Перейти к основному содержанию

Хочет ли Донбасс федерализма?

В регионе отдают себе отчет: в нынешних условиях это может привести к фактической феодализации
12 февраля, 10:45
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

50 активистов, представляющие разные политические партии и общественные организации, среди которых были такие, как ПСПУ Натальи Витренко и «Русский блок», провели в Донецке митинг, посвященный 96-й годовщине со дня основания Донецко-Криворожской республики. Как сообщает donbass.ua, это событие прошло у памятника Артема (Федора Сергеева) — советского революционера и основателя ДКР.

Митингующие держали плакаты: «Нет — евроколонизации», «Галицийским фашистам не место в Донбассе», «Палачам ОУН-УПА — вечные проклятия народов», «Донецко-Криворожская республика — территория Российской Федерации», «За правду! За землю русскую! За веру православную!». В данном случае стоит напомнить, что о наказании за разжигание межнациональной розни говорит 161 статья Уголовного кодекса Украины. Относительно же конфессиональной составляющей, то УПЦ МП осудила так называемое политическое православие еще несколько лет назад.

Помимо всего прочего, на митинге жестко раскритиковали действующую власть за то, что она «идет на поводу у Запада», а также позвучали слова о необходимости скорейшей федерализации страны. Наиболее символичным элементом акции стала раздача всем желающим «паспортов Донецкой республики».

«...Если бы власть донецкая была бы внимательнее к истории и идеологии своего родного края, этот праздник должен был бы быть в Донбассе официальным. Сейчас, как никогда, надо изучать эту историю», — цитирует zadonbass.org фэйсбуковскую запись экс-директора украинского филиала Института стран СНГ и автора книги «Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта» Владимира Корнилова, который вел активную риторику, связанную с ДКР, и в начале 90-х (в рамках «Интердвижения Донбасса»), и в период событий 2004 — 2005 годов.

ГУБЕРНАТОРСКИЙ ОТПОР

В материале «Диалог политкультур» («День» № 17 за 31 января 2014 г.) мы уже рассматривали недавние заявления нескольких представителей крымского парламента по поводу необходимости «самоопределения полуострова» в связи с протестными событиями в Киеве и депутата Донецкого горсовета Татьяны Мармазовой, выступившей с тезисом о неизбежности федерализации. (Справедливости ради надо заметить, что раскольнические голоса в последние два месяца доносятся и со стороны оппозиционных общественно-информационных кругов.)

Чуть позже стало известно, что Новоазовский райсовет Донецкой области принял решение, которое утвердило текст обращения к Верховной Раде с требованием закрепить федерализацию в Конституции. Но впоследствии местная прокуратура после проверки законности этого решения заставила его отменить.

В свою очередь губернатор Донетчины Андрей Шишацкий, комментируя на одной из своих последних пресс-конференций тему федерализации, как передают СМИ, подчеркнул, что сегодня в Украине не лучшее время для обсуждения вопроса смены формы государственного устройства. «Я считаю, что сегодня безответственно и несвоевременно в такое тревожное время обсуждать вопрос федерализации и вопрос, кто кого сегодня кормит, — говорит председатель Донецкой ОГА. — Точно так же я считаю безответственными любые заявления о сепаратизме. Вместе надо выбираться. И потом уже в хорошей атмосфере о чем-то рассуждать... Федерализм хорош для сильных государств — таких, как Федеративная Республика Германия. А мы сейчас не можем себе позволить играть в федерализм. Это все может плохо закончиться, вплоть до потери независимости».

ВСЕ СПОКОЙНЕЙ, ЧЕМ ХОТЕЛОСЬ БЫ КОМУ-ТО

В 2012 году социологическая группа «Рейтинг» проводила исследование, по результатам которого оказалось, что Донбасс является одним из регионов-лидеров по росту патриотизма. Абсолютное большинство респондентов тогда не поддержали ни отделения от Украины Галичины (84%), ни Крыма (90%) или Донецкого региона (90%). За отделение шахтерского края выступили лишь 2%, при этом около 2% на западе и только 8% в самом Донбассе.

Иными словами, идеи сепаратизма и федерализма (который в украинском случае можно понимать как потенциально подготовительную стадию к окончательному разделению страны на отдельные государственные образования) подавляющему большинству жителей края терриконов не близки, как бы ни пытались представить обратное некоторые политики и общественные деятели. Сепаратистские и федеративные настроения в Донбассе не имеют широкой социальной поддержки и, по сути, являются маргинальными.

Среди жителей региона очевидно твердое понимание, что разрывать Украину или идти путем этого разрыва нельзя, поскольку в истории просто так ничего не соединяется и ничего безболезненно не распадается. Кроме того, в Донбассе как индустриальном регионе, судя по всему, прекрасно отдают себе отчет в серьезных экономических угрозах, к которым могут привести раскольнические игры. Едва ли заинтересованы в этом и донецкие олигархи.

В политико-экономическом отношении федерализация в нынешних украинских условиях реально может привести к фактической феодализации. Расширение же полномочий и бюджетных возможностей местных органов власти вряд ли чем-то помогут, с учетом «особенностей национальной коррупции». Тут же следует отметить, что за пассионарным отстаиваниям федеративных идей теми или иными деятелями просматриваются, как правило, попытки увидеть себя на ведущих политических ролях в рамках предполагаемых автономных единиц.

Говоря же в целом, в Украине существуют определенные экономические взаимосвязи и взаимозависимости между регионами, и от разрыва этих нитей пострадать могут все. Ведь разные экономические районы страны отличаются между собой природными и хозяйственными условиями, трудовым потенциалом. Одни области специализируются на производстве определенной продукции и обеспечивают ею другие части страны, а взамен получают недостающие в этом районе. Таким образом, происходит обмен результатами труда.


КОММЕНТАРИЙ

«СЦЕНАРИИ, НАПИСАННЫЕ КРЕМЛЕМ, ОСТАЮТСЯ ЯВЛЕНИЕМ МАРГИНАЛЬНЫМ»

Игорь ТОДОРОВ, профессор кафедры международных отношений и внешней политики ДонНУ (Донецк):

— На мой взгляд, пан Шишацкий является очень дисциплинированным партийцем, который выполняет общую партийную линию. А мы знаем, что никаких разговоров о федерализации сверху от Партии регионов не было. Даже после скандального «слета» в Харькове председатель фракции осудил эти действия, а не поддержал.

Здесь также действует еще и личный фактор. Добкин, по многим источникам, напрямую связан с Медвечуком, и пытается играть именно по его сценарию, не придерживаясь партийной дисциплины. А вот Шишацкий как раз наоборот, безусловно, имея властные амбиции, подчеркивает: ничего общего с Добкиным и этой линией поведения он не имеет.

С другой стороны, существенных отличий между большинством населения Харьковской и Донецкой областей нет. И потому такие призывы к сепаратизму и федерализации не актуальны. Возможно, в других условиях государственности, в другой политической ситуации этот вопрос и стоило бы поднимать, однако не сегодня и не сейчас. Такие сценарии, написанные Кремлем, остаются явлением маргинальным.

Соответственно, та часть общества Донецкой и Харьковской областей, которая выступает с такими призывами, как, например, «Донецкая республика», актуализирует свои тезисы только в определенный период при определенных условиях.

Большинство населения Донецкой области выступает за единое унитарное государство и не разделяет мнения относительно федерализма. А все эти разговоры являются лишь частью политической конъюнктуры. Но я не исключаю, что ситуация может измениться. Все будет зависеть от того, каким образом разрешится ситуация в Киеве, насколько удачным будет компромисс между сторонами конфликта и будет ли он вообще. Поэтому я не исключаю негативного развития.

Я уверен, что абсолютное большинство людей в Донецкой области являются сторонниками мирного урегулирования конфликта и прекращения насилия. Конечно, большинство населения хочет, чтобы существующая власть осталась. Ведь есть много факторов, которые им не позволяют быть сторонниками оппозиции и Майдана, тем более что абсолютное большинство людей не разделяют этих понятий. Люди не понимают отличий между общественным сопротивлением, которое положило начало Майдану, и политической оппозицией, которая примкнула к этому движению, в силу определенных факторов и возможностей.

Донетчане имеют постоянное мнение, которое очень сложно изменить, даже с помощью информации и СМИ. И эти представления людей имеют глубинный характер. Могу добавить, что до ноября, до начала Евромайдана, в Донецке протестов против Ассоциации или ЕС не было. Если и были, то это были немассовые акции маргинальных группировок типа «Русский блок», или «Донецкая республика». Зато была провластная акция в поддержку Соглашения с ЕС.

Подготовила Екатерина ЯКОВЛЕНКО, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать