«Стратегическая цель России - создать на восточной территории Украины горящий анклав»
Евгений Марчук в программе ЛЮДИ Hard Talk на 112 канале о перспективах реализации Минска-2 и последствиях для Украины невыполнения политических положений этого соглашения
Скоро исполнится год после подписания «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», известного больше как Минск-2. Темой разговора Евгения Марчука, который возглавляет подгруппу по безопасности в трехсторонней контактной группе, как раз было состояния выполнения этого соглашения и что может последовать в случае его невыполнения уже в этом году, будет ли готовится новый документ.
Предлагаем читателям основные моменты с интервью, которое состоялось 23 января в программе ЛЮДИ Hard Talk на 112 канале.
О новом качестве реагирования России на Минск-2
В переговорном процессе и в реагировании противоположной стороны, прежде всего России просматривается новое качество на Минские договоренности. Начиная с конца декабря и до сегодняшнего дня мы наблюдаем эскалацию напряженности со стороны России и со стороны ее наемников. Эскалация заключается и в увеличении количества обстрелов наших позиций, и включения в обстрелы тяжелого оружия, которое должно было отведено. В последнем моем выступлении мне приходилось подчеркивать российской стороне, что обстрелы начались из танков из крупнокалиберных минометов.
Сказать, что идут настоящие бои, пока нельзя, но уже были боевые столкновения. Более того все это происходит на фоне существования соглашения Минска-1, подписанного в сентябре 2014 года и в котором было много договорено и подписано, февральского соглашения Минск-2. В обеих договоренностях говорилось об отводе оружия, прекращении стрельбы, включая решение политических вопросов. Но также существует соглашение от 29 августа, которое было в больших муках достигнуто и подписано по отводу уже вооружений более мелких типов. В частности, по отводу артиллерии меньше ста мм., танков и минометов. Другими словами, существует три вида согласованных и подписанных договоренностей, которые нарушались самым примитивным диким образом. Я был вынужден на своем выступлении 20 января на трехсторонней контактной группе заявить российской стороне о кощунственных обстрелах. 22 декабря мы договорились о том, чтобы приостановить стрельбу на новогодние и рождественские праздники. И что получилось: самые пиковые по количеству обстрелы были в ночь с 31 декабря на 1 января, а также с 6-го на 7-е января.
Хочу подчеркнуть, что на последнем заседании мне пришлось начать выступление на своей рабочей подгруппе по вопросам безопасности с постановки вопроса, а я обратился и координатору с ОБСЕ господину Абакану, и российскому коллеге, если мы договариваемся в деталях, миллиметрах, звоним в свои штабы, и в нас выходят грубые нарушения, может, тогда давайте распустим нашу группу. Я понимаю, что решение о стрельбе не принимают сами боевики, Москва дает им эти импульсы. А там дальше естественно возникает вопрос: почему это так происходит. Ведь у нас был режим тишины. Когда 29 августа мы подписали соглашение, почти два месяца у нас сохранялся режим тишины.
Кроме того, что с октября практически прекратился обмен пленными. Также изменилось поведение российского представительства в СЦКК - Совместном центре контроля и координации.
Почему Москва заинтересована в нарушении тишины
-Прямых ответов нет. Но у нас есть несколько вариантов, почему так происходит. Я считаю, что это такая своего рода демонстрация того, пока не дойдет до решения политических вопросов у нас, то есть до голосования в парламенте по внесению изменений в Конституцию и других политических компонентов, обстрелы не прекратятся.
Мне даже один из участников неофициально, когда в перерыве я ему з возмущением говорю, мы же взрослые люди, сколько это может продолжатся, сказал мне, пока политические вопросы не будут решены, так оно и будет.
О субъектах Минских соглашений и международном статусе этого документа
Эти документы не являются международными государственными договорами. Поэтому они называются договоренностями, подписанными по поручению глав государств и правительства. В Минске эти подписи скрепили лица, которым было поручено это сделать. Причем подписание произошло после устного утверждения декларации (Меркель, Олландом, Порошенко и Путиным), которая поддерживает соглашение Минск-2. Позже эта договоренность была одобрена Советом Безопасности ООН. И таким образом эти февральские договоренности в Минске имеют статус международного документа. Конечно, если бы он шел через парламент, никто бы этого не подписал. Думаю, что для Путина и для России – это было бы самым лучшим выходом, потому что для них лучше не иметь никаких соглашений. Абсолютная свобода, что хочу то и делаю.
Российская сторона фигурирует у этих договоренностях, как подписант. А их заявления, что они наблюдатели – это цинизм.
Когда я в моей подгруппе рассказывал своему визави: ваши войска такой-то численностью находятся в Украине, тот делал демарш, поднимался, уходил, прерывались переговоры. Наш координатор по ОБСЕ Абакан ходил за ним, договаривался, чтобы они вернулись на переговоры. Они хотят нас вывести на прямые переговоры с этими так называемыми представителями от «ДНР» и «ЛНР», отдельных районов Луганской и Донецкой областей, чтобы потом самоустраниться и сказать, что это внутренний конфликт, а мы здесь третья сторона. И это продолжается до сих пор. Причем на самых разных уровнях и в самых разных технологиях переговорного процесса.
О стратегической цели Путина на Донбассе
- Главная стратегическая цель России артикулирована и я о ней неоднократно говорил и пояснял, что такое война на Донбассе, почему Россия воюет с Украиной вначале руками так называемых наемников, а потом и ввела свои регулярные войска. Стратегическая цель России в моем понимании проста: создать на восточной территории Украины горящий анклав, независимо от того, какой будет его трансформация. Причем с таким расчетом, чтобы через него сдерживать Украину от движения в европейском и евроатлантическом направлении. То есть никакого Евросоюза, тем более никакого НАТО. Это стратегическая цель. Я знаю, что на одном заседании была использована тем же Путиным такая аргументация, что у вас есть свои зоны региональной заинтересованности, а у России - свои. Для нас - Украина исторически большой ареал наших стратегических интересов. Даже была такая попытка заявить, что мы можем договорится. Если бы в любой форме отказалась от Крыма, то Россия бы постепенно ушла бы из Донбасса. Верить этому нельзя, но версия такая есть. Любые изменения Конституции, чтобы мы не делали, тем более под давлением извне, если россияне будут не только замораживать, а в значительной мере консервировать, а этом может быть не замороженный, а пылающий конфликт, это будет стратегическое поражение Украины.
Мне говорили, те же американцы, что надо проводить выборы, которые являются демократической формой жизнедеятельности в регионе. Как может украинское правительство обеспечивать проведение выборов на Донбассе, которую оно не контролирует ни в военном, ни в административном смысле, когда не контролируется граница, когда люди, которые управляют в этом регионе, воюют с оружием в руках против этого государства. И никто не может дать ответ на этот вопрос.
«Поэтому прежде чем перейти к вопросу Конституции, нужно в начале очень четко разобраться со всеми функциональными обязанностями и правительства»
Я сопровождаю Россию давно, каждый день захожу на президентский, правительственный сайт и другие. И вчера вижу, что Путин провел заседание Совета Безопасности. Там были все в том числе Грызлов. И какой вопрос обсуждался: ситуация в Молдове. Захожу на сайт Козака, который ответственен за интеграцию и развития Крыма, там через день заседания, контроль за выполнением поручения. А можете вы вспомнить, кто в правительстве Украины занимается вопросами Крыма.
Поэтому прежде чем перейти к вопросу Конституции, глобального пересмотра нашего базового устройства, я уверен в том, нужно в начале очень четко разобраться со всеми функциональными обязанностями и правительства, президента.
Что сделала Россия до аннексии Крыма и вторжения на Донбасс, - создала телевизионные войска, и начала обработку этих территорий, которая была очень целенаправленная, агрессивная.
Прошло два года. Что у нас сделано? Какие телевизионные программы, газеты, радио сейчас на оккупированной территории. Там Украины и близко нету. Там Украина только в агрессивном обвинительном ключе. Сегодня на оккупированные территории на Донбассе, не говоря о Крыме, никакого информационного влияния со стороны Украины нету.
Там под управлением России происходит наведение порядка, ведется серьезная борьба с наркотиками.
На этих территориях создаются политические партии, они готовятся к выборам, хотя против того, чтобы любые украинские партии принимали участие в выборы, если они там произойдут. Я задаю вопрос, а что с нашей стороны в политическом, информационном, идеологическом смысле делается и по оккупированным территориям Донбасса и по Крыму. А ничего.
«Я не могу себе представить, что Украина может обеспечить выборы на той территории, которую она не контролирует?»
-В моем понимании нет. Хотя честно говоря, меня насторожили последние заявления министра иностранных дел Германии Штайнмайера. Мы знаем, что Германия стала председательствовать в ОБСЕ с 1 января. И его акцент, что без выборов не можно нормализовать ситуацию. Это да, но при условии каких выборов и при каких обстоятельствах. Не думаю, что выборы состоятся. Я не могу себе представить, что Украина может обеспечить выборы на той территории, которую она не контролирует.
Если они сами проведут выборы, мы их не признаем. Эти главари сейчас заявляют, что они все равно проведут выборы, не зависимо от того, что будет делать Украина.
Я не большой оптимист. Хотелось, чтобы нормализация прошла быстрее, я не вижу оснований проведения выборов на оккупированной территории без участия украинского политического и медийного сектора. Может быть мы недостаточно объясняем и господам Штайнмайеру, Меркель или американцам. Нельзя игнорировать невыполнения Россией и бандитами всех предыдущих условий, закрывать глаза, что этого нету, а делать акцент и давить на нас, что решение только этой проблемы является ключевым.
О последствиях провала голосования по изменениям в Конституцию
Могу сказать, что Путин и вся его команда и ясное дело их прихвостни сразу же заявят, что Украина нарушила Минские соглашения. И могу допустить, что дальше нет смысла с Минскими соглашениями иметь дело. Потому что Украина не выполнила ключевого в их понимании фактора политического урегулирования. Это ловушка, которая так сложилась.
Тут не надо драматизировать или делать с этого трагедию. Тогда нам надо не просто хорошо готовиться к голосованию и делать вид, что у нас главная задача только голосование.
Нам не надо питать иллюзий, что Путин влезает в сирийский конфликт и через это для нас будет легче. Для того чтобы законсервированную ситуацию держать в постоянном состоянии обстрела и терроризировать практически всю линию фронта нужны не большие затраты. Это все равно, что надеяться, что Украина будет намного лучше жить, чем Россия, тогда сами крымчане опомнятся и придут к нам. Это иллюзия детского сада.
О начале расследования американской разведкой влияния России на европейские политические партии
- К счастью, американцы одумались, правда, поздно. Потому что были очевидные достаточно читаемые знаки, как например, тот факт, что трудовая книжка Шредера сейчас находится в Газпроме. Были очевидны знаки, как Россия работает с политической элитой в Европе. Мы помним, какие были отношения между Путиным и Берлускони и как тогда вела Италия по отношению к украинским проблемам. С другой стороны, почему сейчас Конгресс поручил, видимо потому, что ЦРУ предоставило такую информацию. Тут даже не столько идет речь об уровне коррумпированности, а создании условий зависимости. Эту технологию очень хорошо освоил еще Советский Союз, а Россия ее очень квалифицированно усовершенствовала. Для понимания того, какие сегодня есть в России механизмы влияния на политические верхи Европы, не надо быть большим аналитиком или иметь доступ к секретным материалам. Это видно по очень многим вещам. Если посмотреть на ситуации в Голландии о референдуме об Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС. Видите, вдруг возникает вопрос по голландским картинам. Мы понимаем, кто это сделал. Это не произошло само по себе. Почему накануне референдума, касающегося Украины, в Голландии возникает скандал. Мне лично не надо пояснять природу его происхождения.
Хорошо, что дошло до высших политических уровней США и их спецслужб. Думаю, что там можно ожидать сенсаций.
Об отчете по расследованию убийства экс-агента ФСБ Литвиненко
Хорошо, что в Британии состоялись публичные слушания по делу Литвиненко, который умер в 2006 году от отравления Полонием. Для нас, для Украины важно напомнить бекграунд российской политической элиты и не забыть в том числе и о деле Литвиненко.
Section
Top-Net