От эйфории – к реалиям
Какие основные вызовы стоят перед новым президентом?![](/sites/default/files/main/articles/22042019/1zelenskiy.jpg)
Президентские выборы прошли. Прежде всего демократически. Это признает и подчеркивает весь мир. Собственно, это и является главным достижением нынешних президентских гонок. Признание результатов и поведения проигравшего кандидата после объявления экзит-полов тому тоже подтверждение. По словам представителей украинских и международных организаций, наблюдавших за выборами, нарушения были незначительными и не повлияют на результат голосования.
Следовательно, Петр Порошенко, который во второй раз баллотировался на первый пост, по данным Центральной избирательной комиссии получил 24,5% голосов избирателей. Его оппонент, шоумен Владимир Зеленский опередил действующего президента почти втрое, набрав 73,2% голосов. На сегодняшний день — это рекордный показатель за всю историю независимой Украины. Лидерство здесь до сих пор сохранялось за первым президентом Украины Леонидом Кравчуком, который в далеком 1991 году набрал 61,6% голосов, правда, этот результат он показал в первом туре.
Зеленский победил во всех областях Украины за исключением Львовской. Явка во втором туре выборов составила 62,07% и равнялась той, которая была в первом туре (62,8%). Наибольшая активность избирателей зафиксирована во Львовской и Днепропетровской областях (67,34% и 65,82% соответственно), а также в Киеве (65,86%). Самая низкая — в Закарпатской области (46,38%).
21 АПРЕЛЯ 2019 Г.ПРЕЗИДЕНТ ПЕТР ПОРОШЕНКО ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ МАРИНОЙ ПОСЛЕ ОГЛАШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКЗИТ-ПОЛОВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Как отреагировали в Facebook?
«Мы это сделали! Проиграли красиво) Из нашей неугомонной проукраинской стаи — каждый четвертый в государстве, и я праздную это, — пишет журналистка Юлия Бориско. — Ведь мы объединены не политической идеализацией и куражом импульсивных решений. Объединены ценностями, мы останемся верными Украине при любой власти и любом уровне цен. А изменить можно лишь то, что принимашь. В смысле, принимаешь как факт. Отрицание — инфантильное поведение, взрослым людям не подходит. Итак. Это уже состоялось. У нас новый президент и куча работы. Стать изменениями, которые мы хотим видеть в Украине: воплощать необходимое, контролировать, на личном уровне не поступаться самыми светлыми качествами. Готовиться к шансу укрепить Украину на парламентских».
«Главным грехом Петра Порошенко, за который он, на мой взгляд, заслужил электоральное наказание (правда, вместе с ним избиратели, вероятно, наказали самих себя, но это нюансы), были методы удерживания ситуации под контролем, — пишет журналист Отар Довженко. — Их можно перечислять долго: онищенко-грановские-кононенко-гладковские на ключевых должностях, которым можно было красть в обмен на контроль и эффективный менеджмент в интересах президента; контролируемые суды, которые принимали нужные президенту решения и не были реформированы; замятие уголовных дел и безнаказанность для людей, у которых «виновен» написано кровью на морде; договоренности с ключевыми олигархическими медиа о ненападении и пиаре; союзы с абсолютно выродившимися «элитами» в некоторых регионах; нагибание, подкуп и использование политических проституток для важных голосований в ВР. И так далее, но у всего этого в украинской политической терминологии есть емкое название: кучмизм. Старый добрый кучмизм. Сорри, но в версии «президент не знал, что воруют, и не на кого не влиял» и «коррупцию придумали бигусы по заказу Коломойского» я имею основания не верить. Все он знал и действовал сознательно. Предполагаю, что не ради собственного обогащения (бабла ему достаточно), а для того, чтобы Украина слушалась руля, двигаясь в нужном направлении».
«Как человек, который занимается инновациями, стартапами, могу сказать, что отсутствие опыта, это не всегда минус, — комментирует «Дню» глава SINGULARITYU Kyiv Chapter Игорь Новиков. — Тем более, опыта, который имеют наши политики. Сегодня в мире изменения происходят с такой скоростью, что опыт прошлого мало что значит. У меня позитивные ожидания от Владимира, потому что происходит смена поколений в политике, элите. Главное, чтобы за сменой элит пошла смена правил игры, проводились реформы. Если ближайшие пять лет мы кардинально не проведем изменения в определенных сферах, тогда возникнет вопрос о существовании нашего государства. Я верю, что Владимир будет бороться за введение максимальной диджитализации (оцифровывания) правительства, за воплощение электронного управления. Насколько это получится? Посмотрим. Процесс реформ в государстве похож на трансформацию в бизнесе. Например, взять корпорацию «Kodak», которой пришлось быстро и радикально изменяться. Всегда будет сопротивление «старых». Владимир также столкнется с большим сопротивлением, но за счет молодой, энергичной и профессиональной команды у них есть шанс».
Сами кандидаты прежде всего поблагодарили своих избирателей, а затем Зеленский пообещал: «никогда не подведу вас всех», а Порошенко заявил: «я уйду из офиса, но хочу твердо отметить — я не ухожу из политики». На самом деле сейчас главный вопрос — как будут развиваться события дальше? Уже в ближайшее время большой процент поддержки избирателей ляжет на плечи нового президента грузом ответственности. Тем более в таких сложных условиях, в которых находится Украина в политическом, экономическом плане и плане безопасности, тем более когда впереди сразу начинается парламентская предвыборная кампания. Справиться с вызовами при отсутствии политического опыта, а также без конкретно озвученных шагов и стратегии новым президентом может стать для страны еще одним вызовом.
Как вы оцениваете президентские выборы в Украине с точки зрения процедуры? Какие основные вызовы стоят перед новым главой государства? Возможны ли досрочные выборы в Верховную Раду?
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
«МОГУ СКАЗАТЬ ОДНО — НОВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМИ КОНСТИТУЦИОННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ»
Виктор МУСИЯКА, профессор Национального университета «Киево-Могилянская академия», один из авторов Конституции Украины 1996 года:
— Мы столкнулись с достаточно грязными выборами. И борьба шла не только жесткая, а именно жестокая. У меня лично было ощущение, что уже нет конца этим выборам. Морально это было очень тяжело. А теперь мы немедленно переходим к парламентским выборам. И я не могу сказать, будут ли эти выборы досрочными. Что касается возможности их реализации, то я чувствую, что для них нет оснований. Откровенно говоря, с того момента, как Яценюк был лишен должности премьера, то я не вижу признаков парламентской коалиции. А по Конституции это обязательный момент. Даже на сайте Верховной Рады нет списка членов провластной коалиции. Сколько лет прошло, но никого это не интересовало. Парламент как будто работает и принимает законы. Хотя в 90-й статье Конституции сказано, что Президент имеет право, а не обязанность о прекращении полномочий Верховной Рады, когда нет соответствующей коалиции. И это в условиях отсутствия нормального функционирования Верховной Рады. Конечно, пока был Порошенко, эта коалиция делала все, что желал Президент. Но если нет 226 в коалиции, то формально у Президента есть основания для роспуска.
В данный момент я не исключаю, что подобные вопросы могут быть подняты новым Президентом, но только тогда, когда он получит соответствующие полномочия. Поэтому дождемся объявления ЦИК результатов выборов. Безусловно, у него будет еще время для того, чтобы проводить консультации с Верховной Радой. Он будет присматриваться, насколько она к нему лояльная. И от этого будет зависеть, будет он принимать решение о досрочном прекращении деятельности Верховной Рады или нет. Могу сказать одно — новый Президент должен действовать согласно своим конституционным полномочиям. К сожалению, в нашем обществе есть миллионы невежд, потому что они не читают Конституцию и не знают полномочий Президента. Все привыкли к тому, что каждый из тех Президентов, кто приходит к власти, берет на себя те полномочия, которые ему не принадлежат. В 106-й статье для него предусмотрены 30 полномочий. Они четко прописаны. То есть он выполняет только конституционные полномочия. Поэтому здесь ограничения ясны. Но через законы он эти полномочия расширил (а их около 70-ти).
«ДЛЯ ЗЕЛЕНСКОГО ВЫЗОВОМ ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕ»
Игорь КОЛИУШКО, председатель правления Центра политико-правовых реформ:
— Можно еще спорить — есть ли шанс, чтобы досрочные парламентские выборы были проведены 27 мая, но точно нет шансов проводить их после 27-го. Это самый поздний срок, до которого можно принимать решение Президенту о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Единственное основание, на котором он это может применить, — отсутствие коалиции. Сейчас спорным является вопрос существования — не существования коалиции. Но кто-то должен установить, что этой коалиции, то есть конституционного большинства, нет.
Все эти вещи делают невозможным принятие легального конституционного решения. Я уже слышал, что есть эксперты, которые собираются Верховную Раду распускать, и пишут представление в Конституционный суд по вопросу отмены Конституции 2004 года. Думаю, не следует повторять то, что делал Янукович. Если у Зеленского до 27 мая будут основания для роспуска парламента, то, кажется, для этого нужно будет два месяца, как определяет Конституция, на досрочные выборы.
А что касается вызовов для Зеленского, то для него вызовом является все. Сформировать собственную Администрацию — вызов. Внешние отношения начать — вызов. На фронте тоже вызовов достаточно.
«МЫ СЕЙЧАС ИМЕЕМ НАМНОГО БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, ЧЕМ ОТВЕТОВ»
Сергей БОНДАРЕНКО, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и государственного управления Донецкого национального университета имени Василя Стуса:
— Следует признать, что президентские выборы в Украине прошли демократически и без существенных нарушений. Об этом говорит и общественный сектор, и западные партнеры, которые наблюдали за ходом избирательной кампании в Украине. Для меня, как для политолога, это показатель роста нашего политикума и общества относительно понимания правильных честных выборов, как они должны проходить в цивилизованных демократических странах. Были моменты, которые несколько удивили. Например, тот факт, что один из кандидатов в президенты сфотографировался со своим бюллетенем. Это свидетельствует о его малоосведомленности относительно соблюдения процедур и законов, которых требует избирательный процесс.
Вообще во время всей компании было немало как эмоциональных выбросов, так и решений. Собственно, сами выборы можно назвать эмоциональными. А вот теперь новоизбранному президенту придется отвечать по сути, и рисков для него вырисовывается достаточно много. Во-первых, он не сильно разбирается в происходящих политических процессах. Во-вторых, не знает сути (полномочий) института Президента Украины. В-третьих, новоизбранный глава государства будет находиться под воздействием своей команды, и сможет ли он компетентно реагировать на те предложения, которые она ему будет озвучивать, — это один из ключевых вопросов. Ведь мы не знаем, насколько эти люди профессиональны, какими будут предложения, сможет ли их оценить президент и сделать собственные выводы, а следовательно — распоряжения.
Немало вопросов вызывают и уже озвученные обещания. Как он должен их реализовывать? Какие механизмы использовать? На каких принципах и какой эффект мы от этого получим? Сказать о полной перегрузке власти — это одно. Мало сменить одних людей другими. Но станут ли они профессионально управлять политической системой государства? То, что нужно менять принципы работы, — это да, уменьшать влияние коррупционных сил — это да, уменьшать уровень использования должностных возможностей для злоупотреблений чиновниками — это да. Но как это будет делаться и какой эффект получит государство? Об этом не говорится.
К сожалению, мы не имеем сильных государственных институций, которые могли бы эффективно работать независимо от того, кто стал президентом. Вопрос их постоянства сейчас встает достаточно серьезно, потому что конфликт интересов может быть сильным, даже на уровне чиновников на местах. Есть ли у новоизбранного главы государства достаточно кадрового ресурса, чтобы качественно заменить этих людей? Не факт. Мы в настоящий момент имеем намного больше вопросов, чем ответов, и я как политолог многого не понимаю.
Что касается досрочных парламентских выборов, то сейчас не вижу оснований для их проведения. Много политических сил и политиков потратили значительные ресурсы на президентскую гонку. С другой стороны, какая в этом политическая целесообразность? Но то, что они будут намного более интересны, чем президентские, — это можно заявить смело. Ведь вопрос контроля Верховной Рады — это и вопрос контроля президента. Без парламента глава государства не сможет ничего самостоятельно сделать. Можно предположить, что на волне эффекта Зеленского его партия покажет высокий результат. Но насколько институционно эта партия сможет сформировать структуру и запустить работу партии не только на уровне Киева, но и по Украине, — этот вопрос остается открытым. Поэтому я думаю, что вскоре мы услышим (или заметим) предложения от уже существующих политических сил, которые будут готовы предложить свои услуги, «подставить плечо» главе государства. Ведь системные политические силы имеют и структуру, и сеть, и преданных людей на местах.
«СУЩЕСТВУЕТ БОЛЬШОЙ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК НЕ ТОЛЬКО ПО КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ, НО И МЕНТАЛЬНОСТИ»
Роман РУКОМЕДА, политический эксперт:
— По поводу преждевременных выборов основной вопрос заключается в том, парламентская ли у нас коалиция? Ведь есть сомнения, что она существует. Соответственно появляются основания для роспуска Верховной Рады. Но здесь нужно успеть за полгода до парламентских выборов. И это уже будет вопросом политических договоренностей.
Что касается вызовов, то существует один сплошной вызов как в плоскости внешних, так и внутренних отношений, — это некомпетентность нового Президента. То есть имеется в виду нехватка опыта. Этот человек никогда не работал на государственных должностях, не занимался вопросами экономики. Учиться во время пребывания на должности в стране со слабой государственной системой — большой риск. Возникает вопрос: способен ли новый Президент эффективно себя продемонстрировать? И я даже не говорю о выполнении своих предвыборных обещаний. Вопрос в компетентности. Насколько он может адекватно справляться с задачами в рамках полномочий президента. Это внешняя политика и национальная безопасность. Способен ли он наладить эффективную коммуникацию с западными лидерами? Протокольные телефонные звонки — это одно, а реальная коммуникация — это совсем другое. Способен ли он подобрать людей, которые будут эффективно работать на внешнеполитическом направлении? И в МИД, и в АП...
Что касается внутренних проблем — это вопрос войны. Это парафия президента, то есть обороны и безопасности. Но мы до сих пор не получили ответ на то, кого планируется назначать на должность министра обороны, начальника Генштаба, председателя Службы безопасности, Службы внешней разведки и так далее. То есть существует большой вопросительный знак не только по кадровой политике, но и ментальности — как пан Зеленский собирается строить отношения с РФ как со страной-агрессором? Переговоры с Россией любого характера — это и будет индикатором. И здесь у меня как у гражданина одни вопросы без ответа. Я очень хочу надеяться, что он способен справиться с этими рисками.
Я не хочу заблаговременно впадать в пессимизм. Новому президенту нужно дать шанс себя проявить. Но то, что существуют колоссальные риски даже перед ним самим, — это правда. Это многофакторная игра, которая будет зависеть как от действующего президента, украинского политикума, так и от внешних партнеров. И от РФ — как она себя будет вести? Там сплошная эйфория, но история иногда играет в злую шутку. И новый президент будет вынужден думать и действовать по-другому, чем он вел себя во время избирательной кампании.
«НОВАЯ КОМАНДА ЗАХОЧЕТ ПЕРЕЗАГРУЗИТЬ ВСЮ СИСТЕМУ ВЛАСТИ, ПОКА ЕСТЬ ВЫСОКИЙ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ»
Николай ПАЛИНЧАК, доктор политических наук, профессор, декан факультета международных экономических отношений УжНУ:
— Выборы президента Украины прошли демократически, без особых нарушений. За ними наблюдали 139 неправительственных украинских организаций и 2344 наблюдателя от 19 международных организаций. Все они констатируют, что показатели процессуальных нарушений по сравнению с 2014 годом значительно уменьшаются. Приятно отметить, что в этот раз очень добросовестно работали и правоохранительные органы.
Если и были правонарушения, то они носили незначительный характер: кто-то пытался получить бюллетень без паспорта, кое-кто пренебрегал тайным голосованием, демонстрируя свои заполненные бюллетени.
Украина продемонстрировала миру, а особенно странам постсоветского пространства, что способна провести выборы демократически, честно и прозрачно.
Все мы видим, что к новоизбранному президенту Зеленскому очень завышенные ожидания, а значит, будет и разочарование, потому что возможности президента небольшие, и быстрые перемены сделать невероятно трудно. Наибольшее ожидание народа Украины — это уменьшение тарифов на коммунальные услуги, что сделать будет очень и очень трудно. Успехи будут у новой команды в расследовании наиболее резонансных коррупционных преступлений.
Убежден, что политика относительно России не изменится. Есть надежда, что Россия, под воздействием международного сообщества, не осмелится на новое наступление на Донбассе. Чтобы сохранить свой электорат на востоке, новый президент не будет делать акцент на вступлении в НАТО, но и не будет закрывать контакты с Альянсом.
Будут начаты многие реформы, но их нужно еще довести до реального результата. Поэтому реальные рычаги влияния после осенних выборов перейдут в парламент, которые могут взять под контроль оппоненты команды Зеленского. А это путь к парламентской республике.
Если парламент окажется недееспособным, то Зеленский может воспользоваться своим правом распустить парламент, тем более, что действующий сегодня парламент имеет уровень доверия 4%. Уже сейчас формируется фракция «Слуга народа», но ее численности не хватит, чтобы принимать важные решения.
Уже с первых дней новоизбранный президент подаст пакет документов относительно снятия неприкосновенности президента, депутатов и судей. И это будет своеобразный лакмус относительно жизнеспособности парламента.
Судя по первым заявлениям новоизбранного президента, новая команда захочет перезагрузить всю систему власти, пока есть высокий кредит доверия. Досрочные выборы могут быть не только парламента, а весной 2020 года — и органов местного самоуправления.
Выпуск газеты №:
№74, (2019)Section
Тема «Дня»