Перейти к основному содержанию

О «пиратстве XXI-го века»...

Что может противоставить Украина и Запад экспансии России в Чорноморском регионе? Рецепты от топ-экспертов
28 ноября, 19:03

Во вторник в Киеве по инициативе ОО «Международный центр стратегий безопасности и обороны» началась первая Международная конференция по морской безопасности. До этого за все время российской агрессии ни одного подобного мероприятия в Украине не проводилось.

Бывший премьер-министр Украины, глава СБУ, министр обороны и глава СНБО, а теперь представитель Украины в Трехсторонней контактной группе в Минске Евгений Марчук признал, что эта конференция «концентратного экспертного уровня». Действительно, на ней собрались эксперты наивысшего уровня в сфере морской безопасности, политики и иностранные гости. Евгений Марчук при этом мягко, но метко, упрекнул власть, что инициатором такого формата выступило не государство, а общественность, которая не дает покоя правительственным структурам. Заметим, что заместитель министра обороны Украины (2014 г.), глава наблюдательного совета МЦСБО, адмирал запаса Игорь Кабаненко, который выступил главным инициатором проведения этого солидного и чрезвычайно важного  мероприятия, в настоящее время не занимает никакой государственной должности. Хотя на этом мероприятии собрались люди, которые должны были бы понадобиться власти в такой сверхсложный период для страны. Тем более, они в свое время принимали сверхважные для государства решения.

КОМАНДУЮЩИЙ ВМС УКРАИНЫ С 2016 ГОДА ИГОРЬ ВОРОНЧЕНКО РАССКАЗАЛ О СВОЕМ ВИДЕНИИ СТРАТЕГИИ МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

«ХИЩЕНИЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

Началась конференция с выступления Чрезвычайного и Полномочного Посла США в Украине Мари Йованович. По ее убеждению, «говорить о полноценном возобновлении морской безопасности Украины можно только после завершения войны на Донбассе и после возвращения Крыма Украине». Эти два факта продемонстрировали миру признаки нарушения международного права Россией. Вследствие этого Украина потеряла 70% своего военного флота и доступа к своим ключевым портам и военно-морским базам, что в свою очередь влечет последующие потери.

ПОСОЛ США В УКРАИНЕ МАРИ ЙОВАНОВИЧ ОТМЕТИЛА, ЧТО РОССИЯ ПРОДОЛЖАЕТ ВОРОВАТЬ УКРАИНСКИЙ ГАЗ И ПРИЧИНЯТЬ ДРУГИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УБЫТКИ НАШЕЙ СТРАНЕ В ЧЕРНОМОРСКОМ РЕГИОНЕ

«Продолжение строительства Россией моста через Керченский пролив в значительной мере ограничивает доставку грузов в украинские порта на Азовском море, — отметила госпожа посол. — Эти же порты являются важными воротами для транспортировки украинского угля, металла и зерна на международные рынки. Кроме того, хищения продолжаются дальше, ведь Россия захватила две украинские газовые платформы, которые функционируют в украинской экономической зоне. Таким образом, происходит хищение украинского газа. Более того, персонал который работает на этих гражданских вышках, открыл огонь по самолетам Воздушных сил Украины».

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ УКРАИНЫ В МИНСКЕ ЕВГЕНИЙ МАРЧУК и ПРЕЗИДЕНТ JAMESTOWN FOUNDATION (США) ГЛЕН ХОВАРД. ЕВГЕНИЙ МАРЧУК «ЗАДАЛ ТОН» КОНФЕРЕНЦИИ, СДЕЛАВ АКЦЕНТ НЕ ТОЛЬКО НА МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, НО И НА ПРОГНОЗ ОТНОШЕНИЙ С РФ В БУДУЩЕМ

Адмирал Игорь Кабаненко обратил внимание на то, что российская экспансия в Черноморском регионе имеет древний исторический корень. «Средиземноморье, восточное Средиземноморье длительное время были и остаются до настоящего времени в объективе интересов Москвы. Эти моменты требуют анализа не только в контексте Украины», — заметил адмирал. Господин Кабаненко наглядно продемонстрировал наращивание военного потенциала РФ в Крыму, который является наступательным и употребил меткий термин «пиратство 21-го века», ведь, как заметила посол Йованович, Россия забрала себе экономические зоны, на которые распространяются суверенные права Украины. Отдельного внимания заслуживает так называемый «керченский клапан», которым РФ буквально перекрывает украинским портам (Мариуполь) доступ к внешним рынкам.

Обобщенно Игорь Кабаненко так изложил две Концепции черноморской безопасности (безопасностные аспекты) с обеих полярных сторон для понимания «баланса» стратегий поведения.

«РФ:

•          Силовая доминанта южной политики;

•          Комплексное гражданско-военное действие по уязвимым местам стран региона;

•          Принцип «разделяй и властвуй» в соревновании за господство в регионе;

•       Демонстрация «недееспособности» режима санкций в Крыму;

•          Наращивание военного потенциала в регионе.

НАТО+:

•          Векториальная и содержательная трансформация 3D-стратегии НАТО;

•          Не провоцировать слабостью, действовать адекватно, формировать живучесть;

•          Ценностное единство и организационная прочность безопасностных усилий;

•          Международный контроль  соблюдения режима санкций;

•          Адекватное присутствие сил НАТО в регионе, общие мероприятия НАТО+».

DEFENSE, DETERRENCE AND DIALOGUE

Командующий ВМС ВСУ, вице-адмирал Игорь Воронченко отметил, что стратегия отечественной морской обороны должна строиться на трех аспектах: оборона, сдерживание и диалог. Это те самые принципы, которые пропагандирует НАТО. Собравшиеся были едиными в своем мнении относительно необходимости построения оборонной стратегии в направлении создания так называемого «москитного флота», то есть флота с привлечением достаточного количества маневренных лодок, доступных по бюджету и оптимальных по времени их строительства.

«У нас нет ни времени, ни ресурса, но мы все равно должны принимать меры по сдерживанию агрессии с моря, — сказал Игорь Воронченко. — И угроза от РФ с морского направления не только не уменьшается, но и растет, набирает обороты. Конечно, строить мощные корабли, корветы — это престижно, это поражает и демонстрирует мощь. Но если взять простой расчет, то получается, что на 1 тону корабля приходится 100 тысяч долларов. Представьте себе корвет 2,5 тысячи тонн. Следовательно, за него мы должны заплатить 250 миллионов долларов. Имеем ли мы такие деньги и целесообразно ли их тратить таким образом на неотложные потребности обороны? Нет. Сейчас на вооружение поступило 6 катеров «Гюрза». Да, они не способны выполнять весь спектр задач. Но защиту прибрежной зоны они способны осуществлять».

Примечательно то, что собравшиеся провели историческую аналогию между «москитным флотом» и казацкими «чайками». Образное это сравнение является метким, особенно в условиях современного ведения боя.

«Не только Украина понесла потери в связи с аннексией Крыма и войной на Донбассе, — начал свое выступление Евгений Марчук. — Я задаю вопрос: не пострадал ли юго-восточный фланг НАТО в связи с тем, что Крым фактически превращен в полномасштабную военную базу? Когда начиналась аннексия, то к такому развитию событий были не готовы все. Почему? Об этом нельзя не говорить. Ведь для того, чтобы уметь предусматривать действия России, нужно в совершенстве разбираться в ее ментальности — военной, военно-политической, внешнеполитической. Назову только несколько нюансов. Лето 2002 года. Римский саммит НАТО. Посмотрите выступление Путина. Он выглядел, как миротворец №1 в мире. Начинается сотрудничество России с НАТО. И все это звучало безусловно очень хорошо. А вот уже в 2003 году Россия идет на авантюру вокруг украинской Тузлы. Я, как тогдашний министр обороны, могу сказать, что мы были буквально в метрах от военного конфликта. 2002-й и 2003-й годы рядом. Мюнхен 2007 года. Опять выступление Путина концептуального характера с претензией на глобальное виденье и его недовольством ролью России как аутсайдера в мировой политике. В 2008 же году началась агрессия против Грузии. 2007-й и 2008-й годы опять же рядом. Можно еще приводить примеры, как Олимпийские игры в Сочи и аннексия в Крыму. Мы знаем, что когда проходили игры в Сочи, то для обеспечения безопасности там была создана сухопутная структура не просто для борьбы с терроризмом, а которая потом в том числе обеспечивала аннексию Крыма. Я акцентирую внимание на том, что Путин при власти довольно длительный срок, а следовательно его поведение, как глобального игрока, уже может быть, при всех ее особенностях, прогнозируема. Хоть это и не так просто. Но прогнозировать нужно с учетом того, что мы уже знаем о поведении России, прежде всего касающемся Украины».

Отдельно пан Марчук отметил о важности проведения диалога с Россией и даже расширения его для того, чтобы не оставить этого ядерного монстра в полной изоляции, а следовательно — вне контроля и прогнозов. Для мира это опасно, а для Украины может закончиться катастрофой. Действительно, сейчас часто звучат призывы к максимальному разрыву отношений с РФ, и в истории трудно найти аналогии, чтобы с оккупантом проходили такого уровня диалоги. Однако сейчас мы действуем в других реалиях. Пан Марчук в частности поделился своим опытом переговоров с РФ в Минском формате и отметил об их важности, «как бы скучно это ни было». Россия, по его убеждению, только и ждет от Украины инициативы по прекращению диалога, чтобы дать повод говорить перед миром, что Украина сама не желает этого, а следовательно, санкции «нецелесообразны».

ВЛАСТЬ И ВОЕННЫЕ — ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ?

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян перед тем как дать широкую выкладку экономических потерь и проблем, которые для Украины создала РФ аннексией Крыма, выразил короткую аналогию: «Крым — это не только непотопляемый авианосец, но и Куба-2. То, что СССР сделал на Кубе в 1960-х годах для США, то же самое сейчас РФ делает для Европы и НАТО в Крыму».

Украина в результате построения РФ керченского моста теряет возможность поставлять ежегодно 1 млн тонн металла в США. По мнению пана Омеляна, «керченский мост — это способ экономического и политического давления и шантажа. Существенно ухудшилось состояние зерновой логистики Азовского региона. После построения моста существенно сократится габаритная пропускная возможность судов».

Президент Jamestown Foundation (США) Глен Ховард на конференции в своем выступлении был настроен достаточно энергично и так же обращался к историческим аналогиям. Он хотел бы видеть среди выпускников морских вузов США украинцев, но для украинцев особенно важно обратить внимание на другой аспект его выступления. Пан Ховард попросил военных и общественность донести до власти важность проблематики Керченского пролива. То есть оказывается, для правительства эта неоднократно упомянутая сфера неинтересна. Отдельно президент Jamestown Foundation напомнил, что в американских портах стоят катера, которые США хотят предоставить Украине для пополнения флота, но их украинская сторона долгое время не забирает, поскольку якобы не может найти средства на транспортировку.

Таким образом Запад нам указывает на наши же проблемы, а украинская власть делает вид, что их не замечает. Откуда такая слабость?

В этой связи «День» задал вопрос командующему ВМС ВСУ Игорю Воронченко относительно взаимодействия власти и военных. Последний ответил: «У оборонного сегмента с властью нет никакого антагонизма. Существуют принципы военного руководства. ВМС действительно попало в очень сложную ситуацию, которая связана с аннексией полуострова Крым. Нам заново нужно возрождаться, безусловно, существуют проблемы, в том числе с законодательной базой. Не знаю, как у предыдущего руководства, но у меня с властью проблем нет. Мне навстречу идут все — и начальник Генштаба, и министр обороны. Правительство, в том числе министр инфраструктуры, передает мне свои фонды для того, чтобы я развивал инфраструктуру ВМС. То же самое касается движимого имущества. Существует проблема по личному составу, которая нуждается в решении на государственном уровне. Это касается офицеров, которые вышли из Крыма и оставили все свое имущество на полуострове. В течение трех лет мы не получили соответствующий фонд, чтобы этому личному составу предоставить жилье. Но я уверен, что государство решит эти вопросы».

В кулуарах военные поделились с «Днем» еще одной проблемой, которая дает ответ на упомянутый вопрос, — засилие бюрократических механизмов, которые на четвертом году войны мешают решать актуальные вопросы, в том числе по получению вооружения. Именно бюрократическая ржавчина приводит к буксованию возобновления нашего оборонного потенциала.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать