Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Белорусские мученики

02 февраля, 19:00

Всем украинцам более-менее известна трагическая история украинских греко-католиков, которые на протяжении нескольких веков отвоевывали право исповедовать свою веру, а тем самым — свою аутентичность и свой национальный выбор. И хотя идея уничтожения этой церкви все еще маячит на боевых знаменах некоторых православных церквей, сегодня греко-католики защищаются в Украине Конституцией, практикуют нормальную церковную жизнь, имеют развитую систему приходов, семинарии, институты, монастыри, а также пользуются уважением всех нормальных людей. Сейчас это вторая по численности церковь в стране. И ничего угрожающего или катастрофического для верующих других конфессий из этого не следует.

Иначе сложилась судьба Белорусской греко-католической церкви (БГКЦ), которая образовалась в 1596 году на том самом Брестском соборе, на котором с Римским апостольским престолом объединились тогда не только украинцы, но и белорусы Речи Посполитой. На протяжении следующих двух веков большинство христиан Белоруссии — 85% сельского населения страны — стало греко-католиками. За это время БГКЦ сформировала церковный обряд, который, оставаясь византийским, перенял некоторые латинские обычаи, выработала свое иконописное искусство и архитектуру, церковное пение, сакральное облачение духовенства. В пастырской деятельности церкви широко употреблялся белорусский язык.

Все резко изменилось после разделения Польши во времена Екатерины II, когда ,значительная часть Белоруссии была присоединена к Российской империи, — немедленно начались репрессии и насильническое возвращение белорусов к православию; в то время было ликвидировано более 800 приходов. Дело Екатерины II завершил ее внук царь Николай I. В 1839 году в Полоцке состоялся так называемый «Собор униатской церкви», где зачитали подготовленный царскими чиновниками акт о «добровольном» присоединении «униатов» к Русской православной церкви. (Наподобие именно того «собора» проведен советский собор в 1946 году, ликвидировавший Украинскую греко-католическую церковь). Тогда же император Николай I издал указ о «принятии всех униатов в лоно православия». Речь шла о 2.5 тысячах священников и 1.5 миллиона верующих. Начались протесты; сотни непокорных священников и верующих попали в тюрьмы, в Сибирь.

Так длилось до Первой мировой войны, когда Западная Белоруссия вошла в состав Польши и была возобновлена униатская белорусская церковь. После 1939 года «униаты» опять оказались вне закона. Репрессии НКВД и немецких оккупантов фактически ликвидировали БГКЦ — на территории Белоруссии не осталось ни одного униатского прихода. Веру сохранили белорусы в эмиграции (Лондон, Париж, Лувен, Чикаго), для которых Римская кафедра назначила епископа Чеслава Сиповича. Это был первый греко-католический епископ после разгрома церкви Николаем I.

80-ые годы считаются периодом возрождения в белорусском обществе, особенно среди интеллигенции, интереса к восточному католицизму. Тему БГКЦ начали обсуждать СМИ, возникла Группа молодежного белорусского движения, начавшая возрождение Униатской церкви. В 1990 году вышел журнал «Уния», и тогда же была основан первый приход, несмотря на сопротивление КГБ БССР. Но времена менялись, и в 1990 году в Минске совершили первую за много лет греко-католическую литургию на белорусском языке. Эта торжественная служба состоялась в католической церкви на кладбище — ни одного униатского храма в столице Белоруссии не осталось.. Тогда же в Минске и других городах основано несколько приходов; важным событием было введение белорусского языка в литургию. Знаменательно, что возрожденная белорусская церковь первую помощь получила от украинских греко-католиков — УГКЦ приняла в свою юрисдикцию как первые приходы, так и первых священников Белоруссии. Общество независимой Белоруссии поддержало идею возрождения Белорусской греко- католической церкви — согласно опросу 1992 года, эту идею поддержали сотни тысяч людей, среди них немало интеллигенции. Но дело нужно было начинать чуть ли не с ноля — не хватало (не хватает и сейчас) священников, храмовых зданий и соответствующих церковных инфраструктур.

Особым событием в жизни БГКЦ было празднование 400 – летия Брестской унии в 1996 году, проходившее в Могилеве, на которое прибыли гости из других стран, в частности префект конгрегации Восточных церквей Ватикана кардинал Сильвестрини и архиепископ Перемышля УГКЦ Иван Мартиняк. Еще одним светлым моментом стал приезд папы Ивана Павла II в Украину (2001), на встречу с которым из Белоруссии прибыла одна из крупнейших заграничных делегаций (200 человек). Национальные белорусские знамена вызвали изумление и поддержку в Украине — из толпы паломников были слышны возгласы «Трымайцеся!» и «Мы з вамы!».

Будничная жизнь церкви остается, но трудная и неуверенная. Строить храмы власть запрещает, богослужение проводится или в немногочисленных часовнях или в католических храмах; не хватает священников — семинарии нет, а приглашать духовных лиц из-за границы запрещено. Основной преградой к восстановлению церкви является позиция правительства Белоруссии в частности, Комитета по делам религии при Совете министров Республики Беларусь, политика которого направлена только на поддержку стратегии Белорусской православной церкви Московского патриархата. Тут используются все возможные методы; например, обвинение БГКЦ в том, что она является «агентом Белорусского Народного фронта». Греко-католические священники действительно поддерживали различные формы национального и культурного возрождения Белоруссии, но их целью всегда и в первую очередь был духовный подъем нации.

Сегодня БГКЦ насчитывает 30 приходов и приблизительно 10 тыс. верующих. Можно предполагать, что усилия, направленные на уничтожение церкви, достигают своей цели. А на что можно надеяться, когда этой разрушаемой веками церкви противостоит крепкий союз Русской православной церкви и промосковского правительства Белоруссии?

Этот грустный сюжет может быть предостережением — если украинцы вовремя не опомнятся, с их церквями может произойти — и за достаточно короткое время — что-то подобное.

В материале использованы данные из издания «Мученический путь БГКЦ» Сергея Абламейка

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать