Юрий ШАПОВАЛ: «Главное, чтобы мы, украинцы, самостоятельно преодолели тот рубеж, который отделит нас от неправедного и темного прошлого»
![](/sites/default/files/main/articles/30072013/5shapoval1.jpg)
Сегодня, 30 июля, украинский историк, доктор исторических наук, заведующий отделом этнополитологии Института политических и этнонациональных исследований Национальной академии наук Украины и постоянный автор газеты «День» Юрий Шаповал отмечает свой юбилей — ему исполняется 60 лет. Мы поздравили именинника и воспользовались возможностью поставить несколько актуальных вопросов.
— Пан Юрий, какие ваши впечатления от празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси?
— Мои впечатления просто «удивительные». По большому счету, никакого праздника не было. Возможно я ошибаюсь, но я увидел лишь инструментализацию истории, очередную попытку использовать ее в политических интересах. Единственное позитивное впечатление — организована выставка в «Мистецькому Арсеналі».
— Можно ли сказать что между Украиной и Россией идет борьба за историческое наследие Киевской Руси?
— Безусловно. Мы видим очевидную агрессию в этих вопросах со стороны русских кругов. Это может быть напрямую связано как с очень сложной ситуацией в России, где все более выразительной становится интеллектуальная и, как мы сейчас видим, политическая оппозиция, или же со слабостью украинских элит и общей неопределенностью ситуации в нашей стране, в частности в сфере, которую высокопарно заведено называть «современным украинским созданием государства». По правде говоря, наши современные элиты доныне не определились окончательно с кем, куда и под какими флагами они идут. Очевидно, что все это подчиняется определенной политической конъюнктуре.
Я бы не драматизировал ситуацию и не говорил, что этот так называемый праздник стал определенным рубежом в этой борьбе. Однако, понятно, что это была попытка мобилизовать в первую очередь средства массовой информации и таким образом повлиять на украинский социум с целью формирования пророссийских настроений и пророссийского взгляда на наследие Киевской Руси. Впрочем, для того, чтобы решить эту проблему, мы должны взглянуть внутрь самих себя. В первую очередь, эту миссию должны взять на себя представители украинской политической элиты и интеллектуалы.
— Мы знаем, что Виктор Янукович говорил о христианской идентичности, носителями которой являются украинцы, как европейской идентичности. Какую цель, по-вашему, преследовала украинская власть, организовывая этот праздник?
— У меня такое впечатление, что никакой четко определенной и артикулированной цели украинская власть не имела. Тут сплелись определенные факторы, которые определили такой формат празднования: с одной стороны, очевидное заигрывание с Россией, с другой — попытка продемонстрировать свою набожность — хотя о внутренних религиозных медитациях приличные люди публично не говорят — и, наконец, власть хотела что-то продемонстрировать этим Европе. Однако это большая ошибка. Религиозная сфера и история религии с примесями истории Киевской Руси — это не то поле, на котором власть играет достаточно уверенно. Напротив, мы знаем о тех оговорках, которые были сделаны лично Президентом, я уже не говорю об окружении, которое имеет далекое от реалий представление о нашем прошлом.
Поэтому, я не думаю, что был однозначный замысел. В том-то и беда нашего государства, что нет определенной линии, стремления создать консенсус в обществе, а не измельчать Украину на сегменты, которые в условиях отсутствия компромисса, в частности относительно нашего прошлого, становятся все менее совместимыми.
— Не так давно немецкий президент Йоахим Гаук отметил то, что «Россия должна покаяться за преступления советского режима». Как вы это прокомментируете?
— Я всячески приветствую этот тезис. Лишь могу прибавить, что украинская власть также должна считаться с этим фактором. Без раскаяния, отмежевания от того, что было преступного или неправильного в нашем прошлом, мы не сможем двигаться вперед. Существует такая тривиальная фраза «не бросайте в прошлое камнями, потому что оно выстрелит в вас из пушки» — но это, смотря какое, прошлое. Когда люди сознательно искажают что-то в прошлом, пытаясь повернуть это в свою пользу, а другое поливают грязью — это признается антинаучным и подлежит осуждению. У нас ситуация немного другая: мы точно знаем, что в том прошлом было много неправедного. Мы понимаем, какой ценой была куплена индустриализация и модернизация большевистской России, осознаем, что коммунистическая власть, как и царская, в упор не видела Украину, считая ее Малороссией — краем послушных и удобных «хохлов», которые могли и делали карьеру в империи — наверняка знаем о ГУЛАГе и других подобных делах, о циничном отношении той власти к церкви, в любви к которой сейчас клянутся ее наследники. Как это можно замалчивать и не осуждать?
Этот призыв очень правильный, но я могу дать слово, что Россия, судя по той истерии, которая разворачивается там вокруг историко-политических вопросов, в том числе и точек касания к истории Украины, никто там каяться не будет. Все будут говорить о своей славянской миссии. Если вы слышали, какая идеология сеялась во время празднования Крещения, вы заметили, что лейтмотивом было то, что Запад нам не указ, как и его ценности — у нас свой собственный путь. Но мы уже шли тем путем и знаем, куда он ведет.
Однако, главное, чтобы мы, украинцы, самостоятельно переступили тот рубеж, который отделит нас от неправедного и темного прошлого.
— Скажите, пожалуйста, над чем вы сейчас работаете, и какие ваши творческие планы?
— Я хотел искренне поблагодарить газету «День» за внимание ко мне как к эксперту и автору, которому дают возможность публиковаться. Сейчас готовлю публикацию для «Дня» об абсолютно необычной фигуре — Максиме Тадеевиче Рыльском. Недавно мы сделали документальный фильм, посвященный Рыльскому — это масштабная работа, в которой показаны грани его бытия и творчества, которые, как правило, игнорировались или замалчивались. Не могу забыть, что автор предисловия к одному из двухтомников Рыльского, назвал его «певцом советской эпохи». Однако, несмотря на то, что Рыльский писал о комбайнах и угле, он таким не был. Мы сделали масштабную работу, и я надеюсь рассказать об этом на страницах «Дня».
Кроме того, я наконец-то завершаю книгу об Александре Яковлевиче Шумском. Это — документальное издание с уникальными документами, где будет содержаться достаточно большая по объему моя вступительная статья.
Кроме того, совсем недавно я завершил книгу, посвященную политической биографии Петра Ефимовича Шелеста. Это первая биография монографического характера этой противоречивой, несколько контраверсионной, но чрезвычайно интересной фигуры, которая является полной противоположностью бесцветным партийным и государственным советским вождям. В целом, его фигура очень интересна и привлекательна для исследователей.
Также, я завершил рукопись книги «Торкнутися історії», где собраны мои труды за последние 15 лет. Надеюсь, она тоже увидит свет.
И, в конце, ключевой моей работой сейчас является «Велика українська енциклопедія», поскольку я назначен директором государственного научного учреждения под названием «Енциклопедичне видавництво». Сейчас мы занимаемся формированием реестра сроков будущего издания. Энциклопедия запланирована в электронном виде, но сначала мы хотим выпустить словник (с ударением на первый слог). Осенью состоится первое заседание главной редакционной коллегии. Тогда будет утверждена концепция энциклопедии и в конце года свет увидит наработанный реестр терминов в бумажном и электронном виде. Я приглашаю всех, в том числе, читателей газеты «День», посетить наш сайт (в сети нас можно найти, набрав в поисковике «Велика українська енциклопедія»), зарегистрироваться и внести свои предложения, чтобы помочь нам реализовать наш лозунг «Створимо «Велику Українську Енциклопедію» разом!».
Выпуск газеты №:
№132, (2013)