Пять лет «пятидневной войне»
Точки зрения украинского, российского и европейского экспертов![](/sites/default/files/main/articles/08082013/1gruziya6.jpg)
Сегодня исполняется ровно пять лет с начала российско-грузинского вооруженного конфликта, который произошел в августе 2008 года между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, а также Россией, с другой. Хотя конфликт длился всего пять дней и получил название пятидневной войны, но он и по сей день имеет большие геополитические последствия не только для Кавказа, но и всего постсоветского пространства.
• Напомним, обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта начала резко обостряться с конца июля — начала августа. Активные боевые действия начались в ночь на 8 августа, когда Грузия подвергла массированному артобстрелу столицу Южной Осетии, после чего предприняла попытку захвата Южной Осетии. Днем 8 августа президент России объявил о начале операции по принуждению к миру в зоне конфликта. В регион были введены значительные российские силы. В течение нескольких суток российские войска совместно с юго-осетинскими вооруженными формированиями вытеснили грузинские войска из Южной Осетии, а также во взаимодействии с абхазскими силами — из Кодорского ущелья в Абхазии, временно заняв ряд прилегающих к конфликтным зонам районов Грузии. Боевые действия продолжались до 12 августа, когда после вмешательства ЕС был подписан план Саркози — Медведева.
• В результате боевых действий потери Грузии составили 412 человек (в том числе 170 военнослужащих и сотрудников МВД, 228 мирных жителей), 1747 было ранено и 24 пропало без вести. По разным оценкам, потери Южной Осетии — 162 человека, официально потери России — 67 погибших и 283 раненых. 15 613 грузин-беженцев и 34 тыс. осетин-беженцев были вынуждены покинуть родные места.
• Но, пожалуй, самым главным результатом этой войны стало то, что Грузия полностью потеряла контроль над территорией Южной Осетии и Абхазии, что составляет 20 процентов территории Грузии. Это произошло 26 августа 2008 года, когда Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. И в ответ на это 2 сентября Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией. В результате Москва затормозила процесс вступления Грузии в НАТО.
• По мнению многих экспертов, именно попытка Грузии получить ПДЧ на Бухарестском саммите в 2008 году подтолкнула Россию к тому, чтобы с помощью южноосетинских сепаратистов развязать войну с Грузией. Что и было разыграно как по нотах в августе 2008 года. Россия до сих пор придерживается своей версии, что «это грубейшая ошибка, которая переросла в военное преступление». Об этом в частности заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев вчера в интервью телеканалу «Рустави 2» и накануне в интервью каналу Russia Today. Но еще больше удивило заявление Медведева, что условием восстановления дипломатических отношений между странами должно стать «просто признание того факта, что произошло». К чести грузинских политиков от власти и оппозиции они занимают единую позицию по этому вопросу и рассматривают эту войну как акт агрессии со стороны России и надеются мирным способом вернуть в состав Грузии оккупированные территории. В частности, комментируя, заявления Медведева касательно августовских событий 2008 года специальный представитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с РФ Зураб Абашидзе отметил, что Грузия стала жертвой российской агрессии, однако и со стороны Грузии были допущены тяжелейшие драматические ошибки.
• Интересно, что в интервью грузинскому телеканалу Медведев признал, что «проблема осталась, поскольку ситуация и для России, и для Грузии, и для Абхазии, и для Южной Осетии, не урегулирована до конца». Очевидное признание факта, что война ничего не решила. Но вместе с тем российский премьер вновь предостерег Грузию от членства в НАТО. «Это ничего не добавит Грузии как суверенному, хорошо развивающемуся государству, но в то же время создаст долгосрочный, долговременный источник напряженности между нашими странами», — отметил Медведев.
«День» обратился к украинскому, российскому и европейскому экспертам, а также к послу Грузии в Украине с просьбой прокомментировать уроки, которые извлекли в Грузии, России, Европе и Украине из российско-грузинской войны.
Михеил УКЛЕБА: «Эта война — результат агрессивной и коварной политики, которую Россия проводила по отношению к Грузии»
Новый посол Грузии в Украине Михеил УКЛЕБА буквально моментально откликнулся на просьбу «Дня» дать интервью нашей газете. Что приятно. Причем не потребовалось отправлять предварительно вопросы, как это обычно бывает в практике общения послов с прессой. Свой подход грузинский посол объяснил следующим образом: «Для меня очень почетно, что сегодня я даю интервью газете, которая пользуется большой популярностью в вашей стране. Исходя из политики нашей страны (открытости и прозрачности), для меня как для нового посла в вашей прекрасной стране работа со СМИ — одно из важных направлений».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
— Господин посол, согласны ли вы с интерпретацией нынешнего премьера Дмитрия Медведева, в 2008 году — президента РФ, того, как начиналась война и кто виновен в ее возникновении?
— Сама война начиналась не в 2008 году, а в 1992-м, когда были конфликты в Абхазии и Южной Осетии. И со стороны России все это поощрялось. Эта война — результат той агрессивной и коварной политики, которую Россия проводила по отношению к Грузии.
Особенно точно это описывается в докладе международной комиссии Тальявини. Да и сами факты красноречивы: сегодня оккупировано 20% территории Грузии. Россия до сих пор игнорирует международное сообщество, не выполняет решения от 12 августа 2008 года. В договоре Саркози-Медведева говорилось, что вооруженные силы России должны покинуть нашу территорию и вернуться к довоенным позициям. Этого не выполнено. Не возвращены беженцы в места своего проживания. До сих пор не создан международный механизм безопасности в регионе. Не допускаются международные наблюдатели в зону конфликта. А это должно быть в интересах всех участников, в том числе России.
— И к слову, Медведев поставил условием возобновления дипломатических отношений между странами «признание того факта, что произошло». Как вы это воспринимаете?
— Со своей стороны Грузия сделала один шаг к примирению, создав двухсторонний переговорочный формат с Россией. С нашей стороны — это специальный представитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе, который был послом Грузии в Москве, ЕС и НАТО. А со стороны России — заместитель министра Григорий Карасин. И тут имеются небольшие подвижки. На российском рынке появилось наше вино, минеральные воды. Мы рассчитываем, что Россия отменит визовый режим, как это мы сделали раньше в одностороннем порядке. Посмотрим, к чему этот процесс приведет.
«РОССИЯ ДОЛЖНА ВЫПОЛНИТЬ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ОНА ПРИНЯЛА НА СЕБЯ 12 АВГУСТА 2008 ГОДА»
— Ваш премьер-министр Бидзина Иванишвили сегодня в интервью московскому бюро «Голоса Америки» сказал, что сейчас нет оснований для встречи с российским президентом Владимиром Путиным. Какие же тогда должны бить основания, чтобы такая встреча состоялась?
— Должны быть результаты. И улица должна быть двухсторонней. И когда 20% территории оккупировано и Грузия проявляет добрую волю, это должно быть оценено со стороны России. Ведь РФ — член СБ ООН, у нее своя ответственность. Мы надеемся, что наше правительство сделает все шаги для того, чтобы эти отношения улучшились и правдиво были оценены события, которые произошли в августе 2008 года. Мы готовы к сотрудничеству, к конструктивному диалогу с Россией. Но пока, видимо, условия не дозрели, чтобы встретились руководители наших государств.
ТАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ РОССИЯН НА ГРУЗИНО-РОССИЙСКУЮ ВОЙНУ 2008-ГО ГОДА. А ПРЕМЬЕР РОССИИ ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ СЧИТАЕТ: «ЭТО ГРУБЕЙШАЯ ОШИБКА, КОТОРАЯ ПЕРЕРОСЛА В ВОЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ» / ВЗЯТО С ФЕЙСБУК СТРАНИЦЫ ГЛЕБА ПАВЛОВСКОГО
— А что тогда означает дозреть? Россия должна осознать ошибку, что она признала Абхазию и Южную Осетию как независимые государства?
— Россия должна выполнить международные обязательства, которые она приняла на себя 12 августа 2008 года. Мы начали двухсторонние переговоры без предварительных условий.
— Кстати, после появления сообщения со ссылкой на Абашидзе о том, что Грузия планирует в сентябре-октябре перейти ко второму этапу урегулирования отношений с Россией, некоторые комментаторы на сайте Грузия Онлайн задали вопрос, в чем, собственно, состоял первый этап. Что вы скажете на это?
— Видимо, речь идет о том, что начался процесс восстановления экономических отношений, к примеру, допуска грузинской продукции на российский рынок. Посмотрим, к чему это приведет.
— Многие связывают экономический прогресс с тем, что Саакашвили после парламентских выборов в октябре прошлого года потерял власть в стране и фактически не влияет на ситуацию...
— Это подход нового правительства, которое начало переговоры с Россией. Вот коротко, что я могу сказать на это.
— Но главным камнем преткновения для развития отношений с Россией является факт, что 20 процентов грузинской территории оккупировано и здесь должны быть подвижки, и тогда нормально будут развиваться отношения. Так?
— Независимость Абхазии и Южной Осетии признали только Россия, Никарагуа, Венесуэла и Наури. И это о многом говорит. Сам факт признания независимости на территории бывшего Советского Союза не способствует безопасности нашего региона. Потому что сам прецедент этого признания создает большую угрозу для всего региона с точки зрения стабильности, в том числе для Российской Федерации, которая состоит из около 80 субъектов.
— Какие уроки из этих событий вынесла грузинская элита?
— Это было уроком для нас. Война показала, что ничего хорошего не приносит ни государствам, ни сепаратистам, ни тем, кто поощряет сепаратизм, ни тем, кто проводит агрессию.
— Прошло пять лет после войны, какую оценку дают этим событиям в Грузии?
— Грузия приняла важное решение о неприменении силы. Мы хотим мирным путем урегулировать эти конфликты с Абхазией и Южной Осетией. И тут главное в том, что реформы Грузии должны быть привлекательными также для этих субъектов. В этом плане очень полезной является интеграция страны в Европейский Союз. 22 июня мы завершили переговоры по зоне свободной торговли, составляющей части Соглашения об ассоциации с ЕС. Мы рассчитываем парафировать это соглашение на саммите «Восточное партнерство» в Вильнюсе. Если мы доведем до конца реформы, то после вступления в силу этого соглашения ВВП вырастет на 300 млн долларов.
— Господин посол, почему вы уверенны, что это соглашение принесет вашей стране такой рост ВВП? Например, в Украине, по разным подсчетам, на первом этапе страна будет нести убытки.
— У нас есть соответствующий анализ. Со вступлением в силу соглашения о ЗСТ экспорт Грузии в ЕС увеличиться на 12%, а импорт соответственно на 7,5%. И для нас эти цифры реальные.
— Относительно членства в НАТО. Видите ли вы перспективу вхождения в эту военно-политическую организацию, с учетом того, что 20% территории оккупировано?
— Альтернатива у нас одна — европейская и евроатлантическая интеграции. По этому пути мы идем, и, конечно, чем активнее мы будем подключены к международным интеграционным процессам, тем больше это будет способствовать развитию нашей страны. В том числе это должно помочь нам и в восстановлении территориальной целостности. Поэтому мы начали переговоры с Россией — чтобы наладить цивилизованный диалог, и надеемся, что он будет успешным. Результаты есть, но маленькие.
— По вашему мнению, Европа извлекла уроки из того, что в Бухаресте в 2008 году Украине и Грузии не было представлено ПДЧ?
— Как вы знаете, уже были заявления, что к этой войне готовились. Со стороны руководства России, в том числе, несколько раз за эти годы было сказано, что, оказывается, россияне готовились к войне. Конечно, уроки все извлекли, и международное сообщество, и Евросоюз, потому что ЕС был активно подключен к процессам по урегулированию конфликта. В частности, в урегулировании российско-грузинской войны в августе 2008 года ЕС выступал в роли главного актера. Поэтому для них это тоже урок.
«МЫ БЛАГОДАРНЫ УКРАИНЕ ЗА ТУ ПОДДЕРЖКУ, КОТОРУЮ ОНА ОКАЗАЛА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ»
— Повлияла ли эта война каким-то образом на украинско-грузинские отношения?
— Мы благодарны Украине за ту поддержку, которую она оказала во время войны. Мы не забудем, когда ваш президент вместе с другими президентами приехал нас поддержать. Правда, это было очень тяжелое время, и Украина была с Грузией. Мы всегда будем это помнить. Также будем помнить ту помощь, которую оказали украинские вертолетчики нашим беженцам из Абхазии в 1993 году. Многих беженцев приютила Украина. Мы это очень ценим — для нас это важная поддержка.
— Мы знаем, что за последнее время было много визитов украинских министров, вице-премьеров в Грузию и наоборот, а когда можно ожидать визита нового главы вашего правительства в Украину?
— Мы хотим повысить уровень наших визитов. Но надо учитывать, что в октябре — президентские выборы. У нас фактически началась предвыборная гонка. Мы работаем в этом направлении, и надеюсь, в скором будущем визит состоится. А будет это визит премьер-министра или президента — покажет будущее.
— Но у вас после внесения изменений в конституцию главный сейчас премьер...
— Да, у нас повышается статус премьер-министра, и он становиться первым лицом по новой структуре. Но это будет после президентских выборов.
О «НОВОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ» И НЕИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРАВОСУДИИ
— Кстати, готовясь к встрече с вами, я увидел сообщение «Радио Свобода», что Грузия вошла в список самых криминальных стран Европы. Как вы можете это прокомментировать?
— Это старые данные. У нас действительно раньше было 24 тыс. заключенных. А сейчас освобождено около половины. И, несмотря на это, криминогенная ситуация не ухудшилась. В свое время у нас была внедрена политика жесткого уголовного правосудия, названная «нулевой толерантностью». Оправдательных приговоров практически не выносилось. Другими словами, мнение прокурора и судьи полностью совпадало. Сейчас у нас идет серьезная реформа судебной системы и юстиции.
— Когда у вас арестовали бывшего премьер-министра — многие сразу стали говорить о практике избирательного правосудия... и искать параллели с Украиной...
— У нас идет судебный процесс относительно экс-премьера. Но надо сказать, что новое правительство арестовало так же и членов правительства: заместителя министра внутренних дел, группу сотрудников министерства сельского хозяйства... Это не избирательное правосудие.
— Вы, наверное, слышали мнение экспертов, которые говорят, что если Украине удастся подписать Соглашение об ассоциации и реализовать реформы, то этим путем пойдут и остальные страны СНГ. Что скажете на это?
— Действительно, за процессом евроинтеграции наблюдают очень многие страны постсоветского пространства. Очень важно, чтобы Украина, Грузия и Молдова этот путь прошли. Даже учитывая, что в Евросоюзе кризис, другой альтернативы я не вижу. Это самое лучшее, что на сегодняшний день придумало человечество. Поэтому мы должны к этому стремиться. Мы очень болеем за вашу страну, чтобы Вильнюс был успешным не только для Украины, но и для Грузии и Молдовы, а также для всех стран, которые в будущем захотят идти по нашим стопам.
— А что в Грузии думают о Таможенном союзе, который предлагает большие преференции?
— Каждая страна выбирает свой путь. Для нас, Грузии, альтернативы нет.
«МЫ ДОЛЖНЫ ГОРДИТЬСЯ, ЧТО У НАШИХ НАРОДОВ ЕСТЬ СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМИ И СВОБОДНЫМИ»
У нас есть много общего. И одним является стремление грузин и украинцев к независимости. Это очень важно. Мы должны гордиться, что у наших народов есть стремление быть независимыми и свободными. Страна не может развиваться, когда несвободна, когда у нее нет выбора. Каждая страна должна делать свой выбор: правильный или неправильный, но это будет ее выбор.
— В этом плане у многих в Украине разное мнение относительно выбора грузин на последних парламентских выборах. Кое-кто думает, что Грузия не может оторваться от советского прошлого.
— Ведь прошло всего 23 года с восстановления независимости Грузии. И как посол в Китае скажу, что для китайцев 23 года — это ничто, они начинают с 50 лет. Когда Чжоу Эньлая спросили о том, что он думает о Французской революции, тот ответил, что не прошло достаточно времени, чтобы дать оценку. Это касается и нашего поколения, которое очень пострадало, особенно в Грузии: гражданская война, война в Абхазии и Южной Осетии, было время, когда Россия отключала свет, подрывала газопровод, линии электропередач, и зимой страна оставалась без света, без тепла. Это мы проходили. И конечно, нам бы хотелось, чтобы за 23 года мы были в космосе. Но так не может быть, ведь речь идет о трансформации людей. Это очень сложный процесс, потому что люди (не только правительство, президент), сам народ должен пройти это. Я считаю, то, что сейчас происходит в Грузии, будет способствовать развитию нашего общества. Цивилизованная демократия — это ответственность перед людьми. Если мы не будем ответственны перед обществом, то ничего не получиться. Это от каждого человека зависит. И стремиться только к свободе и независимости — очень хорошо, но надо ее отстоять. Плюс еще ее надо заслужить. И когда мы будем это делать, тогда будем успешными, тогда займем достойное место в европейском обществе — куда мы сейчас стремимся.
КОММЕНТАРИИ
«...РЕАЛЬНО ЗАЩИТИТ УКРАИНУ ОТ ВСЕХ «ПРИНУЖДЕНИЙ К ЛЮБВИ»
Владимир ОГРЫЗКО, министр иностранных дел Украины в 2007—2009 гг.:
— Владимир Станиславович, как прокомментируете заявление российского премьера Дмитрия Медведева в отношении российско-грузинской войны?
— Прежде всего, Медведев говорит о том, что, мол, это Грузия напала на Цхинвали. А теперь представьте себе ситуацию: в информационном пространстве появилось сообщение, что Россия напала на Грозный. Согласитесь, абсурдно как-то звучит, не так ли? Потому что нельзя нападать на собственную страну. В России, например, то, что происходит в ее части Кавказа, называется наведением конституционного порядка. Когда же в Грузии грузинская власть наводит порядок на своей, грузинской, территории, то это называется нападением на неизвестно что. Это давняя, понятная политика двойных стандартов, когда себе можно все, а другому нельзя ничего. Поэтому все разговоры Медведева на фоне заявлений уже нынешнего нового-старого президента Путина о том, что операция нападения на Грузию была разработана еще за несколько лет до самого вторжения, свидетельствует о том, что все комментарии Медведева на эту тему не стоят бумаги, на которой они написаны.
— Имеет ли сейчас право Россия ставить свои условия для восстановления дипломатических отношений с Грузией?
— Это проявление имперского мышления, потому что если ты оккупируешь территорию другого государства, а затем выдвигаешь условия взаимопонимания, то это иначе как цинизмом назвать просто нельзя. Впрочем, для России это уже стало традицией, которая, с одной стороны, продолжается годами и которую, с другой — еще и терпит западный мир. Собственно, это побуждает к тому, чтобы подобные тенденции не исчезали, а, наоборот, подпитывались и усиливали свои позиции в будущем. Поэтому в этом вопросе Запад должен выражать более четкую и понятную позицию: если есть принципы, то их нужно придерживаться, иначе система международных координат окончательно и бесповоротно потеряет свои маячки. Как следствие, получим полный хаос.
— По вашему мнению, было бы возможным такое развитие событий, если бы накануне на Бухарестском саммите Грузии предоставили ПДЧ в НАТО?
— Я считаю, что решение Бухарестского саммита со стороны Запада было трагически ошибочным. На тот момент некоторые страны НАТО не понимали, что в отношениях с Россией формальные изменения, в сущности, ничего не изменят. Также удивляет своеобразная «убаюканность» отдельных западных политиков баснями о совместной попытке жить по одним стандартам, правилам и все такое. Я бы им посоветовал просто открыть учебники, почитать мемуары и понять, что, по большому счету, со времен существования Российской империи и доныне в ее отношениях с внешним миром ничего не изменилось. Они остаются такими же и направлены исключительно на приращение территорий. Если посмотреть на те империи, которые существовали когда-то, то они своими действиями хотя бы преследовали конкретную цивилизационную миссию, а на примере России видим элементарное приращение ради самого факта приращения.
Однако, к сожалению, нужно признать, что для многих людей на Западе углубление в эту материю является непосильным трудом, за который берутся только единицы. Хотя это грустно, ведь, не изучая историю, ты, как известно, рискуешь повторить прошлые ошибки. Конечно, есть надежда, что такой грубостью Россия все-таки заставит руководителей на Западе немножко изменить свое отношение к ней. И не в лучшую сторону. Конкретные меры со стороны Европы в этом направлении могут помочь российскому обществу постепенно измениться, потому что именно от него зависит, какой будет российская власть в будущем. Хочется верить, что в свете таких процессов Россия со временем таки станет нормальной цивилизованной страной. Впрочем, на это, вероятно, пойдут десятилетия.
— Повлияли ли события августа 2008 года на внешнеполитический курс Украины?
— Хочу отметить, что в тот период интервенция России в Грузии не стала для Украины «страшилкой». Однако из тех событий нужно было сделать выводы и Украине, и Грузии, и НАТО, и Евросоюзу. Я думаю, что каждая власть их сделала. По-своему, конечно, но сделала. Нужно понимать, что в современном мире такое поведение со стороны России как одного из постоянных членов Совета безопасности ООН, на которого, соответственно, возложена особая ответственность за поддержание мира, является недопустимой. Она, в частности, свидетельствует о том, что оценки относительно РФ должны быть изменены, и я очень надеюсь, что рано или поздно это все же произойдет. Поэтому в событиях августа 2008 года я вижу и определенный позитив, если можно так сказать. Пять лет назад у нас была возможность увидеть настоящее лицо России. У нас раскрылись глаза на многие тогдашние и нынешние поступки со стороны Москвы.
— Какие уроки вынесла или, по крайней мере, должна была вынести украинская политическая элита из этого конфликта?
— Для Украины ситуация понятна. Мы должны добиться, чтобы в 2017 году Черноморский флот оставил территорию Украины. Потому что его пребывание там — это постоянная основа для каких-либо провокаций, которые, кстати, можно с легкостью организовать. Было бы только желание. Однако почему-то почти никто не думает о том, как это будет угрожать нашей национальной безопасности со всеми негативными последствиями, которые могут за этим стоять. Поэтому я думаю, что для Украины главный внешнеполитический вывод российско-грузинской войны заключается в том, что мы должны как можно быстрее получить членство в НАТО и в Европейском Союзе. Только тогда страна будет реально защищена от всех «принуждений к любви», которые в действительности являются «изнасилованием». И то, что мы увидели в Грузии — лучшее тому подтверждение.
«РОССИЯ БЫЛА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В ЭТОЙ МАЛЕНЬКОЙ ПОБЕДОНОСНОЙ ВОЙНЕ»
Константин фон ЭГГЕРТ, главный редактор «Коммерсантъ FM», член Королевского института международных отношений в Лондоне:
— Версия начала войны Медведева далеко не новая. Раньше российское правительство уже не раз обвиняло Михаила Саакашвили в провоцировании конфликта в Абхазии и Южной Осетии. Но такая оценка событий августа 2008 года является однобокой, ведь подготовка России к этому конфликту была очевидной. Она выражалась и в выдаче российских паспортов на грузинской территории, и в проведении особой политики в том, что касалось так называемых миротворческих сил, которые состояли из российских военнослужащих, очевидно настроенных антигрузински. Поэтому, не отрицая ошибок Михаила Саакашвили и его правительства, хотел бы отметить, что Россия в силу определенных причин была заинтересована в этой маленькой победоносной войне и сделала немало для того, чтобы она началась. Сегодня Россия фактически аннексировала Абхазию и Южную Осетию в качестве своих протекторатов. А каковым будет развитие российско-грузинских отношений и как будет дальше развиваться жизнь в этих двух регионах — вопрос не на одно десятилетие. Думаю, что разногласия, связанные со статусом этих территорий, еще долго будут оставаться нерешенными.
Что касается того, имеет ли Россия право выдвигать условия Грузии, то я думаю, что она может ставить любые условия. Вопрос к грузинской стороне: будет ли она эти условия принимать? Но совершенно очевидно, что российское руководство стремится легитимизировать все произошедшее в 2008 году, снять любые вопросы, касающиеся этой войны, и получить от грузинского правительства новые заявления, которые бы ставили под сомнение сегодняшнюю официальную версию руководства Грузии. Цель России в том, чтобы сказать грузинам, что, мол, видите, мы были правы. Поэтому позиция руководства России в этом вопросе вполне понятна. Вопрос только в том, как на это отреагирует грузинское правительство.
Я также думаю, что если бы на Бухарестском саммите весной 2008 года Грузия получила план по подготовке своего членства в НАТО, то ситуация могла бы, конечно, развиваться по другому сценарию. Хотя, как мне кажется, все же Владимир Путин и Дмитрий Медведев были настроены решить абхазскую и южноосетинскую проблемы в выгодном для России ключе. Ели мы вспомним, то, при любом раскладе, решение российских властей пойти на полномасштабную конфронтацию с Грузией было связано в том числе и с тем, что в феврале того же 2008 года ряд западных стран признал независимость Косово. Тогда же Владимир Путин пообещал дать на это адекватный ответ. Поэтому я считаю, что был бы у Грузии План по подготовке к членству в НАТО или не было бы его, скорее всего, Путин и Медведев стремились бы все равно ответить на «косовский прецедент». То есть в любом случае, с моей точки зрения, война была бы.
Если же анализировать заявления Медведева о том, что возможное членство Грузии или Украины в НАТО создаст напряжение, то все это уже не раз озвучивалось российской стороной. Это старая позиция, мол, вступление бывших советских республик в НАТО — угроза безопасности России. Я не думаю, что здесь мы услышали что-то новое. Другое дело, что ярко выраженного стремления в НАТО, по моему мнению, в Украине не наблюдается. В Грузии, настолько я понимаю, оно несколько ослабло. В то же время более привлекательным для граждан обеих стран сейчас выглядит Европейский Союз. Мое личное ощущение от нынешней ситуации и о том, как она будет развиваться, от опыта моих визитов в Украину и в Грузию связано с тем, что евроатлантическая интеграция этих стран неизбежна.
Скорее всего, с каждым годом эта тенденция будет только расти. То есть число тех, кто стремится вступить в Европейский Союз, со временем будет только увеличиваться. Я думаю, что просто в какой-то момент и Грузии, и Украине удастся сделать конкретные шаги в этом направлении. Как мне кажется, это связано с тем, что политические элиты постепенно эволюционируют в этом направлении, и молодое поколение пока, очевидно, смотрит на евроатлантические просторы как на островки социальных, экономических и политических выгод.
Если говорить об уроках, которые вынесла или же должна была вынести Россия после событий августа 2008 года, то я думаю, что главное последствие этой войны — то, что непредсказуемая ситуация так и не стала предсказуемой, она просто изменилась. В этом смысле Россия просто приобрела некую новую реальность, в которой она теперь несет в той или иной степени ответственность за Абхазию и Южную Осетию. И ответственность эта вовсе не легкая. Поэтому, мне кажется, главный вывод из событий августа 2008 года в том, что планы смены определенной политической реальности не всегда рождают те результаты, на которые рассчитывают политики. Да, война была выиграна. Да, Михаил Саакашвили и его руководство были унижены этим поражением. Но с точки зрения и российско-грузинских отношений, и отношения к Абхазии и Южной Осетии во всем мире ситуация, возможно, даже усложнилась по сравнению с тем, что было в 2008 году.
«ЗАПАДНЫЕ ПОЛИТИКИ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ГРУЗИИ И УКРАИНЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЕ УСТРЕМЛЕНИЯ»
Павел КОВАЛЬ, глава делегации Европейского парламента в Комитете парламентского сотрудничества «ЕС—Украина»:
— Медведев не изменил свою точку зрения относительно начала войны в 2008 году. Он четко сказал, что принял бы то же решение сегодня. Его главный аргумент — как и пять лет тому назад — защита граждан России, которые проживают в Осетии. Он не вспомнил об экономической причине войны, в частности, связанной с энергоресурсами. Россия имеет свое собственное виденье относительно этой войны и хочет, чтобы Грузия приняла его.
Возобновление дипломатических контактов между двумя странами — всегда длительный и тяжелый процесс. Но этого нельзя достичь без компромиссов. И диктовка каких-либо условий любой из сторон будет огромной ошибкой. Такая ситуация может стать источником серьезных недоразумений в будущем. С другой стороны, Россия и Грузия — соседи, и трудно представить себе, что эти страны могут функционировать последующие пять лет без официальных дипломатических отношений. Как можно понять из заявлений российской власти, возобновление дипломатических контактов не представляется возможным, пока Михеил Саакашвили не закончит свой срок в качестве президента.
Саммит НАТО в 2008 году — одна из наибольших геополитических ошибок мировых лидеров за последнее десятилетие. И эту ошибку нелегко исправить. Поэтому саммит Восточного партнерства в Вильнюсе может стать поводом для этого. Но самый важный вопрос заключается в том, чтобы политические лидеры поняли, что открытие дверей Североатлантического альянса и других «западных институтов» для бывших советских республик имеет важное значение для всей Европы.
Очевидно, что Россия сделает все, чтобы предотвратить расширение НАТО на восток. Хотя в настоящее время это, скорее, политический, чем военный союз, Кремль рассматривает его как инструмент уменьшения его влияния в так называемом «ближнем зарубежье», как официальная Москва называет своих соседей. Западные политики не должны поддаваться давлению и помочь Грузии и Украине реализовать европейские устремления.
«НЕ ДУМАЮ, ЧТО ЭТА ВОЙНА УСИЛИЛА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО В ЕС ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ»
Марек МАТУСЯК, эксперт Центра восточных исследований, Варшава:
— Знаете, здесь, в том месте, где премьер-министр Медведев говорит о причинах войны, практически нет ничего нового. Он только повторяет, что российская сторона всегда говорила. Они защищали мирных граждан Южной Осетии, на которых грузины внезапно напали. И все. Их функции заключались в том, что они защищали жертв грузинского нападения.
Что касается его слов, что проблема осталась, потому что «и для России, и для Грузии, и для Абхазии, и для Южной Осетии эта ситуация не урегулирована до конца». Честно говоря, я не думаю, что ситуация, которую мы имеем сейчас создавала для России какие-то большие проблемы. Тем более, что из всех этих актеров, которые вы упомянули, Россия имеет самые большие возможности и инструменты, чтобы повлиять на изменение этой ситуации.
Что касается права России, как об этом заявляет Медведев, ставить свои условия для восстановления дипломатических отношений с Грузией.Действительно, российские правители, в частности и президент Путин, делают такие намеки, что восстановление дипломатических отношений возможно, но при выполнении каких-то условий. При этом условия меняются. Например, Путин сказал, что этим условием является возобновление сотрудничества между силовыми структурами и спецслужбами двух стран в области борьбы с преступностью и терроризмом. Сейчас премьер Медведев говорит, что этим условием является признание Грузией ее вины за начало войны 2008 года. Со стороны России – это намеки, иллюзии, что мы можем как-то продвинуться в наших отношениях, но вы для этого должны что-то сделать. Москва хвалит политику нового грузинского правительства по отношению к России. Но этого мало. Грузия получила за это со стороны какие-то «конфетки», частичное открытие рынка для вина или минеральных вод. Но это мелочи. Тем способом премьер Медведев намекает, что возможно что-то еще, но для этого ожидается шаг со стороны Грузии.
А если говорить о заявлении Медведева грузинскому телеканалу о том, что возможное членство Грузии или Украины в НАТО создаст напряжение, то в этом в принципе нет ничего нового. Позиция России всегда такой была. Интересно то, что премьер Медведев это сказал напрямую. Позиция России по членству соседних окружающих стран в НАТО всегда такой была и, наверное, останется. По отношению к Грузии Медведев так прямо сказал, потому что, возможно, что Россия надеется на какие-то более существенные изменения грузинской внешней политики. И тем самым он показывает, чего Россия от Грузии ожидала бы.
Относительно уроков, которые Европа вынесла уроки послевоенного конфликта России с Грузией. Могу сказать, что в Европе есть разные интересы и разное отношение стран к российской политике. Мне кажется, что война в этом плане много не изменила и эти отношения до сих пор остаются очень разными. Не думаю, что эта война оставила какой-то отпечаток на внешней политике ЕС и усилила политическое единство в ЕС по отношению к России.
Юлия ЛУЧИК, «День»
Выпуск газеты №:
№139, (2013)