Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Человек, изменивший украинскую историю

Победные битвы Петра Сагайдачного
20 января, 19:59
ПЕТРО КОНАШЕВИЧ-САГАЙДАЧНЫЙ. ПОРТРЕТ ХVІІ в. / ФОТО С САЙТА TOPSECRETZ.NET

Сейчас на прилавках наших книжных магазинов несложно найти разнообразную русскоязычную историческую попсу типа «100 величайших полководцев», «100 человек, изменивших историю» и тому подобное. Однако в этих книгах вы не найдете описания деяний Петра Конашевича-Сагайдачного. Хотя именно его, вероятно, стоит считать одним из лучших украинских полководцев, выигравших не одну битву. В конечном счете, именно Сагайдачный длительное время в исторической памяти простых украинцев был одной из первостепенных фигур. Об этом, например, говорил Н.Гоголь. Однако в ХІХ — ХХ вв., благодаря историкам, а еще больше — политикам, произошло смещение акцентов в осмыслении украинского прошлого. И Сагайдачный вынужден был «уступить» некоторым казацким вожакам. Почему — это уже отдельный разговор.

И все же именно Сагайдачный является одной из самых ярких и значимых фигур нашей истории раннемодерного периода. Его деятельность имела огромное влияние и на политическую, и на военную, и на религиозную и культурную ситуацию в Украине первой четверти ХVII века. Благодаря ему, была фактически выиграна одна из величайших битв тогдашней Европы — битва под Хотином 1621 года.

Но прежде чем говорить о ней, стоит сказать несколько слов о самом Сагайдачном и попробовать понять логику его деяний. Мы точно не знаем, где и когда он родился. Относительно места рождения — имеются более-менее достоверные указаниями. В известных «Віршах на жалісний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного» (1622 г.) Касияна Саковича говорится, что герой этого произведения вырос в Перемышлянских краях, в Пидгирье. Хронист ХVII в. Й. Ерлич характеризует его как «шляхтича из-под Самбора». Украинский писатель А. Чайковский (1857—1935) на основе изучения шляхетских родов на Самборщине пришел к выводу, что местом рождения Сагайдачного должно было бы быть село Кульчицы. Сейчас это мнение достаточно распространено. А жители Кульчиц считают, что именно в их селе родился Сагайдачный и всячески почитают этого героя.

Что касается даты рождения, то тут сложнее. Упоминавшийся А. Чайковский допускал, будто бы герой Хотина родился где-то около 1570 года и умер в возрасте 52 лет. Однако нам кажется, писатель «накинул» Сагайдачному лишний десяток лет. Есть определенные свидетельства, что наш герой появился на Запорожье в первые годы ХVII в. Как правило, туда шли в молодом возрасте, а не в возрасте 30 лет. В то время такой возраст считался почтенным.

Есть еще один момент, который дает основания отнести дату рождения Сагайдачного к началу 80-х гг. ХVI в. В упоминавшихся «Віршах на жалісний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного» речь идет о том, что их герой после «літ дітинських» «шол потом до Острога для наук уцтивих, коториї там квітли». Из этих слов, по крайней мере, можно понять, что прибыл он в Острог, собственно говоря, в Острожскую академию, не в детском, а в отроческом или даже юношеском возрасте. Известно, что упоминавшаяся академия переживала свой период расцвета в середине 90-х гг. ХVI в., что было связано с обострением антиуниатской полемики. Там тогда интенсивно функционировала типография, сформировался мощный кружок антиуниатских полемистов.

Следовательно, Сагайдачный мог прибыть в Острог в возрасте 10—15 лет где-то в середине 90-х гг. ХVI в. Почему прибыл именно сюда на учебу — можем лишь гадать. Логичнее ему, казалось бы, было податься в школу Львовского братства. Хотя в целом учеба галичан в Острожской академии была распространенным явлением.

Острожский период в жизни Сагайдачного сыграл важную роль. Ведь здесь наш герой имел возможность познакомится с лучшими достижениями тогдашней украинской культуры, осознать в ней значение православной религиозности, образования, а также меценатства в их пользу. «Острожский след» не раз давал знать о себе в деяниях Сагайдачного. В определенном смысле, в его лице мы можем увидеть продолжателя традиций князя В.-К. Острожского — и в плане политическом, и в плане культурном.

Некоторые авторы утверждают, будто бы Сагайдачный принимал участие в антиуниатской полемике, даже написал произведение «Пояснення про унію». К сожалению, это один из исторических мифов, которые не такие уж и редкие гости в научной литературе. Основанием для этого мифа стал произвольный перевод Д. Бантыш-Каменским фрагмента письма, написанного Л. Сапигой из Варшавы к И. Кунцевичу 12 марта 1622 г. Однако нет сомнения, что Сагайдачный принадлежал к ревностным сторонникам православия и противникам унии, в чем он подражал князю В.-К. Острожскому. Я. Собеский, описавший Хотинскую битву и отметивший значительную роль в ней гетмана Сагайдачного, все-таки написал о нем: «Обряд и религию греческую окружил он культом необычайно горячим, более чем суеверным, и для тех, кто перешел в лоно римской церкви, был он врагом очень рьяным и ожесточенным».

Вероятно, Сагайдачный имел все возможности делать традиционную шляхетскую карьеру. Значительная часть выпускников Острожской академии, к которым он принадлежал, становилась «слугами» (то ли светскими, то ли церковными) в огромных владениях князя В.-К. Острожского. В. Антонович (правда, не ссылаясь ни на какой конкретный источник) утверждал, будто бы Сагайдачный служил у киевского судьи Аксака. В целом, это кажется вполне достоверным. Вспомним, что В.-К. Острожский был киевским воеводой и немало воспитанников Острожской академии оказалось в Киеве и на территории Киевщины. Тот же В. Антонович утверждает, что у Аксака, у которого служил Сагайдачный, произошла какая-то семейная драма. Мол, это стало причиной побега Сагайдачного из Киева на Запорожье, поскольку он к ней имел причастность.

На Запорожье Сагайдачный попробовал реализовать себя как воин и полководец. Украинские казаки неоднократно избирали его своим вожаком. Именно во время, когда гетманом был Сагайдачный, они осуществили ряд успешных походов по Черному морю, нападая на прибрежные города Османской империи. Так, в 1610 г. казаки напали на турецкие владения поблизости Варны, в 1614 г. осуществили морской поход к Анатолии и штурмовали крепость Синоп, в 1616 г. напали на Кафу (Феодосию), Трапезунд, Самсун, а также на околицы Варны и Констанцы, в 1620 г. опять побеспокоили Варну, а в 1621 г. — Синоп. Такую антитурецкую деятельность Сагайдачного вполне можно рассматривать как продолжение антитурецких и антитатарских походов Семерия (Северина) Налывайко, которые осуществлялись по тайной санкции В.-К. Острожского.

Исследователи, опираясь на тогдашние документы, доказывают, что казацкие морские походы во времена Сагайдачного заметно повлияли на политику, экономику и ежедневную жизнь в бассейне Черного моря.

Вероятно, именно с этими походами связано появление одной песни, которая распространилась в народе. В ней есть такие слова:
«А в неділю пораненьку
Зібралися громадоньки
До козацької порадоньки,
Стали ради додавати:
Відкіль Варни доставати —
Ой чи з поля, чи з моря,
Чи з тої річки-невелички?»

А. Чайковский высказывал такие соображения относительно этого произведения: «В этой песне нет упоминания о Сагайдачном, как принимавшем участие в том походе, но, кажется, что автором песни не был надднепрянец, потому что говор ее не надднепрянский, а скорее галицкий, и то из околиц Старого Самбора, потому что такой говор можно там еще сегодня услышать. Может, ее автором был сам Петро Конашевич, и потому о себе ничего не вспоминает».

В контексте антитурецкой и антитатарской политики стоит осмысливать и походы Сагайдачного на территорию Молдовы и Волощины в 1612—1613 гг.

Важным моментом в военной биографии полководца стал поход на Москву в 1618 г. Вероятно, именно этот «неудобный» факт побуждал русских, а затем советских историков замалчивать деяния Сагайдачного, отводить эту фигуру на «задний план» истории. Не будем сейчас углубляться в детали польско-русской войны 1617—1618 гг. В то время Московия переживала не лучшие времена. Практически еще не окончилось «смутное время». Продолжалась борьба за московский престол. Король Речи Посполитой Сигизмунд ІІІ надеялась с помощью военной силы посадить на него своего сына Владислава. Королевич со своим войском приближался к Москве. Однако сил ему не хватало. На помощь Владиславу с 20-тысячным казацким войском отправился Сагайдачный. Он рейдом прошел через Сиверщину, Елец, Шацк, Коломну и другие русские города, захватив их. А под Москвой соединился с Владиславом.

Объединенные войска должны были осуществить ночной штурм Москвы. Однако он оказался неудачным. Сохранились «благочестивые легенды», перекочевывающие из одного издания в другое, о том, что казацкий гетман, услышав перезвон колоколов православных церквей, отказался штурмовать «единоверную» Москву. В действительности все было намного прозаичнее. В среде польского командования возникли определенные недоразумения относительно штурма. А затем от него вообще отказались, поскольку истекал годовой срок, данный сеймом, на войну с Московией. Стоит учитывать, что, в отличие от «тоталитарной» Московии, в Речи Посполитой главные государственные дела решались «демократическим путем». И, соответственно, решение сейма значило больше, чем воля короля.

Речь Посполитая заключила с Московией перемирие. Королевич Владислав отказался от своих претензий на московский престол. Однако, со своей стороны, Московия уступала Речи Посполитой Черниговщину и Сиверщину.

Наши историки не очень обращают внимание на московский поход Сагайдачного и не осмысливают его значение для Украины. Наверно, сознательно или бессознательно срабатывает боязнь перед «старшим братом». Ведь, во-первых, именно рейд Сагайдачного закрепил победу Речи Посполитой в этой войне. К ней отошли земли (Черниговщина и Сиверщина), которые в перспективе стали украинскими. Если бы этого не произошло, данные территории имели бы все шансы стать русскими, как это произошло, например, с белорусской Смоленщиной. Во-вторых, московский поход Сагайдачного сформировал у королевича Владислава хорошее отношение к украинским казакам. По крайней мере, став королем, он пошел им на уступки, в частности, в 1632 г. легализовал православную иерархию Украины и Беларуси. Собственно говоря, окончил то, что начал Сагайдачный.

Но самой большой победой Сагайдачного стала все-таки Хотинская битва. Ее предыстория такова. В 1618 г. на турецкий престол взошел Осман ІІ, сразу начавший готовиться к войне с Речью Посполитой. Он надеялся, что, разгромив это государство, утвердит свое влияние в Европе. 1620 г. стал трагическим для Речи Посполитой: многотысячное турецко-татарское войско наголову разгромило польскую армию во главе с коронным гетманом Станиславом Жолкевским на Цецорских полях в Молдове. После этого Осман ІІ начал подготовку похода в глубину Польши. Король Речи Посполитой Сигизмунд ІІІ лихорадочно искал помощи у европейских монархов. Однако это были напрасные надежды. Силой, которая реально могла бы помочь Речи Посполитой, были украинские казаки.

Этой ситуацией по-своему воспользовался Сагайдачный. Он и казаки немало сделали для защиты православной церкви. С этой целью в 1615 г. они основали Киевское братство, которое стало одним из центров православного движения. На то время в Украине и Беларуси почти не осталось православных иерархов, а на их кафедры пришли униаты. Еще одно-два десятилетия и православную церковь здесь полностью заменила бы униатская. Сагайдачный решился на возобновление православной иерархии. Это произошло таким образом. Воспользовавшись тем, что из Москвы через Украину ехал иерусалимский патриарх Феофана (Теофан), он заставил его рукоположить епископов для православной Киевской митрополии. Это происходило тайно в конце 1620 — в начале 1621 гг. Интересно отметить, что рукоположенные епископы, как правило, были связаны с Острожской академией и Острожским культурным центром. Это — И. Борецкий, И. Борискович, И. Копинский, И. Курцевич, М. Смотрицкий. Однако такое рукоположение, не санкционированное властью, трактовалось как преступление. Поэтому все упомянутые иерархи находились под защитой Сагайдачного. После поражения под Цецорой, когда Речь Посполитая особенно нуждалась в казацком воинстве, их никто не осмелился трогать.

Вопрос признания православной иерархии стал предметом своеобразных торгов между Сагайдачным и королем Сигизмундом ІІІ. Не будем сейчас рассматривать тонкости политической игры, которую вели две стороны. Это отдельная тема. Сагайдачный, судя по всему, получил некоторые обещания. А казацкая рада, которая состоялась в урочище Суха Диброва на Киевщине в июне 1621 г., постановила объединиться с польско-литовским войском для борьбы против бусурман. Местом сбора определили город Могилев на Днестре. Оттуда казаки должны были отправиться в Хотин. Под этой крепостью как с одной, так и с другой стороны собралось огромное войско. Турецко-татарская армия, возглавляемая самим султаном Османом ІІ, составляла около 150 тысяч человек. Ей противостояло польско-литовское войско (свыше 50 тысяч человек), возглавляемое королевичем Владиславом и коронным гетманом Яном-Каролем Ходкевичем. К нему присоединилось казацкое войско, которое вынуждено было прорываться, ведя бои с турками и татарами. В целом, казаков было немного больше 40 тысяч. Как видим, заметное преимущество было на турецкой стороне.

М. Грушевский, характеризуя казацкую армию под Хотином, писал следующее: «В сумме казацкое войско, принявшее участие в кампании, было таким же большим, как и польское и ничуть не хуже его — хуже вооружено, но не хуже дисциплинировано, и намного лучше вышколено в войне с татарами и турками...»

Сам гетман Сагайдачный еще до начала битвы в столкновении с турецким отрядом был ранен в руку. И все же продолжал руководить казаками. Благодаря его военному искусству казацкое войско одержало не одну победу.

Битва под Хотином началась 2 сентября 1621 г. наступлением главных турецких сил по всему фронту. При этом основной удар пришелся на казацкую армию. Казаки понесли определенные потери. Однако на следующий день попробовали взять реванш, заставив противника отступить. Своеобразным триумфом казацкого войска стал бой 4 сентября. Его так описывает очевидец этих событий армянин Ованес Каменаци: «...неверные турки подошли с пушками и целый день непрерывно большими силами атаковали казаков. Но ближе к ночи казаки выступили из лагеря и напали на турок, и те, не сумев противостоять, отступили и начали убегать. Казаки ринулись за ними, уничтожая, и так преследовали их до самого турецкого лагеря, и побили много неверных, и взяли много добычи. Но вскоре наступила ночь, и поляки не смогли дать казакам подкрепления. Несмотря на это, казаки отбили у турок семь пушек... из-за чего турецкий султан со своими пашами находился в большой скорби».

Сагайдачный использовал традиционную казацкую тактику ночных атак. Таковые были осуществлены ночью с 6 на 7, с 16 на 17, с 19 на 20, с 22 на 23 сентября. В последней из них принимали участие около 3 тыс. казаков, убившие несколько сотен турок, захватили много оружия и ценностей. В целом, Хотинская битва приобрела позиционный характер и длилась более месяца. За это время умер коронный гетман Я.-К. Ходкевич. Произошло это 24 сентября. Турки решили воспользоваться смертью полководца. 28 сентября султан Осман ІІ приказал дать генеральный бой. И все же туркам не удалось прорвать оборону. Зато казацкие войска перешли в контратаку, в результате чего противник отступил по всему фронту. В конечном итоге Осман ІІ, видя бесперспективность последующих военных действий, согласился заключить договор с Речью Посполитой и отказался от дальнейшего завоевания Украины и Польши.

Некоторые современники даже говорили, что без казаков армия Речи Посполитой не могла бы сдержать турок и татар, и буквально за несколько дней польско-литовские войска потерпели бы поражение. Показательно, что королевич Владислав, который формально командовал войсками Речи Посполитой под Хотином, высоко оценил роль Сагайдачного в битве. Он специально подарил ему золотой меч с брильянтами и надписью: «Конашевичу — победителю Османа под Хотином».

Как оценивать Хотинскую битву, ее результаты? У М. Грушевского мы встречаем такие рассуждения: «И ведомые железной рукой Сагайдачного, казаки... сделали из истории Хотинской кампании историю несравненных подвигов отваги и самоотречения в пользу и честь государства-мачехи, которая наполнила удивлением и признанием очевидцев — поляков, а нас, потомков сих героев, наполняет смешанными чувствами гордости, сожаления и стыда за сии рабские геройства в интересах врага-пана, непримиримо враждебного режима, каждая услуга которому, в конечном счете, как оказывалось, была преступлением перед собственными национальными интересами».

Конечно, в этих рассуждениях есть определенная доля истины. Да, казаки в данном случае послужили государству, которое для них было мачехой. Однако это служение не стоит определять как «преступление перед собственными национальными интересами». В конечном счете, говорить о современных нациях в тогдашней Европе и соответствующих «национальных интересах» весьма проблематично. Хотинская битва была важной для цивилизационного выбора Украины и других земель Восточной и частично Центральной Европы. Собственно говоря, решалось, или эти земли останутся в лоне «европейской христианской цивилизации», которая находилась на подъеме, или станут периферией мусульманского мира, который клонился к упадку. Сагайдачный, несмотря на многочисленные «против», сделал выбор в интересах Европы. И если Украина имеет еще какие-то черты европейскости, то в этом есть (и немалая!) заслуга Сагайдачного.

Находясь на вершине славы, Сагайдачный так и не воспользовался результатами Хотинской победы. Будучи раненым в битве, он болел. И умер 20 апреля 1622 года. Однако и после смерти он прислужился «украинскому делу». О нем были написаны уже упоминавшиеся «Вірші на жалісний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного», которые считаются жемчужиной украинской поэзии того периода.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать