном плане земельного участка. Если этот участок был землей ведомства обороны или здесь был лесопарк, это хотели изменить нелегально, тайно — на жилой многоэтажный дом. Когда генплан засекречен, люди не имеют возможности это контролировать. О суммах в сотни тысяч долларов речь идет в городах, не имеющих высоких рейтингов инвестиционной привлекательности. По Киеву или Харькову эти цифры намного выше, речь идет о миллионах долларов».

Если взять в процентном соотношении, насколько доступны генеральные планы городов для граждан, эксперт говорит, что лишь 5% информации на самом деле должна была быть скрытой, например, разделы о водоснабжении и гражданской обороне. Но таких засекреченных данных значительно больше. Например, чиновники обнародуют одну карту зонирования территории, а должны были подать еще и графическое изображение транспортных развязок, строительства новых многоэтажек и тому подобное.

«Генеральный план — это документ, который содержит общественно значимую информацию. Это и границы зеленых зон, и архитектурные памятники, и зоны химического, шумового, радиационного загрязнения, и планы относительно изменений черты города, и первоочередные планы строительства. Доступ к такой информации не может быть ограничен. Скоро исполнится три года со времени вступления закона о доступе к публичной информации в силу, но чиновники до сих пор не выполнили его требования», — комментирует ситуацию на сайте центра юрист Вадим Сабинин.

А пока эксперты и далее будут судиться с чиновниками. На данное время продолжаются судебные процессы с 26 горсоветами. Выиграть дело, говорят эксперты, очень трудно. «Есть выигрышные дела относительно Симферополя, Луцка, Львова, когда карты в хорошем качестве стали доступными. Но массово мы начали вести суды еще по старому законодательству, в его условиях делать это сложно. По новому информационному законодательству мы подали судебные иски около месяца назад. Но даже если есть позитивные решения суда, то они не всегда выполняются по разным причинам», — объясняет Щербаченко.

Новый закон о доступе к публичной информации, который Верховная Рада приняла в конце марта, должен помочь раскрыть все карты в прямом смысле. В нем запрещается ограничивать доступ к генеральным планам городов, градостроительной документации и тому подобное. Юристы называют такую норму прогрессивной, однако говорят, что нужно немного времени, чтобы она заработала.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать