Перейти к основному содержанию

Тест для Владимира Зеленского

Вскоре нового президента ждут не только большие вызовы, но и наследие «дела Гонгадзе-Подольского»
16 мая, 20:11
Фото из архива "Дня"

Инаугурация Владимира Зеленского состоялась 20 мая в Верховной Раде. Сам новобраний президент просил парламентариев назначить присягу на 19 мая, но депутаты решили (315 голосов) проголосовать за дату денем позже. Одним из аргументов народных избранников было то, что 19 мая — это День памяти жертв политических репрессий. Скорее, у Зеленского не обратили на это внимания, хотя в этой дате кроется большое содержание. По определению Украинского институт национальной памяти, Большой террор — это масштабная кампания массовых репрессий граждан, которая была развернута в СССР в 1937—1938 гг. по инициативе руководства СССР и лично Иосифа Сталина для ликвидации реальных и потенциальных политических оппонентов, запугивания населения, изменения национальной и социальной структуры общества. Это реальная трагедия. Но, к сожалению, в новейшей истории Украины политические репрессии также имели место (не в таких масштабах, конечно). И что очень плохо — наказания за эти трагедии до сих пор нет. Разбираться с таким прошлым придется уже новому президенту.

21 МАЯ ГЕОРГИЮ ГОНГАДЗЕ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 50 ЛЕТ

Уже почти 19 лет его нет в живых. Убийство журналиста Георгия Гонгадзе остается одним из самых резонансных нераскрытых дел не только в Украине, но и в мире. Юридическая точка в части заказчиков до сих пор не поставлена. Хотя, казалось бы, страна пережила столько политических событий и ротаций властной верхушки. И вроде бы все, кто не находится в параллельной реальности и не лужит заказчикам, знает «великую тайну». Об этом, кстати, главный исполнитель убийства Гонгадзе и похищения и избиения общественного деятеля Алексея Подольского — Алексей Пукач заявил в Печерском суде в 2013-ом. В ответ на вопрос судьи Андрея Мельника, понятен ли ему приговор (пожизненное заключение), Пукач заявил: «Он будет понятен только тогда, когда Кучма и Литвин будут со мной».

Однако президенты и генпрокуроры упорно закрывают на это глаза. Классический пример. «Хочу напомнить, что именно когда я возглавлял МВД, были задержаны исполнители убийства Гонгадзе. Сейчас же на должности генпрокурора я востребую информацию по этому делу. Благодаря вашему вопросу возьму это дело на личный контроль и доложу в течение месяца по части заказчиков. На данный момент не владею информацией», — это ответ Юрия Луценко на вопрос автора относительно перспективы «дела Гонгадзе-Подольского» почти три года назад (30 мая 2016-го). Тогда Луценко только назначили генпрокурором, специально под него, изменив законодательство — ему позволили занять кресло генпрокурора без юридического образования, что стало дополнительным показательным штрихом к политической карьере и последующим «подвигам» на должности.

Луценко не доложил ни через месяц, ни через год, нет доклада и до сих пор. За все это время лишь несколько ответов на вопросы журналистов, которые интересовались у него о «деле Гонгадзе-Подольского». Каждый раз один из лидеров акции «Украина без Кучмы», который раньше неоднократно заявлял, что для него это «дело чести», рассказывал, почему это невозможно. Сначала Луценко говорил, что «Пукач не дает показаний относительно заказчиков этого преступления», потом что «майор Мельниченко так и не сдал оригинальные записи и записывающие устройства и сам не сотрудничает со следствием», ну и договорился до того, что у него «нет доказательств, что Кучма давал прямой приказ убить Гонгадзе» и что вообще «пленки Мельниченко — это операция ФСБ против президента, который посмел заявить о движении Украины в НАТО». Хотя, конечно, все наоборот: Пукач дал достаточно показаний, даже делал публичные заявления; Мельниченко также дал показания и постоянно заявляет, что готов сотрудничать со следствием; что же касается заявления о спецоперации ФСБ — это давняя версия, которую постоянно продвигают заказчики преступления.

Более того, от адвоката пострадавшего по делу Алексея Подольского Татьяны Костиной узнаем, что Луценко не просто, мягко говоря, врет, а, находясь на своей должности, тормозит расследование дела.

«Генеральный прокурор Юрий Луценко и публично, и непублично вмешивался в «дело Гонгадзе-Подольского» с тем, чтобы фактически не дать возможности привлечь к ответственности заказчиков ужасных преступлений против Гонгадзе, Подольского, Ельяшкевича, — рассказывает Татьяна Костина. — В частности, благодаря Юрию Луценко Алексей Подольский до сих пор не признан потерпевшим по делу по заказчикам преступлений против него и Гонгадзе, что нарушает все моральные и юридические нормы и является откровенным позором украинской власти. Более того, Юрий Луценко пытается публично и преднамеренно дискредитировать потерпевших Подольского и Ельяшкевича, действуя в интересах вероятного заказчика этих преступлений Леонида Кучмы. Генеральная прокуратура противоправно вмешивалась в рассмотрение кассационных жалоб Ельяшкевича, Подольского, Шишкина кассационным судом, а лично Юрий Луценко как Генеральный прокурор совершил действия, которые имеют все признаки уголовного преступления, — по незаконному устранению судьи Натальи Марчук из процесса кассационного рассмотрения в «деле Гонгадзе-Подольского». Все эти и другие многочисленные факты свидетельствуют о системности и умышленности действий Юрия Луценко по защите Леонида Кучмы от уголовного преследования за заказы жестоких преступлений, в которых Кучма объективно подозревается на основании многочисленных доказательств,  — и это не только записи Николая Мельниченко (какого прежний лидер «Украины без Кучмы» шантажирует и запугивает), это и много свидетельств, показания потерпевших, последовательные и однозначные показания Алексея Пукача и много других доказательств».

Что теперь происходит в судебном процессе? «В настоящий момент в «реформированном» Верховном Суде незаконно сформированная, в том числе по вине Юрия Луценко, коллегия Кассационного криминального суда в составе Верховного Суда пытается продолжать осуществлять противозаконные действия, — говорит Татьяна Костина. — Эти противозаконные действия незаконный состав коллегии начал совершать с самого начала, включая формы незаконного юридического преследования Алексея Подольского, а также фальсификацию материалов уголовного дела и заседаний уже в «реформированном» Верховном Суде. Стороной Алексея Подольского было трижды инициировано нарушение уголовных дел относительно этих противозаконных действий. По одних из последних заявлений стороны Подольского о совершении преступления в Верховном Суде на сегодняшний день проводится расследование правоохранительными органами, которое пытается саботировать руководство Верховного Суда, понимая последствия расследования для тех, кто фальсифицировал процесс и грубо презирал и нарушал законные права Алексея Подольского и его представителей».

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ» ЛУЦЕНКО И «УКРАИНАГЕЙТ» В США

Впрочем, Луценко проявился не только по этому делу. В последнее время набирает оборотов громкий скандал международного характера, к которому действующий генпрокурор имеет прямое отношение. Для начала сравним публичные заявления Луценко по поводу своей перспективы и сроков работы на должности, ведь это непосредственно касается упомянутого скандала. Во время пресс-конференции в мае 2016-го Луценко заявил, что «пришел в Генпрокуратуру на полтора-два года, чтобы превратить ее в европейскую структуру». Через год, в 2017-м, он заявил, что «на должности генпрокурора я пробуду максимум до апреля следующего года, больше не выдержу». Дальше в сентябре 2018-го Луценко уже сказал, что хочет «доработать до конца президентских выборов». И вот 6 мая этого года генпрокурор делает новое заявление: «Я не вижу ни юридических, ни моральных оснований для отставки». «Мы избрали президента (Владимира Зеленского. — Ред.), которого я по-человечески уважаю и буду помогать», — прибавил среди прочего соратник Петра Порошенко.

Выводы по поводу «последовательности» Луценко очевидны. Но когда от этого страдают интересы государства, это уже репутацийные потери не только для самого генпрокурора, но и для всей страны. После того, как дело о вмешательстве России в выборы в США фактически развалилось, в частности после доклада спецпрокурора Роберта Мюллера, теперь активно разворачивается сага о вмешательстве Украины в американские выборы 2016-го.

«В США уже практически началась предвыборная президентская кампания (выборы должны состояться осенью в 2020 году. — Ред.), — пишет в ФБ Olena Ksantopulos. — От республиканцев опять идет Трамп, от демократов — Байден. И вот Юра наш Луценко накануне собрался, прихватил с собой младшего сына и полетел за океан. С папочкой под мышкой. А в папочке был компромат на младшего сына Байдена — Хантера, который работал в фирме Злочевского «Буризма». Работал в совете директоров, за что получал миллионы. У Луценко есть все счета и платежи. Наш...  обвинил также в получении взяток приемного сына госсекретаря Керри. Я так понимаю, что Луценко решил проехаться катком по всем столбам партии демократов. Папка была предназначена для Руде Джулиане, близкого друга и адвоката Трампа. Джулиане никакого государственного поста не занимает, просто частное лицо. Как сказал сам Юрий Витальевич, он и Джулиане тоже друзья, и вот так, по-приятельски посидели. В результате этого «посидели», частное лицо Джулиане появляется на Fox TV и говорит, что собирался, а теперь не поедет на инаугурацию президента Зеленского, поскольку в окружении новоизбранного президента находятся враги не только Трампа, но и всей Америки. Чем Зеленский виноват? Тем, что рядом с ним оказались Лещенко и Коломойский. Джулиане также вспомнил «коррумпированных олигархов».

«Генпрокурор Луценко постарался дискредитировать Зеленского, убедив ту сторону, что он сам и его ведомство работают не покладая рук, возвращая в казну сотни миллиардов гривен, а антикоррупционные органы и всякие там грантоеды только жрут деньги американских налогоплательщиков. Ну, и новый президент приятельствует с теми, кто жрет.., — продолжает Olena Ksantopulos. — Юрий Витальевич также заново открыл дело Злочевского, которого обвиняли по двум статьям — неуплата налогов и отмывание денег. Что касается налогов, то Злочевский заплатил в казну 180 млн. гривен. Дело закрыли. А теперь кум Порошенко, в угоду одному из кандидатов в президенты в США, это дело реанимирует. То есть в угоду одному и против другого. А, если другой одержит, все-таки, победу в будущем году? Но, Юрий Витальевич так далеко не заглядывает. Кто знает, что будет в 2020 году? Главное, сейчас сохранить за собой место. Какой ценой?»

На самом деле действующий генпрокурор не является здесь первопроходцем. В разгар президентской кампании в США в августе  2016 г. определенными группами влияния в Украине через народного депутата Сергея Лещенко была вброшена информация о том, что консультанту Виктора Януковича — Полу Манафорту — в свое время заплатили 12 млн дол. из «черной кассы» Партии регионов. Об этом также написала The New York Times со ссылкой на данные Национального антикоррупционного бюро Украины. В конце концов, эти усилия все-таки повлияли на ход предвыборной кампании Трампа — Манафорт ушел в отставку. И уже после выборов, когда Трамп победил, он требовал расследовать «украинский след» в американских выборах. «Украина прикладывала усилия, чтобы саботировать кампанию Трампа, «тихо работая над усилением [позиций] Клинтон». Поэтому где расследование, Генпрокурор? Генеральный прокурор Джефф Сешнс принял очень слабую позицию относительно преступлений Хиллари Клинтон (где серверы электронной почты и DNC) и утечки Intel!» — написал в Twitter в июле 2017-го Дональд Трамп.

Еще во время избирательной гонки в США «День» писал по поводу этой ситуации и подчеркивал, что украинская внешняя политика нуждается в «национализации», иначе влияние на нее семьи Кучмы-Пинчука может привести к негативным последствиям для Украины. О связях украинского олигарха с Клинтонами писали сами американские издания. В частности издание The Wall Street Journal писало, что лидерами среди зарубежных доноров Clinton Foundation являются представители «бедной» европейской страны — Украины. Так, за 15 лет (до 2014 года) в помощь семье Клинтон было направлено 10 млн долларов. В конечном итоге ставка украинской власти во время американских выборов на одного кандидата оказалась ошибочной — победила не Клинтон, а Трамп.

Сегодня же мы видим, как между Луценко и Лещенко продолжается острый публичный конфликт, звучат взаимные обвинения и запугивания. Каждый из них пытается сохранить себя в политике, подыгрывая заокеанским друзьям из разных лагерей. Но поможет ли?.. Кому это не поможет абсолютно точно             — это имиджу Украины.

«ПОДАРОК» ОТ БЫВШИХ ДЛЯ НОВОЙ ВЛАСТИ

Так что под ноги сегодня Зеленскому упало много проблем — это не только политические игры Луценко и «Украинагейт» в Америке, открытым пока остается и другой очень важный вопрос — как будет себя вести новоизбранный президент по отношению к «делу Гонгадзе-Подольского», с которым связано много политических процессов и лиц в Украине?

«О том, что приезжает Рудольф Джулиани, Зеленский узнал из СМИ, и то, что он не приезжает, он опять узнал из СМИ, — заявил недавно советник Зеленского Дмитрий Разумков (svoboda.ictv.ua). — Именно поэтому меня удивляет та информация, которая появилась в американских СМИ о том, что кто-то давал комментарий из представителей нашей команды, наших коллег о том, что там есть какие-то подводные камни. Это не соответствует действительности. Будем надеяться, что это недоразумение будет снято в отношениях между командой Владимира Александровича Зеленского и представителями США».

«Не исключаю, что встреча члена семьи Леонида Кучмы — Виктора Пинчука с новоизбранным Президентом Украины Владимиром Зеленским была вызвана страхом Леонида Данииловича Кучмы, что после инаугурации президента Зеленского в делах Ельяшкевича, Подольского и Гонгадзе наконец начнут происходить настоящие и реальные действия в отношении заказчиков и прежде всего самого пана Кучмы, — считает адвокат Татьяна Костина. — Хочется надеяться, что новый всенародно избранный президент не поддастся на миллиардные искушения от семьи Кучмы-Пинчука и не станет препятствовать торжеству справедливости и правосудия, которого уже долгие девятнадцать лет ждет Украина и весь мир. Убеждена, что «дело Гонгадзе-Подольского» является главным тестом для украинских президентов, и как этот тест пройдет Владимир Зеленский, мы сможем увидеть уже в скором будущем. Подчеркну, что сам Владимир Зеленский после встречи с Виктором Пинчуком сказал, что все должны быть равными перед законом. Убеждена, что в первую очередь это касается семьи Кучмы-Пинчука. Хотела бы привлечь внимание президента Зеленского к тому, чтобы это его убеждение и конституционная норма — о равенстве всех перед законом, перед судом — прежде всего были применены к семье Кучмы-Пинчука, которая десятилетиями была над законом, а также ко всем тем власть предержащим, которые долгие годы помогали им избегать ответственности за совершенное».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать