Угроза локализации
Сможет ли Россия отказаться от авиасотрудничества с Украиной?
Россия может отказаться от авиасотрудничества с Украиной, локализовав производство самолетов семейства АН, в частности «Руслана», на своей территории. Об этом на прошлой неделе в интервью «Коммерсанту» заявил вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Рогозин. По его словам, к такому решению может привести нежелание Украины давать россиянам санкции на модернизацию отдельных агрегатов самолета.
Кроме того, Рогозин не верит в перспективность производства военно-транспортных Ан-70, назвав самолет виртуальным. Ведь российский авиапром имеет прямого конкурента этого самолета — Ил-476.
Как подчеркнул российский чиновник, решение о продолжении авиасотрудничества с Украиной Россия должна принять уже в ближайшее время.
«Я убежденный сторонник необходимости размещения всего критически важного производства на нашей собственной территории. Мы не имеем права зависеть от кого бы то ни было. А Украине, ее политическому классу давно время определиться, с кем они. С НАТО? С Россией? Время уже прекратить, как та березка из песни, «гнуться и качаться». Рискну допустить, что будущее украинской индустрии исключительно на пути глубокой кооперации с Россией, — подчеркнул Рогозин. — С кем они будут работать? С китайцами? Китайцам продавать? Китай тоже в этом плане далеко продвинулся. Зачем им Украина? Я искренне переживаю за судьбу нашей промышленной кооперации с Украиной».
На украинском «Антонове» заявление Рогозина до сих пор не прокомментировали. Между тем специалисты не верят угрозам прекратить общие авиапроекты. По их мнению, без украинских самолетов российская авиация просто перестанет существовать.
«Руководство России и так уже понимает, что летать не на чем. А пройдет немного времени, и станет катастрофически не на чем. Особенно в Сибири, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке. Там заморожены старые аэродромы с грунтовыми или гравиевыми взлетно-посадочными полосами. И ни одна машина, кроме «Антоновских», там не сядет и не взлетит», — констатирует эксперт по авиапрому, первый экс-заместитель министра промполитики Владимир Рыжов.
Между тем скооперироваться с другими странами Украина до сих пор не смогла. Хотя заинтересованность в производстве АНов на своей территории, напоминает Рыжов, проявляли Казахстан, Турция, Аргентина и Перу. Впрочем, предметных переговоров по этому поводу правительство не проводило. А зря, считает Рыжов. Ведь при нынешней мировой конъюнктуре именно локализация производств в других странах могла бы дать толчок для активизации серийного производства АНов.
Вместе с тем, наше правительство все еще ориентируется исключительно на Россию. В Кабмине почти синхронно с заявлением Рогозина объявили, что в сентябре — октябре планируют подписание соглашения о создании совместного украинско-российского предприятия по производству «Руслана». В Киеве уже даже утвердили состав украинской делегации для переговоров.
Напомним, Украина и Россия договорились о создании совместного предприятия по производству самолета «Руслан» в июле этого года. А производство Ан-70, как заявлял президент «Антонова» Дмитрий Кива, россияне тормозили. Отметим, страны также совместно реализовывают проекты по производству Ан-148 и Ан-158, а также Ан-140.
Выпуск газеты №:
№152, (2013)