Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Способна ли оппозиция наполнить свои лозунги?

22 апреля, 20:02
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Это уже сложно назвать тенденцией. Меткая характеристика всего того, что происходит сегодня с оппозицией, вынесена в заглавие. Мы многократно критиковали ее — не ради самой критики, а для того, чтобы указать на ошибки, предупредить об опасности, расставить, на наш взгляд, правильные ориентиры, но оппозиция упрямо шагает по пути бессодержательности. Проанализируем последние события.

На прошлой неделе Верховная Рада работала. Для нынешнего парламента это таки достижение, ведь больше блокируют, чем голосуют. Накануне власть согласилась выставить на голосование все три требования оппозиции: выборы в Киеве, отмена пенсионной реформы и вопрос об отставке правительства Азарова. Оппозиция в ответ разблокировала трибуну, а главное — сделала вид, что выездного заседания большинства на Банковой (Президент даже уже подписал принятые там законы) и не было. Почти все дружно пришли в сессионный зал и так же дружно провалили все три вышеупомянутых требования.

Аргумент — не хватает голосов. Соглашаемся (на то оно и меньшинство), но поведение оппозиции указывает и на другое — не хватает желания. Зачем было блокировать трибуну, выставлять условия, если она элементарно не может собрать своих — не было по семь депутатов из «Батьківщини» и «УДАРа»? Отсутствие самого Виталия Кличко кое-кто из политологов вообще называет самой большой ошибкой за время его пребывания в Раде. В этом контексте символично заявление первого вице-премьера Сергея Арбузова о том, что отсутствие лидера «УДАРа» в сессионном зале во время голосования за отставку правительства является «доказательством его политической зрелости». Итак, недостаточная мобилизация — это первая проблема.

Вторая. По словам внефракционных депутатов, с ними никто не обсуждал вопрос голосования. Так же об этом говорят и коммунисты. Последние, разумеется, не вписываются в оппозиционный лагерь, но никакие консультации с ними не проводились. Тем не менее, голосовали за принципиальные требования как часть первых, так и часть вторых. Безусловно, каждый в этой ситуации ведет свою игру, но показательной стала неспособность оппозиции к элементарному диалогу.

Третья проблема — это короткая память оппозиции. Не успевают стихнуть баталии по предыдущим требованиям, как оппозиция уже выдвигает новые. Например, что с выборами на пяти мажоритарных округах, на которых победили оппозиционеры, но которых не признали во власти? Забыли или просто «ведут» по инерции. Отсутствие результата от громких заявлений вызывает еще большее недоверие среди граждан и понимание: оппозиция опять пиарится.

А «тушки»? Об их появлении писали еще до выборов. И что? Прогнозы сбылись. Кто должен нести ответственность?

Перечень проблем можно продолжать — до сих пор неизвестен единый кандидат на должность городского головы Киева, дифференциация в самой «Батьківщине» (отставка Вячеслава Кириленко с должности председателя фракции)...

Зато голосование по евроинтеграционным законопроектам проходит по инерции. Здесь почему-то нет пылких заявлений. Разве оппозиция призывает к «восстаниям» из-за того, что тормозится выполнение требований по так называемому «списку Фюле»? Лучше объявить об очередной акции, например, «Вставай, Україно!», и колесить по стране, произнося высокие лозунги.

«Не бий на сполох в невідлитий дзвін» — слова, которые словно специально написаны для нашего случая», — пишет в своей колонке на сайте tsn.ua историк Владимир Вятрович, приводя цитату Лины Костенко. — Звон Помаранчевой революции разбит вдребезги, бить в него сегодня — только сотрясать воздух. Оппозиция должна взяться за подготовку своего собственного и только после завершения этой работы воспользоваться им для созыва людей. Обесцененным словам можно вернуть их первоначальное мощное значение. Но мало просто прекратить разбрасываться ими. Слова наполняются содержанием через конкретную работу. Призывая граждан к тому или иному действию, важно помнить: политик должен не только сам быть готов к нему (в основном нет даже этого), но и взять ответственность, чтобы готовы были другие. Уверен, что при таком подходе болтовни о восстании и свержении власти станет меньше, зато действия обретут конкретное содержание и будут приближать настоящие перемены».

Оппозиция сегодня слаба идеологически. Она, скорее, имитирует борьбу, нежели демонстрирует системный подход. И то, что у оппозиционеров называется политической борьбой, на самом деле является кризисом отношений и взглядов. Голосование за недоверие правительству тому яркое подтверждение. Кстати, интересный нюанс. «Свобода» в этом случае показала стопроцентный результат — она обеспечила и присутствие, и позитивное голосование своих депутатов. Поэтому не нужно удивляться, куда и как перетекают голоса. Беспринципность остальной части оппозиции радикализирует избирателя.

Иногда настолько, что слышны голоса об ампутации территорий. Недавно об этом заговорил известный журналист Вахтанг Кипиани, который сказал, что «в нынешних территориальных пределах Украина как успешная страна состояться не может». Подобные крайние заявления возникают в том числе из-за того, что в обществе видят отсутствие альтернативы (качественной оппозиции) нынешней власти. Последняя, между прочим, во всей этой ситуации выглядит — нет, не качественнее — более понятной.

КОММЕНТАРИИ

МЫ — ОППОЗИЦИЯ ЛУЗЕРОВ

Алексей ДАВИДЕНКО, депутат Киевского городского совета от «УДАРа» (facebook.com):

— За последние 20 лет оппозиция патриотов-фанатиков постепенно превратилась в оппозицию националистов-прагматиков.

Сегодняшняя украинская оппозиция научилась не замечать проблемы и находить бессмысленные объяснения любым своим поражениям.

Только за ШЕСТЬ месяцам работы ВР мы все проглотили:

1. Что согласие оппозиционных лидеров на отмену победных результатов оппозиционных кандидатов на пяти мажоритарных округах лишило этих ребят законных мест в парламенте Украины.

2. Что согласие оппозиционных лидеров на перевыборы по всем этим округам привело к отмене этих выборов вообще.

3. Что ответственность, которую взяли на себя все оппозиционные партии за монолитность своих партийных списков, несмотря на обещания, не имеет ни единой персональной составляющей и персональных последствий для оппозиционных лидеров.

4. Что многодневное блокирование ВР для персонального голосования и сенсорной кнопки оставило все без изменений.

5. Что оппозиционные лидеры, несмотря на громкие лозунги, беззубо покорились незаконному решению суда о лишении депутатского мандата Власенко, чем фактически подставили под удар любого оппозиционного депутата парламента.

6. Что митинги и действия оппозиции под стенами и внутри ВР во время голосования по вопросу очередных выборов в столице фактически привели к полной узурпации и монополизации власти в отдельно взятом городе.

7. Что шумиха вокруг государственного переворота во время выездного заседания большинства закончилась дружественными объятиями, общими голосованиями и подписанием Президентом законов, принятых на Банковой.

8. Что провал (хотя бы своих всех собрали) голосования об отмене пенсионной реформы, об отставке правительства и о пожизненном назначении судей приводит к пониманию полной импотенции оппозиции и еще большему пессимизму и разочарованию людей.

9. Что вместо настоящей оппозиционной борьбы на всех уровнях законодательной власти, оппозиционные партии вместе с властью делят должности в «денежных» комитетах, голосуют за президентские законопроекты и своими голосами лоббируют бизнес-интересы своих многочисленных спонсоров.

Я знаю, что будет много недовольных моими тезисами, размышлениями, вопросами без ответов как среди своих, так и среди чужих. Но мои родители, университет и собственный бизнес научили меня думать головой, а не задницей. Я привык анализировать и прогнозировать не только чужие просчеты, но и свои ошибки. Наконец, я не хочу тратить свое время на искусственное подыгрывание чьим-то частным бизнес-интересам в политике, но еще больше я не хочу повторного разочарования в 2015 году. И именно поэтому я ставлю перед собой, перед вами, перед оппозиционными лидерами все эти непростые вопросы.

Как в украинском бизнесе, так и в украинской политике главные черты коллективного выживания одинаковы. Это и не удивительно, потому что в нашем государстве эти области жизни тесно связаны между собой. Беспринципность во взглядах, аморальность в действиях, цинизм в подходах, материальная алчность и эгоизм по отношению к общему делу.

Вы знаете, годы в бизнесе научили меня думать наперед, считать потери, искать компромиссы, работать над собственными ошибками. Но за все эти годы я так и не научился беспринципности, аморальности, цинизму и победному движению по головам своих коллег и конкурентов. Это значительно замедляет скорость развития моего бизнеса и именно это становится для меня главным препятствием выживания в украинском политикуме.

Я еще я не научился молчать и воспринимать общий «одобрямс».

«МЫ ГОВОРИМ, ЧТО ДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕПРОЗРАЧНЫМИ, НО ТАК ЖЕ НЕПРОЗРАЧНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ И ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОППОЗИЦИОННЫХ ФРАКЦИЙ»

Олесь ДОНИЙ, народный депутат, внефракционный:

— В чем была суть голосования за отставку правительства Азарова?

— Два с половиной месяца назад уже были собраны подписи за отставку Генпрокурора Виктора Пшонки и председателя Верховной Рады Владимира Рыбака. В результате эти подписи куда-то спрятали. Яценюк так и не дал им ход. Зато, не доведя одно дело до конца, начали собирать подписи за отставку председателя Кабмина Николая Азарова. С одной стороны, мы все выступаем за отставку правительства, которое является украинофобским, способствует обнищанию населения и увеличению доходов олигархов, с другой стороны, вполне очевидно, что надлежащая работа для результативного голосования за отставку Азарова не проводилась. Я спросил внефракционных депутатов: общались ли с ними на эту тему? Оказалось, что никто с ними не разговаривал. Аналогично было и относительно голосования за отмену пенсионной реформы. Напомню, тогда не хватило трех голосов, между тем из оппозиционных фракций не голосовали 15 депутатов. Опять же, я спрашивал депутатов, оказалось, что никто с ними не говорил. Со мной в том числе.

К сожалению, недостает дисциплинированности и методической деятельности, которая приводит к заранее прогнозируемым последствиям. Важный вопрос голосования за отставку правительства, а вот список тех, кого не было (Доний демонстрирует список 14 оппозиционеров: 7 от «Батьківщини» — Николай Мартыненко, Андрей Павелко, Леонид Сергиенко, Андрей Шевченко, Виталий Данилов, Денис Дзендзерский, Сергей Фаермак; и 7 от «УДАРа» — Виталий Кличко, Эдуард Гурвиц, Николай Паламарчук, Юрий Савчук, Ярослав Дубневич, Виктор Пинзеник, Павел Рябикин). Вот, например, Николай Мартыненко, один из руководителей «Батьківщини» и руководитель финансовой системы перед выборами и фактический руководитель Яценюка. Что он не знал, что в пятницу будет рассматриваться вопрос об отставке? Очевидно, что вопрос об отставке ставился не для реализации, а с какой-то другой целью.

Какой?

— Неизвестно. Почему я постоянно подчеркиваю необходимость общего внефракционного объединения оппозиции. Тогда можно было бы ставить эти вопросы и обсуждать их. А теперь мы можем только догадываться. Мы говорим, что действия власти являются непрозрачными, но так же непрозрачными являются и действия руководителей оппозиционных фракций. Мы не знаем, с какой целью ставился этот вопрос на голосование и почему так небрежно все выглядит. В такой ситуации возникают подозрения, что это только демонстрация — когда власть захочет сменить Азарова на Арбузова, тогда и будут дополнительные голоса, или это использование возможности для 45-минутного выступления. Чтобы исправить ошибки, оппозиции нужно демонстрировать единство. Для этого должен быть общий орган в Верховной Раде. Я уже давно говорю о необходимости внефракционного объединения оппозиции, куда бы вошли все оппозиционные депутаты. За отставку правительства проголосовало 10 внефракционных депутатов. Поэтому есть с кем объединять усилия, нужно только что-то делать в этом направлении.

Извне все это выглядит как бессилие оппозиции.

— Оппозиция априори в меньшинстве. И проблема не в том, что она не имеет голосов, а в том, что она не может это меньшинство сконцентрировать. Это ненормально, когда не голосует 14 оппозиционеров из двух фракций. Что Андрей Шевченко должен постоянно жить в заграничном избирательном округе? Зачем он тогда избирался в Верховную Раду? Это же рабочие дни. Я этого не могу понять.

Почему оппозиция сегодня не лоббирует евроинтеграционные законы?

— Не совсем соглашусь. Оппозиция постоянно говорит об евроинтеграции. Я хочу подчеркнуть, что это непросто законы — это принципы, которые присущи Европе...

Нет постоянного давления оппозиции на власть в этом вопросе, она действует по инерции.

— Принимать законы может только большинство в Верховной Раде. Оппозиция их к этому призывает. Но если они будут принимать евроинтеграционные законы антидемократическим способом, чужими карточками, тогда теряется сущность евроинтеграции. Последнее это не принятие того или иного закона, это прививание демократии. Именно на это и давит оппозиция — соблюдение норм и процедур. Мы, в частности, требуем признать фальсификации на пяти округах, на которых не были признаны победители от оппозиции.

Оппозиция требует, но постоянно проигрывает тактически.

— Я так не думаю. Идет очень непростая борьба. Олигархические силы сегодня получили преимущество, поставив своего представителя во главе государства. Но у оппозиции тоже есть тактические победы. Я критикую ее, что не создано внефракционное объединение, но позитив хотя бы в том, что налажено сотрудничество между руководителями трех оппозиционных фракций. Раньше этого не было. Поэтому и были проиграны отдельные мажоритарные округа. Ныне ситуация иная. Дальше. В предыдущей Раде процветало кнопкодавство, сейчас это явление удалось минимизировать, удалось дожать власть. Мы должны все-таки определять и тактические победы оппозиции. Понятно, хочется окончательной победы оппозиционных сил, но нужно работать...

Надо хотя бы элементарно договариваться с внефракционными депутатами перед важными голосованиями.

— Это уже вопрос к нескольким руководителям оппозиционных фракций. Нужно уметь договариваться, причем, не только в парламенте, но и вне его, например, с общественными организациями. Ведь большинство населения против нынешней власти, необходимо объединять людей.

Как прокомментируете идею Юрия Луценко «За третью республику»? Ваша оценка людей, которых он привлекает в свой проект.

— Идея хорошая, но структуры, людей пока нет.

Он уже назвал некоторые фамилии — Бессмертный, Стецькив, Филенко.

— Это его видение. Я думаю, что через 3—6 месяцев он вернется (должен поправить здоровье), тогда мы увидим их действия. Для реализации таких идей, очевидно, что нужно привлекать многих людей. Но, чтобы не получилось так, как когда-то было с «Народной самообороной». Напомню, из 18 человек, которые тогда прошли в парламент, две трети, в том числе, лично приближенные к Луценко (Олег Новиков, Екатерина Лукьянова) перебежали на сторону власти. Осталось лишь шестеро. Идеи, о которых говорит сегодня Луценко, позитивны для страны, но для их реализации нужны люди, на которых можно положиться.

Вас приглашали?

— Я приезжал к нему в суд, мы обсуждали все это, за день-два до его освобождения я также приезжал непосредственно в Менскую колонию. В целом обо всех этих идеях я в курсе. Но организационный комитет еще ни разу не заседал.

Луценко заявлял, что уже в этом году лидеры оппозиции должны определить единого кандидата на президентские выборы. Это реально?

— Я считаю, что оппозиционной среде пошло бы на пользу, если бы мы знали кандидатов на должность министров, кандидатов в депутаты, кандидатов в городской совет и тому подобное. Например, оппозиция и до сих пор боится называть кандидата на должность городского головы Киева, при этом, требует выборов в столице. Бесспорно, должна быть ясность. Чем раньше пройдут консультации, будет названа кандидатура, тем лучше для общества.

В данной ситуации, опираясь на социологию, Кличко вдвое превосходит по рейтингу и Яценюка, и Тягнибока. Поэтому, очевидно, именно он должен был бы быть кандидатом от оппозиции на президентских выборах. С ним по рейтингу может конкурировать только Тимошенко, у которой немного меньше поддержки, но она соизмерима. Вместе с тем, мы знаем, что Тимошенко, согласно приговору суда, не имеет права баллотироваться. Соответственно нужно найти конфигурацию для реализации видения развития Украины и для «Батьківщини», и для «Свободи».

«ОППОЗИЦИЯ УЖЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ СУБЪЕКТОМ...»

Константин МАТВИЕНКО, политолог:

— По итогам действий оппозиции в течение последних четырех месяцев о ней можно говорить или хорошо, или никак. Оппозиция уже не является политическим субъектом, она не присутствует в реальном мире.

Проблем, которые стали причиной такого состояния оппозиции много, но, в первую очередь, дело в политической некомпетентности. Люди, которые называют себя политиками, в данном случае оппозиционными, в действительности таковыми не является. Это все равно, что человек, который не умеет управлять самолетом, сядет за штурвал. Не имея квалификации политиков, они пытаются заниматься политикой, держа планку не общественного интереса и целесообразности, а личной пользы. Как следствие — внутренние конфликты, «тушки», чисто организационный проигрыш, который постигал оппозицию неоднократно. Действия оппозиции были элементарно плохо организованы: они не объяснили людям, зачем проводят акции, поэтому они не имели широкой поддержки.

Кроме того, у оппозиции нет системных законопроектов. Например, ставился на голосование вопрос отставки правительства. Понятно, что голосов для его принятия мало — максимум 220. Но оппозиция имела шанс выступить с альтернативной стратегией развития страны и показать, в чем неправо правительство и спокойно с парламентской трибуны рассказать, что нужно делать в стране. Многие из этих вещей элементарные, но оппозиция зациклилась на нескольких заранее непроходных вопросах и не предложила ничего конструктивного. Соответственно, они проиграли.

О том, что такое политическое поведение приведет к катастрофе, говорили давно — вот результат. Фиксация этой катастрофы — подписание Президентом «выездных» законов. Гарант Конституции признал, что законные акты можно принимать незаконным способом. Незаконные законы — это вершина дикарства. Это — катастрофа для всей страны, а не только для оппозиции, которая не оказывала этому сопротивления.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать