Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Он был великим мастером

Из творческого наследия Михаила Дмитренко
07 июня, 19:38
М. ДМИТРЕНКО В СВОЕЙ МАСТЕРСКОЙ. ДЕТРОЙТ. 1989 ГОД

Украинский художник-монументалист, график, историк искусства Михаил Дмитренко (1908—1997) принадлежит к тому поколению отечественных художников, которые в силу сложных жизненных обстоятельств и невосприятия тогдашней идеологии, вынуждены были навсегда покинуть родной край, обретя вторую родину за океаном. Но это дало возможность М. Дмитренко сполна реализовать в свободном обществе свой мощный талант, который опирался на крепкий национальный фундамент и тем самым сделать заметный вклад в украинское искусство ХХ века. К сожалению, в Украине о М. Дмитренко знают очень немногие, за исключением небольшого круга специалистов.

Он родился 9 ноября 1908 года, в славном казацком городе Лохвица, что на Полтавщине, являющегося родиной еще двух выдающихся украинских художников — скульптора Г. Пивоварова (1908—1942), хормейстера Н. Городовенко (1885—1964).

Талант к рисованию у Михаила проявился очень рано. Его заметили и преподаватели реального училища, в котором он учился, профессиональные лохвицкие маляры В. Журавлев и Ф. Артамонов. Они помогли юноше овладеть основами рисунка, живописи и композиции, а также в выборе дальнейшего творческого пути.

Еще до учебы в училище, маленький Михаил рассматривал дома эскизы одного художника, занимавшегося реставрацией настенной живописи в соборе Рождества Богородицы и питался в доме Дмитренко. Михаил не раз бывал в соборе и пристально всматривался в его иконопись, в величественный иконостас, изготовленный по заказу П. Калнышевского (1690—1803) известным сницарем С. Шалматовым (1720—1789), делал здесь зарисовки. Деревянный собор, основателем которого был также последний кошевой атаман Запорожской Сечи, от удара молнии сгорел летом 1797 года, но уникальный барокковый иконостас чудом удалось тогда спасти и он украшал новое, мурованное здание храма до начала 30-х годов ХХ столетия, пока его, как и остаток лохвицких церквей — Николаевскую, Покровскую, Преображенскую, Иоанно-Предтеченскую, не уничтожили местные воинственные атеисты.

Богатая творческая среда Лохвицы начала ХХ столетия, образовавшаяся здесь из уникальных памятников сакральной культуры, произвела благотворное влияние на будущего мастера монументальной живописи, на формирование его национального сознания и эстетических вкусов. А после этого у него появилась одна цель — связать свою жизнь с кистью и красками. Трудолюбие, выносливость и настойчивость помогли ему осуществить задуманное.

Юноша отправился в Киев. Его приютил бывший его учитель В. Журавлев, который на то время жил здесь. Два года Михаил учился в художественно-индустриальной школе, где ему пришлось больше работать с лопатой и пилой, чем сидеть за мольбертом. В 1926 году, выдержав большой конкурс (из более, чем 500 абитуриентов, необходимо было принять только 60), Михаил Дмитренко поступил в Киевский художественный институт. Наконец, осуществилась мечта, к которой он настойчиво стремился.

В те годы в институте преподавала плеяда выдающихся украинских художников — братья Василий и Федор Кричевские, М. Бойчук, М. Бурачек, К. Елева и другие. Талант Дмитренко развивался и укреплялся под руководством и влиянием Федора Кричевского (1879—1947), направившего своих учеников на освоение ими национальных традиций в искусстве, на творческое их обогащение. Студенческая молодежь тех лет увлекалась новаторскими поисками в искусстве, еще не будучи скованной регламентированными указаниями партийной власти. Все это произойдет позже.

А в те годы жадно изучали творческое наследие княжьей эпохи в Украине, на которую имела большое влияние христианская культура Византии, впитывали гуманистические идеалы Ренессанса и его воплощение в памятниках казацкого барокко. Поражал богатый красавец Киев, которого еще не коснулась разрушительная демоническая сила воинственных атеистов. Только на таком крепком фундаменте национальной духовности можно было, по словам М. Дмитренко, тогда взращивать сильную, здоровую национальную культуру.

После окончания института (1930) М. Дмитренко работал некоторое время на Донбассе, в Киевском театре рабочей молодежи, а впоследствии Ф. Кричевский пригласил его стать доцентом кафедры рисунка на архитектурном факультете. Работая в институте, М. Дмитренко участвовал в выставках художников Украины, которые устраивались в Киеве, Харькове, Одессе и в других городах. Он выставлялся с графическими и малярными произведениями, и заявил о себе как зрелый мастер, овладевший различными жанрами изобразительного искусства.

Это уже были годы, когда художников вынуждали творить в соответствии с установками партии, руководствуясь методами так называемого социалистического реализма, направлявшего все творческие силы, в основном, в агитационно-пропагандистское русло. В 1939 году М. Дмитренко назначают во Львов для создания местной организации Союза советских художников Украины. Мастера Галичины отнеслись к нему с уважением, зная о таланте и трудолюбии Дмитренко, а впоследствии, почувствовав его искренний патриотизм и переживания за судьбу национальной культуры.

Вторая мировая война застала М. Дмитренко во Львове. В первый год немецкой оккупации города национальная творческая жизнь в нем не затухала. Стремясь объединить национальные творческие силы, М. Дмитренко становится одним из организаторов Союза украинских изобразительных художников. В это время было устроено несколько ее художественных выставок. Самой представительной стала выставка художников всех регионов Галичины 1942 года, посвященная 25-летию основания Украинской Академии искусств в Киеве. М. Дмитренко представил на ней свои женские портреты, над которыми всегда любил трудиться, жанровые полотна. В этих работах он показал себя талантливым мастером, который, развивая лучшие традиции национальной живописи, обогатил ее новыми высокохудожественными произведениями. По поручению митрополита Андрея Шептицкого, М. Дмитренко осуществил роспись церкви в Городке Ягайлонском, который находится неподалеку от Львова.

Перед отступлением гитлеровцев из Львова М. Дмитренко вместе с несколькими галицкими художниками с большими трудностями добрался до Германии, где пришлось переезжать из города в город, жить в лагерях для перемещенных лиц. После окончания войны вместе с С. Гординским и другими украинскими мастерами кисти он активно налаживал здесь украинскую художественную жизнь, организовывал художественные выставки в Мюнхене, в Регенсбурге, в других городах Германии, участвовал в выпусках журнала «Украинское искусство», который, хотя и вышел всего в нескольких экземплярах, стал тогда одним из самых лучших национальных изданий на Западе.

С открытием иммиграции за океаном, М. Дмитренко переезжает в Канаду, а впоследствии навсегда поселяется в Детройте (США). Здесь он занимался, в основном, украшением по собственным проектам и эскизам в различных техниках (фреска, мозаика, витраж, живопись) католических и православных храмов в Канаде (Торонто), в США (Детройт, Бетферд, Миннеаполис, Нью-Йорк и др.) В культовых сооружениях им были созданы величественные и неповторимые монументальные композиции, которые и нынче вызывают изумление и восторг от непревзойденного искусства большого мастера, которым был М. Дмитренко. Его титанический труд, требовавший немалых духовных и физических усилий, можно было сравнить с работами мастеров эпохи Возрождения.

В главной часовне знаменитого города Люрд (Франция), в алтаре Украины десятки тысяч паломников любуются прекрасной запрестольной иконой «Богородица с ребенком» (1976), написанной М. Дмитренко. Кстати, эту и другие иконы для люрдской часовни М. Дмитренко выполнил золотыми красками, чтобы, как он сказал, не посрамить земли украинской и славного имени Украины. Эта икона настраивает души людей на молитвенное настроение и напоминает миру о тысячелетней христианской Украине.

Величественная икона кисти М. Дмитренко «Св. Ольга, княгиня Руси-Украины» (1969) находится в музее Института св. Климентия в Риме.

В основу своей живописно- декоративной манеры М. Дмитренко ставил высокие образцы византийского искусства времен императора Юстиниана (V— VI ст.) и традиции древнего украинского искусства, высоко мастерски интерпретируя их в новом историческом пространстве, исходя из современных эстетических требований. Его произведения занимают важное место и в американском искусстве последних десятилетий прошлого века.

В 1954 году по инициативе М. Дмитренко в Торонто была организована первая большая выставка украинских художников Америки и Канады, привлекшая внимание широкой общественности и ставшая своеобразным смотром творческих сил диаспоры. С тех пор такие выставки в Детройте, в Нью-Йорке, в Торонто и в других городах стали проводиться регулярно. Они помогали талантливой украинской молодежи реализовать свои творческие возможности, принимать активное участие в творческом процессе на американском континенте.

Только далеко от Украины М. Дмитренко мог состояться как художник-монументалист сакрального искусства. В коммунистический период на его Родине на многие десятилетия противоестественно было приостановлено его развитие, а впоследствии, утрачен огромный пласт культуры. Это не могло не отразиться на духовном состоянии общества, ведь искусственно, а, как знаем, и репрессивными методами, тормозился сакральный архитектурно-изобразительный процесс, развивавшийся в Украине непрерывно от эпохи Киевской Руси до начала ХХ века.

Своим многогранным и неутомимым творчеством Михаил Дмитренко обогатил национальное искусство произведениями и памятниками высокой стоимости, которыми всегда будут любоваться современники на различных континентах, увлекаясь его неповторимым талантом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать