В Зализнице готовы легализоваться. Но...
На Волыни ищут варианты выхода из ситуации![](/sites/default/files/main/articles/18032016/19dji_1.jpg)
С требованием решить проблему, сложившуюся в отношениях между жителями села и сотрудниками охранного предприятия, в Любешовскую районную государственную администрацию на этой неделе обратились более двух сотен человек, были здесь и люди из Судчего и других сел, и все же преимущественно из Зализницы. Они жаловались на то, что в последнее время в населенном пункте появились вооруженные люди, их боятся, потому что не понимают причины их появления.
Зализница и Судче — почти рядом с селом Кухотская Воля на Ривненщине, где сейчас процветает несанкционированная добыча янтаря. А на территории Зализницкого сельсовета вроде бы залежей янтаря еще не обнаружено, таким образом, что здесь делают «люди с оружием», селянам неизвестно. Но они, мол, не желают их здесь видеть и боятся выйти из собственного дома. Чтобы прояснить ситуацию, в Зализницу отправилось все районное начальство, представители силовых структур района и области и лесохозяйственных структур. В сельском доме культуры на разговор собралось уже до полутысячи селян.
Оказалось, что претензии — к охранной организации, ООО «Комбат Секьюрити», с которой лесоводы заключили договоры об охране лесных массивов и охотничьих угодий. Ведь «янтарная лихорадка» легко может перекинуться и на Любешовский район, в частности на лесные угодья. Собственно, разговор по сути и свелся к несанкционированной добыче янтаря. Не секрет, что не только жители Зализницы или Судчего — половина района, в котором действительно существует проблема с рабочими местами, — ездят мыть янтарь в ту же Кухотскую Волю. Но не секрет и то, что недавно районные власти вынуждены были ввести охрану на территории Судчего, где активно пытались добывать янтарь...
«Но мы же знаем, что стоит охране немного «расслабиться», и у нас будет то, что в Кухотской Воле и в других местах, где после копателей янтаря остается лунный пейзаж, — говорит глава Любешовской райгосадминистрации Олег Кух. — Другое дело, мы должны выяснить, есть ли основания у селян для жалоб на охранников из «Комбат Секьюрити», этим и занимаются правоохранительные органы. А в Зализнице я предлагал создать общественное объединение, которое бы охраняло порядок. Селяне же не против присутствия, например, полиции, но не этой охранной фирмы».
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ВОО «АВТОМАЙДАН», AUTOMAIDAN.ORG.UA
Сейчас, конечно, нельзя с уверенностью сказать, что на самом деле стало причиной конфликта. Представители охранной организации не прибыли на встречу властей с селянами, чтобы что-то объяснить. Ведь, собственно, и претензии сейчас лишь на уровне слухов. Но достоверно, что здесь все же «замешан» янтарь. Для того чтобы его вывозить, задействован транспорт, не всегда соответственно зарегистрированный, работа помп требует очень большого количества топлива, и его возят бочками, а можно только канистрами на 20 литров...
Зализница на Любешовщине — пример села «без лавочек»: так говорят о себе сами его жители, объясняя, что здесь нигде нет около домов скамеек, потому что никто не сидит без дела. Здесь «модно» строить огромные просторные дома, покупать красивые машины, отмечать свадьбы и другие семейные оказии на несколько сотен человек и дарить на них золотые изделия. Раньше Зализница в районе была известна как своеобразная «столица» подпольных пилорам. По документам в сельсовете их числилось два десятка, а фактически было в полтора раза больше. Газета «День» еще 1 сентября 2007 года писала о трудовых буднях Зализницы в тексте «А на лесника — мешок?». Речь шла о том, что работники лесной отрасли, пытавшиеся бороться с несанкционированными вырубками леса, страдали от рук своих же земляков, и о том, чтобы ввести работу пилорам в законное русло. Годы прошли, и теперь появилась проблема уже не пилорам, а нелегальных копателей янтаря. Рассказывают, что именно активные пилорамщики и смогли приобрести дорогостоящие помпы для мойки янтаря.
«Пока вопрос добычи того же янтаря не будет введен в законодательное поле, как и вопрос его реализации, до тех пор мы, местная власть, будем заложниками ситуации, — считает глава Любешовской РГА Олег Кух. — Мы сдерживаем ее, как можем, а можем не так уж и много на самом деле. И обидно, что снимки лунных пейзажей из Кухотской Воли обошли полсвета со словами «это на Волыни», но это не Волынь, а Ривненщина».
Жители той же Зализницы на собраниях говорили, что абсолютно не против, чтобы государство, и именно оно, навело порядок в добыче и янтаря, и других полезных ископаемых. Готовы легализоваться, платить налоги, как готовы были это делать, когда здесь «процветали» пилорамы. Но «на мужике» ситуация не замыкается, говорят люди, и они правы. На Волыни ищут варианты выхода из ситуации. Так, в начале марта решением внеочередной сессии Волынского областного совета создано коммунальное предприятие «Волыньприродресурс», которое не будет само заниматься добычей полезных ископаемых, но будет выдавать лицензии на их добычу, того же янтаря, песка, щебня, а также контролировать добычу их инвесторами.
Глава Волынского областного совета Игорь Палица во время обсуждения вопроса создания коммунального предприятия говорил о том, как власти видят решение вопроса. И именно ускорение создания коммунального предприятия позволит урегулировать процесс. Область должна иметь монополию на добычу в регионе, говорил он: «Это предприятие получит не менее 50% от прибыли. Нам будет легче получать разрешения в Киеве, руководитель предприятия будет проходить все комиссии. Но я знаю одно: когда мы создадим это предприятие, и в Киев от нас поступит обращение о выдаче ему разрешения, тогда мы сможем получить его. Тогда я увижу, кто его не даст. А если будет множество частных обращений, все станут думать: «Кто за этим стоит?» — и будут правы в этом. Жители территорий, где будут добывать полезные ископаемые, должны знать, что они получат от такого решения, и не должны чувствовать, что у них так просто забирают природные богатства».
Выпуск газеты №:
№47-48, (2016)