Триумф разумного мира
Илон Маск осуществил то, о чем мечтали и над чем деятельно работали три известных украинца — Валентин Глушко, Сергей Королев и Владимир ЧеломейЧеловек, который исколесил всю Галактику вдоль и поперек, прошел через голод, нужду и лишения, и все-таки имеет при себе полотенце, это человек, с которым можно иметь дело.
«The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy», 1979, Douglas Adams
(«Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом», Дуглас Адамс)
Все мы когда-то читали книги, в которых знания, дружба, сотрудничество, умение договариваться и взаимная помощь помогали достичь цели и решить сложные задачи. Мы мечтали о космических полетах и смелых экспериментах. Нам казалось, что будущее наступит завтра, стоит только протянуть руку и совсем немного постараться. Что характерно, мы были не так уж неправы...
Есть истории, которые я люблю рассказывать. Среди них история о том, какие дискуссии шли в профессиональном сообществе лет двадцать назад вокруг вопроса о коммерческом освоении космоса. Тогда, на рубеже тысячелетий, мнение большинства менеджеров ведущих аэрокосмических агентств мира было фактически единодушным: будущее космонавтики за крупными государственными программами, а участь коммерческих проектов — эксплуатация отдельных мелких разработок.
Аргументировалось это необходимостью стратегического планирования, сложного разноуровневого управления, проведения системных исследований и инженерно-конструкторских работ, больших долгосрочных капиталовложений, которые отвечают масштабам современных задач. Этому уровню, по мнению экспертов, с трудом отвечали не просто отдельные крупные национальные космические агентства, но требовались международные консорциумы, объединяющие государственные космические программы многих развитых стран. В этой игре частному капиталу и частным компаниям, ориентированным на получение быстрой прибыли, отводилась более чем скромная роль и всерьез как помощника в реализации долгосрочных амбициозных программ их никто не рассматривал. Что уж говорить о роли конкурентов.
Прошло менее двадцати лет и компания SpaceX стала лидером в разработке космических технологий, контролирует едва ли не треть космических запусков, планирует наиболее амбициозные космические программы, генерирует самые волнующие новости.
Очередная новость стала сенсацией: SpaceX провела успешный запуск самой мощной в истории освоении космоса ракеты-носителя Falcon Heavy с площадки Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде, США.
Это первая, созданная без участия государства ракета, способная вывести на низкую переходную околоземную орбиту 63,8 тонны полезной нагрузки, до 26,7 тонны на геопереходную орбиту, перенести до 16,8 тонны полезного груза на Марс или 3,5 тонны груза на Плутон. Ее высота составляет 70 м, диаметр — 12,2 м, масса (с топливом) — 1420 тонн. Первая ступень ракеты состоит из трех модифицированных первых ступеней носителя Falcon 9, используемых в качестве центрального блока и боковых ускорителей. Центральный блок был структурно усилен, чтобы выдерживать дополнительные вибрационные нагрузки, что является новым техническим решением. Боковые ускорители Falcon Heavy ранее уже летали в космос: в рамках миссии снабжения МКС (Международной космической станции. — Ред.) в июле 2016-го и при запуске спутника Thaicom-8 в мае 2016-го. Вторая ступень новой ракеты аналогична второй ступени Falcon 9.
После отделения отработанные боковые ускорители успешно приземлились на посадочную площадку LZ-1, расположенную недалеко от места запуска на мысе Канаверал. Центральный блок был потерян при возвращении и не смог вернуться на специально подготовленную плавучую площадку.
В качестве имитатора полезной нагрузки в грузовом отсеке Falcon Heavy установлен личный электромобиль Илона Маска Tesla Roadster. За рулем сидит манекен в полетном скафандре SpaceX. Стереосистема автомобиля воспроизводит композицию Дэвида Боуи Space Oddity, в бардачке находится экземпляр книги «Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом» и полотенце, а на панели установлена табличка с надписью «Не паникуй!». Согласно расчетам, автомобиль должен улететь на расстояние примерно 400 миллионов километров от Земли со скоростью около 11 километров в секунду.
Этот запуск является знаковым явлением и существенным шагом в дальнейшем развитии технологий освоения космоса. В первую очередь потому, что удалось в приемлемые сроки и с высокой эффективностью решить задачу построения тяжелого носителя. В 2011 году Маск заявил о том, что его компания приступает к разработке тяжелой ракеты для полетов на Луну, Марс и к другим планетам. Первое испытание было намечено еще на 2013-й, но много раз откладывалось по различным причинам.
Нынешний запуск также вызывал немало вопросов. За последние полгода Маск дал несколько интервью, в которых подчеркивал высокий риск и большие неопределенности, связанные с этим испытательным запуском.
Теперь, когда запуск прошел успешно, SpaceX сможет не только выполнить уже полученные заказы на запуск своей тяжелой ракеты, но и, вероятнее всего, привлечет еще больше потенциальных клиентов, заинтересованных в использовании Falcon Heavy. Таким образом, можно говорить об открытии новых возможностей в освоении космоса.
Теперь Маск собирается строить сверхтяжелую ракету-носитель нового поколения, запуск которой запланирован на середину следующего десятилетия. Свои тяжелые и сверхтяжелые носители он намерен использовать для исследования Луны и освоения Марса — соответствующая программа была анонсирована в прошлом году.
Успех Falcon Heavy продемонстрировал несколько важных, во многом революционных изменений в сфере развития новых технологий.
Во-первых, очевидно, изменился подход к проектированию и разработке технологий. Сегодняшний успешный подход основан на цели, на наиболее эффективном внедрении разработанных взаимосвязанных технологий. При этом, в отличие от традиционно понимаемой инновации, этот подход ориентирован не только на востребованность продукта рынком в смысле повышения прибыльности и роста эффективности производственных процессов, но и на повышение показателей качества жизни, а также на развитие общества и среды обитания.
Успешность, эффективность и стоимость проектирования, разработки и конструирования отдельных компонент высокотехнологичных систем зависят от того, насколько полно и четко мы понимаем структуру программ, в которых мы собираемся использовать эти системы, от того, насколько точно мы можем ответить на вопрос «зачем мы это делаем».
Во-вторых, мы имеем дело с изменением принципа формирования конкурентной среды в высокотехнологичной отрасли. Новый подход к разработке технологий требует учета интересов большого количества разнородных групп общества, коммерческих и государственных игроков, а значит, должен быть основан на социальном доверии, сотрудничестве и новых формах социальных коммуникаций.
Собственно, здесь и проходит водораздел в восприятии разработок SpaceX. Критики Илона Маска отрицают именно новую сущность общественных отношений и социальных коммуникаций, в рамках которых только и возможно развитие предлагаемых им технологий. Поэтому неудивительно, что наибольшее число критиков приходится на сторонников «русского мира» с его инфантильным, архаизированным сознанием. Остальной мир намного более единодушен.
Все эти революционные изменения, особенно те, что касаются общества и коммуникаций, нам еще предстоит осознать. Но жить с ними нам нужно уже сегодня. И это та весть, которую белый Бастер на красном родстере Tesla несет в глубины Солнечной системы.
КСТАТИ
В днепровском конструкторском бюро «Южное» считают запуск американской ракеты-носителя Falcon Heavy компанией Space X Илона Маска большим достижением в сфере космической техники. Как отметил в беседе с корреспондентом «Дня» пресс-секретарь КБ Анатолий Карманов, новый носитель имеет чрезвычайную мощность, которая почти вдвое превышает до сих пор созданные образцы. Не сомневаются в КБ и в целесообразности полетов на Марс, с целью осуществления которых и была создана Falcon Heavy. «Человечество не всегда будет оставаться на Земле», - отметил А. Карманов. По его мнению, несмотря на абсолютную затратность и дороговизну подобных проектов, полеты на Луну или Марс все же имеют смысл с учетом возможности проведения научных экспериментов и исследования планет. Кроме того, затратность полетов на Марс может быть частично компенсирована «космическим туризмом» или еще чем-то подобным. Кстати, в КБ «Южное» тоже не остаются в стороне от проектов освоения других планет. Специалисты КБ разработали проект поселения на спутнике Земли, который называется «Лунное село».
Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепр
Выпуск газеты №:
№22, (2018)