15 лет тому назад
Недавно мы отметили 15 лет жития-бытия в собственном государстве. Это весьма значительный промежуток времени и подробности советской жизни уже хорошо стерлись из памяти, а значительная часть взрослых людей не знает иного мира, кроме бурлящего вокруг. А еще через 15 лет все события «до 1991 года» уже перейдут в разряд «исторических» (хотя как воспоминаниями старших поколений, так и историей молодые люди одинаково не интересуются).
Вернемся на полтора десятка лет назад и присмотримся — хотя бы поверхностно — к тогдашней религиозной жизни Украины и сравним ее с современной ситуацией. Начнем с того неоспоримого факта, что религиозная жизнь Украины (кстати, так же, как и бизнесовая) выиграла едва ли не больше всего от «тектонических» общественно- политических сдвигов последних 15-ти лет. Об этом ярко свидетельствует количество различных религий, церквей, конфессий, парафий, монастырей, семинаров и др. в Украине советской, с одной стороны, и в той Украине, которая только что отпраздновала свой День Независимости. Сейчас в это трудно и поверить, но в послевоенные времена в Украине признавались законными всего лишь десять религиозных течений. Все они одинаково страдали от грубых вмешательств власти — несмотря на то, что Конституция УСРС гарантировала всем гражданам свободу совести. Сегодня же государственные органы регистрируют в Украине более 100 религиозных течений различных направлений.
То же касается общего количества религиозных общин и храмов. Послевоенная политика советской власти была четко направлена на «исповедание» обществом атеизма и на полное уничтожение «опиума для народа». Об этом свидетельствуют масштабные тогдашние истребления объектов церковной сети. Так в 1960 году была закрыта Киево-Печерская лавра (почти все другие монастыри закрыты раньше). Тогда же в Украине было снято с регистрации более 1100 общин. Едва ли не больше всех страдали греко- католики — их насильственно присоединили к православию; конфисковали в пользу РПЦ все их храмы, а исповедание «унии» трактовалось как политическое преступление и наказывалось заключениями, лишением гражданских прав, ссылкой и др.
Перемены к лучшему начались во времена Оттепели, особенно после встречи Михаила Горбачева с Папой Иоанном Павлом ІІ. Но главную роль тут сыграли верующие украинцы Запада Украины — не ожидая разрешения, они начали возвращать свою историческую собственность и восстанавливать церковную жизнь. На конец 1989 года на Западе Украины было уже 200 парафий УАПЦ и 600 УГКЦ (сегодня их около 3500). Как греко-католики, так и украинцы-православные стали знаменосцами веры и украинскости. И на время объявления независимости в 1991 году, в Украине, главным образом на Западе, было зарегистрировано почти 13 тысяч общин и организаций различных религий и конфессий. РПЦ в Украине тогда насчитывала где-то 1000 общин (на то время на территории СССР всего было 3000 общин РПЦ). Активно начали развивать свои инфраструктуры римо-католики (450 общин), евангельские христиане баптисты (1200 общин) и другие церкви. Всего в Украине на время объявления независимости, было зарегистрировано 12962 общины.
Вместе с выходом церквей из «подполья» начинает стремительно расти уважение общества к религии, церквям, а также — к священнослужителям. Если в послевоенные годы люди почти не интересовались церковью, а «попы» были героями анекдотов, то с начала 90-х и до настоящего времени церковь является наиболее уважаемой институцией украинских граждан, уровень доверия к которой достигает иногда 70%. К сожалению, дальнейшие годы показали, что это уважение совсем не всегда было и является заслуженным. А скептики считают, что высокий уровень доверия к духовенству жестко связан с укоренившимся недоверием украинца ко всем государственным лицам и институциям.
Через 15 лет религиозной свободы в Украине официально зафиксировано 32186 общин и организаций. Самой большой составляющей религиозной жизни в Украине остается православие — оно насчитывает 15863 религиозные организации, что составляет 51,5% от их общего количества в стране. Особо отметим, что сегодня православное сообщество Украины по численности и структуре превышает Русскую православную церковь на территории России — там зафиксировано только 12665 общин (без Украины, Беларуси, Молдовы, церквей Прибалтийских стран, церквей в Западной Европе).
Если вернуться к событиям судьбоносного 1991 года, то нужно отдать должное интуиции первого президента Украины Леонида Кравчука — он, несмотря на свое коммунистическое прошлое, мгновенно осознал возможности национального православия в становлении государства, а также ту опасность, которой может стать православие, подчиненное Москве. И много сделал (мы можем только догадываться) ради того, чтобы вместе с государственной независимостью получить также независимость духовную. К сожалению, не все получилось, как хотелось! Несмотря даже на то обстоятельство, что президент Ельцин (в отличие от господина Путина) очевидно, недооценивал политические возможности Московской церкви. Тот досадный факт, что Украина до сих пор привязана к Москве «православной веревочкой», является, безусловно, заслугой Синода РПЦ, его велико-мудрых владык, а главное — его имперской исторической традиции (не вспоминая уже о поддержке органов безопасности). Вот и «сталося так, як сталося». Кроме политических испытаний, на украинский народ свалились еще испытания церковные — расколы, постыдные разделения христиан на канонических и неканонических, традиционных и нетрадиционных; московское неуважение к другим церквям, физическая борьба за храмы, отчуждение части духовенства от своего народа и др. А разве этому учит Вера последователей Христа?
Отдельная проблема — также набожность украинцев, набожность, вызывающая подозрения в неискренности, в том, что она является лишь модой, желанием кичиться своей верой. Ведь, несмотря на почти общее «воцерковлення», характер человеческих отношений изменился к лучшему незаметно мало; невольно думаешь, что для многих украинцев, особенно на Востоке, церковь заменила партийные собрания, демонстрации с плакатами, обожание вождей. Что будет с нами, с церковью, с Украиной еще через 15 лет? Займет ли наше православие достойное место как в нашем обществе, так и среди Вселенских церквей? Не будем терять надежды, господа!
Выпуск газеты №:
№146, (2006)Section
Украина Incognita