60-я годовщина
Сегодня Украина в шестидесятый раз отмечает день нападения фашистской Германии на страну, к которой мы уже не принадлежим. Отмечает по тому самому сценарию, ритуалу, который квалифицировано и во всех деталях разработала когда-то безупречная пропагандистская машина Советского союза. Прежде всего, «отдаем должное ветеранам» — в форме, преимущественно, словесных потоков уважения, благодарностей и нагрудных украшений. Вместо приличных пенсий, квартир, медицинского обслуживания, которых ветераны не дождались от прошлой власти, не дождутся, наверное, и от нынешней. С каждым годом общество выказывает все меньше настоящего внимания, уважения, понимания к этим людям. А время идет; еще несколько лет и уже некого будет награждать, не у кого просить прощения — поколение искалеченных мучеников навсегда сойдет со сцены.
В советский сценарий празднования обязательно входили бесконечные гимны гениальным военачальникам Отечественной войны. Генералиссимусу Сталину и, после его смерти, другим командующим и маршалам. Традиция свято сохраняется в Украине. Вопреки всем историческим исследованиям и статистике военных лет; вопреки тому, что советский «военный гений» держался исключительно на неограниченных запасах «пушечного мяса», что жизнь солдата оценивалась ниже всякого другого военного ресурса. Известно, например, что командиры различных подразделений за оружие, пушки, другую технику отвечали своими жизнями. Один ресурс был исключением — личный состав, люди. «Стоять до последнего! Мы за ценой не постоим!», — твердят известные лозунги. Неудивительно, что в той войне Советский Союз потерял в несколько раз больше людей, чем все другие вместе взятые воюющие страны, включая Германию. А мы все возлагаем венки к гранитным или медным фигурам в генеральских френчах!
Советская власть оставила нам немало фальшивых формул, к разработке которых были привлечены весьма талантливые люди; сегодня их подхватили наши журналисты и политики — стоит только послушать радио, выступления некоторых депутатов, ТВ. Ни одна годовщина не обходится без трогательного «Ничто не забыто, никто не забыт!», которыми любят украшать свои выступления украинские власть имущие. Выражение никогда не было правдой, тем более теперь, когда активная часть нашего общества состоит из людей, родившихся после войны. Им и забывать нечего. С каждым годом лозунг о незабытых становится все более фальшивым, а для ветеранов — все более кощунственным. Ибо необходима не поэтическая память, а постоянная и адекватная государственная финансовая поддержка.
То же самое с другими популярными формулами, скажем, «Они, участники войны, защитили нас от фашизма!» Люди, пришедшие в мир позже, не желают обременять себя признательностью — это была не их война, воевала другая страна, за другие ценности. Отечественная война для них — просто факт из школьной истории. Когда провозглашается упомянутая формула, молодежь и люди среднего возраста только пожимают плечами (оплакивает ли кто-то из нас жертвы Первой мировой войны?)
Важной ошибкой аморфной официальной украинской идеологии можно считать также склонность, по советской привычке, к идеализации войны 1941—1945 годов. Этому служат воспоминания ветеранов (уже немного затуманенные временем) в СМИ, а главное — добрые старые трогательные советские фильмы, созданные совсем не для того, чтобы реально изображать войну. Что, однако, не помешало им стать на ТВ обязательным элементом празднования этих дней. Не нужно доказывать, что идеализация войны — любой войны — большой грех отпущения преступлений человекоубийства. Война — это смерть, горе, кровь, ужас, жестокость, уничтожение всего человеческого в человеке. Именно так и только так надо ее описывать, если мы не хотим, чтобы произошла следующая война. А не говорить с пафосом о героизме, самопожертвовании, или о том, как красивая молодая девушка-снайпер, сидя на дереве, каждый день убивала 25 немцев. Такая у нее была норма.
В деле демилитаризации общественной идеологии большая роль принадлежит церкви, всем христианским церквам. К сожалению, наше духовенство, вместо того, чтобы воспитывать свою паству в духе пацифизма, занимается совсем другими делами — освящает своим присутствием советские ритуалы, с готовностью кропит святой водой орудия убийства или новые казармы, служит молебны перед памятниками бездарных генералов. Как будто забывая о Заповеди «Не убий!». Незаметен также взнос христианского духовенства в весьма актуальное дело примирения украинцев, стоявших по разные стороны окопов в той гражданской войне, которая несколько лет уничтожала людей в Западной Украине. Сколько времени прошло, а ненависть все живет и все разделяет украинцев, включая пастырей, на два лагеря.
Одно утешает — нашему духовенству еще не приходилось благословлять внутреннюю войну в своей стране, как это сделала Московская патриархия, сохраняя, по византийскому обычаю, симфонию власти и церкви. При любых условиях и любой ценой.