Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

2012-й — «СПИСОК САНДАРМОХА». «Он выделялся особенной твердостью мировоззрения»

Памяти Валерьяна Пидмогильного
13 апреля, 12:01

Имя талантливого украинского писателя, большого мастера художественного слова, одного из самых интеллигентных наших литераторов, без творческой наработки которого история украинской литературы выглядит неполной, по-настоящему только начинают для себя открывать на его родине. Хотя Валерьян Пидмогильный совсем молодым, тридцатичетырехлетним, был отстранен от литературного процесса и от жизни, в летописи украинского писательства 20—30 годов ХХ века он оставил свой заметный след. Творческое наследие писателя — значительное, многогранное и неповторимое — является весомым вкладом в национальную литературную казну. Прав авторитетный литературовед и критик Юрий Шерех (Шевелев), утверждая: «Среди своего поколения Пидмогильный выделялся особой твердостью мировосприятия. Менее других он впадал в лирику. Он был одним, возможно, единственным, действительно великим украинским прозаиком». Такая субъективная объективность автора, а узнать интересно, не так ли?

Когда начинал работу над этой статьей, взял дома с полки нужный том, чтобы посмотреть: что конкретно о В. Пидмогильном сказано в первой многотомной украинской энциклопедии. Напрасно искать в УСЭ правдивый рассказ о писателе. Вы не поверите, но в размещенной там биографической справке (том 11-й, с. 191) черным по белому напечатано, что Валерьян Пидмогильный ушел из жизни 19 декабря 1941 года. На самом же деле он был убит ночью 3 ноября 1937 года в карельском урочище Сандармох, куда привезли на расстрел цвет украинской интеллигенции — 165 сыновей Украины, недавних политзаключенных Соловецкой тюрьмы. От этих горьких и жгучих фактов невозможно просто отмахнуться. Ведь что ни говорите, а тема кровавых репрессий, совершенных в 30-х годах против украинства, не может быть закрыта.

Я, по крайней мере, разделяю точку зрения пани Оксаны Забужко, которая, выступая в «Дне» (№18-19, 3-4 февраля 2012), назвала 75-ю годовщину массовых расстрелов украинской интеллигенции в Сандармохе одним из главных мемориальных событий 2012 года. Да, мы должны отдать дань уважения людям из этой когорты поразительно талантливых украинцев, умных, красивых и несокрушимых... Поэтому правильно сделала редакция всеукраинского издания, приняв решение помочь читателю раскрыть для себя засекреченные страницы этой трагедии, совершенной сталинским режимом. У каждого поколения своя ответственность, и среди всех обязанностей одно общее — помнить все, что было до нас. Если не мы сохраним эту память, если не мы — то кто же... Очень хотелось бы, чтобы именно с этих позиций оценивались и материалы в «Дне» под рубрикой «2012-й — «Список Сандармоха». Эта инициатива газеты открывает новые возможности в реконструкции прошлого, позволяет показать историю в личностях и личность в истории через жизнеописание людей, которые волей судьбы формировали и олицетворяли целые направления культурной и научной деятельности.

Родился Валерьян Петрович Пидмогильный 2 февраля 1901 года в с. Чапли на Екатеринославщине в семье крестьянина. Отец его умер рано, поэтому сына растила мать. Она очень серьезно и ответственно отнеслась к воспитанию и образованию мальчика. От нее он унаследовал большое трудолюбие и любовь к народоведению. Мама привила сыну любовь к народным песням, сказкам, украинскому языку, воспитала уважение к родной земле, традициям и обычаям украинского народа, ведь хорошо понимала, что не может быть истории без учета ценностей, созданных предками. Первые знания Валерьян получил в школе при местной церкви. С самого детства обозначился определенный круг увлечений будущего писателя — юноша много читал книг, которые брал у учителей и знакомых, начал писать собственные стихотворения и рассказы, выделялся незаурядными способностями к учебе, овладению иностранными языками, врожденной интеллигентностью. Учился на отлично, вбирая в себя новые знания, словно губка.

В 1910 году он стал в Екатеринославе учащимся реального училища, по окончании которого в 1918 году поступил в местный университет. Но обстоятельства сложились так, что вскоре из-за материальных затруднений В. Пидмогильный оставил учебу. Примерно тогда, зимой 1919 года, ему посчастливилось устроиться в отдел народного образования на должность секретаря секции художественной пропаганды. С этого времени и начинается педагогическая и литературная деятельность одаренного юноши, который успешно совмещал труд учителя с работой в киевских издательствах. Его дебютом в художественной литературе считаются написанные именно в этот период рассказы «Гайдамака», «Добрий Бог», «На селі», «Пророк», «Старець», «Ваня». Уже первым сборником рассказов, который увидел свет под названием «Твори. Том I», Валерьян Пидмогильный сразу дал себя познать читателям как новый талант в украинском писательстве. Этот сборник, уверен писатель Валерий Шевчук, может по праву считаться одной из самых интересных книг, вышедших в бурные годы революции и гражданской войны. Проанализировав отзывы о ней, литературовед Елена Лещенко отмечает: «Актуальна и сегодня рецензия С. Ефремова (учителя В. Пидмогильного) под названием «Поет чарів ночі», которая дает ключ к пониманию минорного восприятия жизни молодым автором: В. Пидмогильный видит действительность такой, какой она есть на самом деле, он не хочет ее украшать, но вместе с тем и не становится безразличным наблюдателем, а вбирает все в свою душу. С. Ефремов (он выступил под псевдонимом В. Юноша) обращает внимание на оригинальность молодого писателя — она видится ему в том, что тот избрал не типичную позицию — быть «на страже страдания», а не радости человеческой». Без сомнения, это нелегко. Наверное, именно это имел в виду Григорий Тютюнник, когда предостерегал: «Если хочешь быть писателем, готовь «напальник» для сердца, чтобы выдержало и не разорвалось». Еще одним проявлением такой позиции автора стали новые рассказы «Смерть», «Собака», «Проблема хліба», «За день», «Минуле», «Кохання» и ряд других, появившихся позже.

Последующие годы были едва ли не наилучшими в его преисполненной тревог жизни. В 1921 году Валерьян Петрович поселился в курортном городке Ворзеле, где женился на дочери местного священника. Не имея возможности жить с литературных трудов, зарабатывал на жизнь уроками украинского языка в трудовой школе. Через год у Валерьяна Пидмогильного и Екатерины Червинько родился сын, которого назвали Романом. Тогда же вышла книжка рассказов «В епідемічному бараці», что способствовало появлению новых почитателей его таланта. С переездом в 1923 году в Киев В. Пидмогильный продолжил свою активную литературную деятельность, чрезвычайно плодотворную и успешную, учитывая возраст писателя. Сначала он преподавал в 3-й железнодорожной школе, потом работал в издательстве «Книгоспілка», журнале «Життя й революція». Валерьян Пидмогильный был неординарной личностью, его любили и уважали, к нему прислушивались. Людей к себе притягивал не только эрудицией, знанием иностранных языков, но и моральной чистотой, мудростью. На первый взгляд казался мягким человеком, но в полемике относительно мировоззренческих вопросов проявлял удивительную твердость. В литературном наследие писателя заметна любовь к философии как большой общечеловеческой ценности, в частности, стремление осмысливать мир в духе идей и эстетики экзистенциализма.

С годами постепенно росло творческое достижение В. Пидмогильного. Он печатается за рубежом в журнале «Нова Україна» (Прага), а в своей стране — на страницах сборников «Вир революції», «Жовтень». В 1922 году в харьковском издании «Шляхи Мистецтва» выходит его повесть «Остап Шаптала», где прозаик отразил события гражданской войны, отношения города и села в восстановительный период, быт интеллигенции. Вскоре в том же таки Харькове ее выпустят отдельной книжкой. А через год журнал «Нова громада» напечатает рассказ писателя «Син», который, по оценке литературоведов, считается «одним из самых болезненных и поражающих произведений В. Пидмогильного». Составить мнение о его художественной ценности можно уже хотя бы из такого убедительного факта: вскоре этот рассказ переиздадут «Книгоспілка» (1925) и «Державне видавництво України» (1930). И это, возможно, самое большое счастье автора.

С тех пор выходят прозаические произведения, в которых молодой писатель раскрыл на полную силу свои способности. Нет возможности говорить обо всем, что написано им в течение неполных семнадцати лет, и есть все основания утверждать: наблюдая, как людей завертела круговерть новой жизни, В. Пидмогильный глубоко почувствовал большую потребность отозваться художественным словом на бурные события, происходящие вокруг. Появление его рассказов, повестей и романов тесно связано с историческими изменениями, которые происходили в жизни украинского общества. Писатель собственными глазами видел издевательства и преступления сталинского режима против своего народа, был свидетелем Голодомора 1932—1933 годов, того, как в Украине проводилась линия на искоренение всего национального. Идеологический террор спланировано накатывался на украинскую культуру, науку, духовность, на ученых, писателей, художников.

Невосприятие тогдашней действительности и идеологии, переживания за судьбу украинства определили судьбу страдника В. Пидмогильного. Писатель не мог обойти трагедию украинского народа в своих произведениях, которые сразу брали на заметку идеологически сориентированные критики. Этому автору присущее то, что на первом месте в его прозе стоят не события, а человек, внутреннее состояние его души. Многие художественные наработки мастера являются образцами социально-психологических произведений, где писатель искусно раскрывает психологическое состояние персонажей, их переживания и мысли. Дар правдивого наблюдения жизни, умение держать внимание читателя в напряжении в течение всего литературного произведения без преувеличения является характерной чертой творчества Валерьяна Пидмогильного. В новых своих произведениях он предстает перед читателем уже сформировавшимся мастером реалистического стиля. В 1924 году в журнале «Червоний шлях» вышел еще один сборник рассказов писателя «Військовий літун», который впоследствии перерастет в книжку «Проблема хліба» — ее специалисты называют одной из лучших новеллистических книжек украинской литературы ХХ века. Предметом заметной заинтересованности стала также повесть Пидмогильного «Третя революція» (1926). Каждое произведение автора — это беспримерный творческий труд, сгусток нервов писателя, трагедия души, выстраданная в слове.

Будучи одним из немногих писателей, которые рассказывали о жизни интеллигенции в период гражданской войны и послереволюционных лет с ее трудностями, попытками не терять почву под ногами, как-то приспособиться к новым условиям бытия, Пидмогильный смог продемонстрировать не только объективность художественного письма, но и воспроизвести остроту новых жизненных коллизий, показать, что они не могут проходить безболезненно. Вершиной творчества писателя справедливо считается роман «Місто», который в 1928 году увидел свет в Харькове. Для произведения характерна беспощадная правдивость в изображении жизни юноши из села в паутине мегаполиса, в сущности, живого хищного организма, где на его судьбу выпало много страданий и горестей. Книжка эта быстро раскупалась, потому что ее автор знал тончайшие нюансы народной жизни. Популярность романа «Місто» была такой, что его сразу же в следующем году переиздали. В наше время произведение это рекомендовано к изучению школьной программой по украинской литературе. При случае хочу также отметить: Валерьян Пидмогильный является автором еще одного романа «Невеличка драма», который вышел в 1929 году.

Жизненный путь не стелился легко перед ним; баловнем судьбы не был он никогда, и литературная деятельность В. Пидмогильного в конце 1920-х — начале 1930-х годов проходила в очень жестких условиях, предопределенных изменением политического климата в СССР. Установление тотального контроля советской власти над сферой культуры, появление, в частности, постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» существенно ухудшили политическую атмосферу в стране. Начатый сталинским режимом поход против инакомыслящих закончился для Валерьяна Пидмогильного потерей членства в составе редколлегии «Життя і революція», он также был лишен возможности печататься. Надо отдать должное мужеству писателя, который с душевной болью переносил все трудности того периода, однако продолжал работать. В таких непростых условиях В. Пидмогильный в 1931 году переехал в Харьков, тогдашнюю столицу, где продемонстрировал, что, кроме писательского таланта, у него еще были незаурядные способности к переводу. Там мастер погрузился в водоворот переводческого дела, благодаря которому не только снискал признание как профессиональный переводчик, но и был принят на работу в издательство «Рух» консультантом по иностранной литературе. На протяжении нескольких следующих лет выпускает трактат «Про Людину» известного французского философа-просветителя XVIII ст. К. Гельвеция, двухтомник произведений Д. Дидро, переводит на украинский язык классику — О. Бальзака, Г. Мопассана, А. Франса и других всемирно известных писателей. Получал довольно большое удовлетворение от этой работы, потому что видел: переводить — это значит читать самого себя.

Но, бесспорно, это только эскиз сделанного В. Пидмогильным. Несмотря на свои наработки, как талантливый писатель он в начале 30-х годов подвергается гонениям и преследованиям со стороны органов НКВД УССР: его заносят в реестр «враждебных», порочат в выступлениях официальных критиков, среди которых, к величайшему сожалению, оказались и отдельные писатели. Когда задумываешься над мотивами таких выступлений, где истина была изнасилована ложью, вспоминаешь сентенцию историка Дмитрия Дорошенко, который в связи с репрессиями против украинских патриотов после поражения И. Мазепы и появлением вместе с тем среди украинцев прислужников царизма писал: «Но мало чем лучше были чужестранцев и некоторые украинцы, которые выплыли на поверхность в эти грустные времена. Во времена страшного террора с одной стороны и испуга и упадка духа — с другой, конечно, весьма легко ширится среди гражданства и упадок морали. Люди, непереборчивые в принципах в достижении карьеры, разные авантюристы поднимают в такие времена голову и на общем несчастье строят свое счастье». Нужно помнить всегда об этом, ведь человек создан, чтобы думать!

8 декабря 1934 года, когда опальный писатель находился в Заньковском доме творчества под Харьковом, он, как «особенно вредный элемент», был арестован. Попал под карательный пресс, по его делу начинается следствие. По абсурдному обвинению в том, что он «является участником контрреволюционной террористической организации, цель которой — организация террора против руководителей партии». В. Пидмогильный мужественно и достойно выдержал следствие и сам процесс. Во время допросов Валерьян Петрович решительно отбрасывал выдвинутые против него обвинения в принадлежности к мифическому «контрреволюционному подполью». Как свидетельствуют достоверные печатные источники, по этому поводу он даже написал следователю официальное заявление, в котором отмечал: «Принимая во внимание, что, по Вашему заявлению, материалов по моему делу достаточно для передачи меня в суд... я даю такое суммарное признание:

1. Никогда ни к какой террористической организации я не принадлежал и не принадлежу.

2. Никогда никакой террористической деятельности я не проводил.

3 О существовании подобных организаций, об их деятельности или о деятельности лиц, связанных с ними, я никогда ничего не знал, иначе как из выступлений представителей советской власти и партии в прессе и на публичных собраниях.

3. Всякие признания других лиц и обвинение меня в принадлежности к террористической организации и в террористической деятельности я решительно отбрасываю как лживые и клеветнические».

Суд Военной коллегии Верховного Суда СССР, который 7—28 марта 1935 года на закрытом заседании, без свидетелей и защитников, рассматривал дело В. Пидмогильного №0024, осудил украинского писателя на 10 лет заключения. А спустя какое-то время, уже на Соловках, куда он прибыл 9 июня 1935 года, по постановлению «тройки» — к расстрелу. Приговор, как уже выше отмечалось, приведен в исполнение 3 ноября 1937 года.

Наверное, не я один, когда читал в газете «День» волнующие до глубины души публикации Николая Хриенко «Курс — на Соловецкие острова» и «Ночь среди могил в Сандармохе» о жестоких методах пыток, уничтожения и убийства людей, представив жуткую картину последнего их пути на Голгофу, сказал: «Боже! За что же их так?».

А и правда: «За что?». Печально, но земной путь В. Пидмогильного, который имел право на европейское признание, завершился двумя страшными бумажками — олицетворением приговоров, сфальсифицированных относительно писателя, как и многих его побратимов — жертв репрессий 30-х годов. Реабилитирован посмертно 4 августа 1956 года решением военной коллегии Верховного Суда СССР в виду отсутствия в его действиях состава преступления.

Украинскому обществу еще предстоит достойно оценить национальное и культурное значение литературного творчества Валерьяна Пидмогильного. Во времена, когда Украина стала независимой, она особенно должна гордиться тем, что и в часы неволи, возникновения и существования в СССР тоталитарной системы не давали остановиться развитию украинской литературы такие сподвижники, как В. Пидмогильный, которые изображали действительность в своих художественных произведениях без макияжа и украшений, из-за чего этой системой они были уничтожены. По признанию объективных литературоведов, «до недавнего времени над ним тяготела далекая от истины вульгарно-социологическая оценка, и исследователям его творчества — В. Мельнику, Р. Мовчан, В. Шевчуку — пришлось приложить немало усилий, чтобы вернуть читателю и доброе имя изъятого из литературного процесса писателя, и его произведения». Созданного Валерьяном Пидмогильным забвение поглотить не может. Как преданный сын своего народа и искусный мастер художественного слова, всю свою недолгую жизнь и весь талант он посвятил украинству, обогащению его культуры, литературы. Поэтому возвращение Пидмогильного сегодня кажется мне актом наивысшей справедливости и укрепляет убеждение, что есть все-таки правда на земле и каждому, в конце концов, воздастся «за дела его».

Творчеством этого мастера точной реалистической прозы могла бы гордиться любая национальная литература. В Украине только начинают серьезно изучать художественное достояние писателя, который в наследство собственному народу оставил свои многочисленные литературные произведения. Во всяком случае, это необходимо делать. Уверен, он еще даст работу многим исследователям. На основании глубокого анализа его творчества литературный критик Михаил Доленго пришел к выводу: «Валерьян Пидмогильный дает классически яркие образцы совсем другого эмоционального тона творчества — тона, типичного не для буржуазной и не для трудовой группы, а специфически свойственного интеллигенции как межклассовой группе...». Что ж, интеллектуальный прозаик успешно продолжил традиции Михаила Коцюбинского, Леси Украинки, Владимира Винниченко, которые считали необходимым писать книжки для интеллигенции. Одним словом, писатель нашел в украинской литературе свой индивидуальный художественный мир. Потомкам необходимо должным образом оценить сделанное им, ведь талант — редкость и его нужно оберегать.

Свет душе твоей, Валерьян Петрович. Слава — твоему имени...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать