Ошибка гетмана Скоропадского
Или Об исторических параллелях между ноябрем 1918-го и ноябрем 2013-го в Украине![](/sites/default/files/main/articles/17122013/6maydan.jpg)
Ноябрь уже не раз был фатальным для действующей в Украине власти. Похоже, прошедший снова стал таковым. Говоря об отношениях истории и современности, можно услышать два взаимоисключающих тезиса: «аналогии между прошлым и нынешним неуместны» и «все повторяется на новом витке спирали исторического процесса». Оба они с научной точки зрения не являются абсолютно правильными. В определенных обстоятельствах можно говорить об аналогиях, понимая всю их ограниченность. И повторяется в истории далеко не все. Если же отойти от сугубо научного подхода, а взглянуть с историко-публицистической точки зрения, то бурные нынешние события в Киеве в некоторых ключевых аспектах имеют удивительную схожесть с тем, что происходило в столице Украины 95 лет назад. Подчеркнем еще раз — лишь в некоторых.
Действующая власть юбилей образования Директории не отметила. В целом она в своей исторической политике в основном сосредоточилась на интерпретировании под определенным углом зрения событий 1941—1945 гг. Однако Украинская революция, период войн и революций в Украине 1917—1920 гг. в целом многому могут нас научить. Разумеется, тех, кто желает учиться, ведь говорили еще древние римляне: «historia est magistra vitаe» («история является учительницей жизни»).
Сжато напомню суть событий. Гетман Павел Скоропадский пришел к власти в апреле 1918 года в результате государственного переворота, ликвидировал Украинскую Народную Республику и провозгласил Украинское Государство. В течение шести месяцев своего авторитарного управления он заявлял о преданности идеи независимости Украины, опирался, прежде всего, на тогдашних «олигархов» — преимущественно русскоязычных предпринимателей и финансистов, а также крупных землевладельцев, пользовался поддержкой значительной части пророссийских кругов. Уже в эмиграции представитель старинного казацкого рода превратится в убежденного украинского «самостійника», но в 1918 г. он имел еще «малороссийские» убеждения, то есть двойственную украинско-российскую лояльность.
Главной оппозиционной силой режима гетманата были украинские социалистические и либеральные круги. Они не довольны авторитарными методами управления гетмана, его социальной политикой, недостаточной, по их мнению, преданностью национальным интересам, однако до определенного времени не выдвигают радикальных антигетманских требований, ищут компромиссы с П. Скоропадским и даже в октябре посылают своих представителей в правительство. Все изменилось в ноябре 1918 г., когда радикально переформатировалась международная ситуация в связи с завершением мировой войны, а гетман начинает менять внешнеполитические ориентиры. Часть ведущих оппозиционеров в ночь с 13 на 14 ноября образовала Украинскую Директорию с целью организации антигетманского восстания. Кто знает, как скоро им удалось бы достичь своей цели, если бы 14 ноября гетман П. Скоропадский не объявил грамоту о федерации с Россией и не создал откровенно пророссийское по составу правительство, лишив должностей в нем проукраинских деятелей. В этом документе речь шла об отходе от идеи независимой Украины и о необходимости ее превращения в субъект Всероссийской федерации, которую еще надлежало создать. Итак, гетман стремился изменить геополитический вектор и статус возглавляемого им Украинского Государства.
Это вызвало возмущение, усилило недовольство среди интеллигенции и народных масс и в результате дало возможность Директории быстро привлечь под свои флаги сотни тысяч повстанцев. Уже 22 ноября они заблокировали Киев, а 14 декабря 1918 г. гетман отрекся от власти. В тот же день правительство гетмана официально передало власть Директории. Независимая УНР была возобновлена. Многие историки считают грамоту от 14 ноября о необходимости образования Всероссийской федерации — главной ошибкой гетмана.
Теперь посмотрим на события нашего времени. После избрания президентом В. Януковича он и его правительство продолжили курс предшественников на подписание Соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Этот вектор получил широкую поддержку внутри украинского общества. Даже основные церкви страны, в том числе УПЦ, призвали поддержать евроинтеграцию. Неподписание Соглашения об ассоциации в Вильнюсе 29 ноября вызвало недовольство в широких массах. Многие из активных граждан почувствовали эффект «утраченной перспективы» — лишения надежды на налаживание достойной жизни в собственной стране. У кого-то даже появились чемоданные настроения. Жестокое избиение студентов на Майдане Независимости в ночь на 30 ноября словно ставило символическую точку на евроинтеграционных стремлениях руководства Украины и автоматически толкало страну к российской сфере влияния. Ведь власть продемонстрировала откровенно антиевропейское и антизападное поведение. Причем была предварительно предупреждена западными партнерами о недопустимости силовых действий против мирного Евромайдана.
События конца ноября 2013 г., похоже, стали самой большой на сегодня ошибкой гаранта Конституции. Ведь в то время, когда массовые проевропейские акции шли к своему временному естественному затуханию, грубые силовые действия на Майдане в ночь на 30 ноября 2013 г. наэлектризовали протестные настроения и мобилизовали большую часть украинских граждан к участию в митингах и забастовках. В результате 31 ноября Украина увидела самую большую проевропейскую демонстрацию в своей столице, несколько сотен тысяч участников которой действовали поразительно мирно, но выдвигали антиправительственные лозунги. Таким образом, действия власти в конце осени, вероятно, поставили крест на надеждах В.Януковича переизбраться на второй президентский срок. Более того, накопление последующих ошибок со стороны власти, попытки разыграть жесткий сценарий «наведения порядка» могут поставить вопрос об изменении власти в стране намного раньше 2015 г. Президент Украины рискует повторить судьбу гетмана П.Скоропадского.
Последний потерял власть в 1918 г., ровно через месяц после начала восстания Директории. Одной из главных причин стал разрыв с проукраинскими силами внутри страны. Последние события показывают, что окружение Президента и он сам не склонны учитывать горький опыт П.Скоропадского и вместо поиска компромисса с оппозицией пытаются сохранить статус-кво или прозондировать возможности введения чрезвычайного положения. Но события конца ноября изменили ситуацию в Украине не в интересах власти. Кстати, как ни странно это может прозвучать для многих активистов с обеих сторон противостояния, компромисс еще возможен. Его базой должны стать приверженность проевропейскому курсу, которую декларируют как оппозиция, так и пропрезидентские силы, и переформатирование власти. И прежде всего правительства Н.Азарова. К сожалению, события начала декабря оставляют все меньше надежд на такой относительно мягкий сценарий, а повышают риски обострения общественных катаклизмов.
Кстати, об исторических параллелях. Украинская Директория состояла из пяти членов: социал-демократов В. Винниченко, С. Петлюры, эсера Ф. Швеца, железнодорожника А. Макаренко и социалиста-самостийника П. Андриевского. Причем С. Петлюра вышел из гетманской тюрьмы, куда попал за оппозиционную деятельность, лишь накануне восстания против П. Скоропадского. В своих воспоминаниях гетман пишет, что освободил оппозиционера по требованию немцев. Ничего не напоминает? В момент образования Директории было принято решение, что будет 3 главных члена и 2 вспомогательных, но в ходе восстания об этом забыли и, де факто, все имели равные голоса. Если вернуться в наше время, то оппозиция в Украине будто «трехглавая» — лидер партии «УДАР» В. Кличко, лидер «Батьківщини» А. Яценюк и свободовец О. Тягнибок. Но в ходе Евромайдана уже возник «вспомогательный» лидер — П. Порошенко. А еще в заключении находится Ю. Тимошенко, которую гетман, пардон, президент, несмотря на уговоры «немцев», не отпустил. Следовательно, и современная оппозиция фактически является некой неформальной директорией. Конечно, есть очень много отличий в ситуациях сегодняшнего дня и 95-летней давности: среди принципиальных, в частности, — Директория уже в ноябре 1918 г. объявила гетмана вне закона, а себя вскоре — государственным органом. Борьба за власть велась вооруженным путем. Международная ситуация для Украины складывалась в 1918 очень плохо — враждебные к ней действия одновременно осуществляли армии РСФСР, Деникина, Польши, Антанты, Румынии.
Сегодня есть большая надежда на то, что нашей стране удастся несмотря на все испытания занять достойное место в Европе. Однако следует помнить, что общественным кризисом в Украине попытаются воспользоваться в собственных интересах некоторые соседи. В 1918 г. неизвестной страницей для большинства членов оппозиционных партий и организаций были тайные переговоры украинских социалистических лидеров В. Винниченко и Н. Шаповала с большевиками, относительно помощи в антигетманской деятельности и признания независимости восстановленной УНР. В. Винниченко удалось получить помощь от большевиков средствами и вооружением, а также устными заверениями о невмешательстве в дела Украины. Но одновременно московский леворадикальный режим начал создавать в нейтральной зоне войска для захвата украинских территорий, а после начала восстания Директории создал Временное рабоче-крестьянское правительство Украины. Так что заверения эмиссаров РКП(б) о признании независимости УНР и помощи повстанцам оказались лишь средством раскачивания ситуации. Вскоре подконтрольные красной Москве войска и политические структуры захватили почти всю Надднепрянскую Украину, а дипломатические попытки УНР прекратить агрессию были проигнорированы.
К сожалению, украинскому обществу не известны ход и результаты последних переговоров украинского руководства с российским. Ранее во многих случаях подобная секретность сопровождала появление решений не в интересах Украины. Но еще меньше известно нам о гипотетических попытках украинской оппозиции договариваться с российской властью. Правда, есть небольшая надежда, что оппозиционеры знают историю своей страны и сделают выводы из опыта предшественников в случае проведения таких переговоров...
История, говорят, — учитель жизни; в эти дни и месяцы вся Украина сдает ей очередной экзамен. Желаю и обществу, и оппозиции, и власти доказать, что мы хорошие ученики, а наша страна действительно европейская не только в географическом смысле.
Выпуск газеты №:
№231, (2013)