Перейти к основному содержанию

Чтобы Украина не была порабощенной

Идея национального и социального освобождения и отечественные социалисты конца ХІХ века
21 августа, 15:58
ТАК ВЫГЛЯДЕЛА ОБЛОЖКА ТРЕТЬЕГО ИЗДАНИЯ ЗНАМЕНИТОГО ТРУДА ЮЛИАНА БАЧИНСКОГО «УКРАИНА IRRIDENTA». ЭТА КНИГА ОКАЗАЛА ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ НА РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ УКРАИНЦЕВ

Слова «социализм» и «социалист» в результате специфической деятельности определенных политиков и политических сил стали в сегодняшней Украине едва ли не ругательством. И не без основания — они ассоциируются с целым рядом деятелей определенного сорта — от Иосифа Сталина до Александра Мороза. А во второй половине ХІХ века все было иначе. Социалисты тогда были искренними борцами за справедливость и демократию. Даже больше: украинские социалисты не страдали комплексом «особого пути развития», как, скажем, достаточно большое число российских социалистов с их апологетикой общины и «мужика-коллективиста». Напротив, украинские социалисты предлагали европейской социалистической мысли идеи (М. Драгоманов, С. Подолинский, И. Франко), которые тем или иным образом влияли на развитие международного рабочего и социал-демократического движения. И с самого начала они стремились соединить в своей деятельности интересы социального и национального освобождения.

♦ Развитие социалистического движения в подроссийской Украине происходило быстрее, чем на других поприщах Российской империи (за исключением Польши). Скажем, идеи Маркса, по его собственному свидетельству, в научной и публицистической среде Российской империи первым начал отстаивать активный громадовец Николай Зибер. «Еще в 1871 году господин Н. Зибер, профессор политической экономии в Киевском университете, в своей работе «Теория ценности и капитала Д. Рикардо» показал, что моя теория ценности денег и капитала в ее основных чертах является необходимым дальнейшим развитием учения Смита — Рикардо, — писал Маркс. — При чтении этой ценной книги западноевропейского читателя особенно поражает последовательное проведение раз принятого сугубо теоретического взгляда». Но Н. Зибер был не только теоретиком, но и практиком: вместе с М. Драгомановым, А. Кистяковским и другими активными громадовцами после фактического запрещения Валуевским циркуляром в 1863 году украинской культурнической деятельности он начинает украинскую кооперацию, которая включала разного рода кооперативные организации, которые сам Маркс видел как «переходные формы от капиталистического способа производства к ассоциированному...». По состоянию на 1870 год в украинских губерниях при активном участии громадовцев действовала треть от имеющихся в Российской империи кооперативов. Сторонники громадовского, либерально-демократического социализма, несмотря на определенное влияние на них идей Маркса, не придерживались радикальных политических взглядов, считая целесообразным решать социальные и национальные вопросы путем внедрения конституционализма, избирательного права и широкой производственной и потребительской кооперации. В этом они существенно отличались от идеологов российского «артельного», «общинного» социализма, отрицавших прогрессивный характер развития рыночных отношений и внедрения парламентаризма.

♦ Идейным лидером этого направления стал Михаил Драгоманов. Для украинцев, согласно Драгоманову, центром общественной жизни традиционно была община. Поэтому надо стремиться к возобновлению ее роли в жизни украинского народа. Любое централизованное государство — будь то Российская империя, или предлагаемая Марксом диктатура пролетариата — для Драгоманова представляло беспрекословное зло. Идеалом же Драгоманов считал состояние «безначальства» — системы добровольных ассоциаций гармонично развитых лиц с ограниченными до минимума функциями принуждения со стороны самой ассоциации. Поэтому украинство, по Драгоманову, должно было вести борьбу за политические реформы, демократию, федеральный уклад государств, в которых в то время жили украинцы, — Российской империи и Австро-Венгрии. Драгоманов считал самостийнические лозунги вредными, а максимумом для украинцев — культурную и территориальную автономию. В этой автономии они должны были мирно строить социализм, у которого должна была быть «украинская одежда».

Близкими к громадовцам, но более радикальными в политическом смысле были украинские народники и народовольцы. В конце 1870-х — начале 1880-х в программных документах организации «Народная воля», в исполкоме которой главную роль играли украинцы, содержались положения не только о ликвидации самодержавия и переходе к парламентской форме правления, но и о трансформации империи в конфедеративный Общерусский союз с правом обретения независимости тех наций, которые этого хотят. Эта версия социализма опиралась на признание парламентаризма, местного самоуправления, свободы слова и печати, свободы вероисповедания, свободы национального самоопределения. На судебном процессе после убийства императора Александра ІІ фактический лидер «Народной воли», бывший «молодогромадовец» Андрей Желябов отмечал: «Мы — державники, не анархисты... Мы признаем, что правительство всегда будет, что государственность неминуемо должна существовать, поскольку будут существовать общие интересы. Мы стоим за принцип федерального уклада государства... Что касается буржуазии, я не разделяю ту враждебную непримиримость, которая часто проявляется в наших рядах. Представители промышленных классов не чужие нам, когда речь идет об осуществлении у нас гарантий для развития свобод, прав личности, образования. Они, как и мы, нуждаются в падении самодержавия, правосудии, веротерпимости, знаниях, праве формировать бюджет и контролировать и развивать внутренний рынок». Как видим, речь идет не о ранней версии тоталитарного социализма, как у некоторых российских народников, а о европейском «демократическом социализме».

♦ Тесно связаны с деятельностью украинских народников и народовольцев были и первые на землях Российской империи рабочие организации, возникшие в Одессе (1875 год) и Киеве (1880 год). Первая из них объединяла около 250 рабочих (украинцев, россиян, молдаван, поляков, евреев) и имела название «Южнорусский союз рабочих». «Союз» публиковал и распространял нелегальную социалистическую литературу, а также запрещенные революционно-демократические стихотворения Т. Шевченко и Н. Некрасова. Руководили «Союзом» Евгений Заславский — выходец из мелкой шляхты — и рабочий Федор Кравченко. Просуществовал этот нелегальный «Союз» меньше года. Нелегальной была и другая рабочая организация — «Южнорусский рабочий союз», который охватил своим влиянием почти тысячу рабочих завода «Арсенал» и Главных железнодорожных мастерских. «Союз» имел свою нелегальную типографию. Организаторами этого «Союза» были Елизавета Ковальская и Николай Щедрин. «Южнорусский рабочий союз» вел агитацию не только на русском, но украинском языке и имел репутацию организации «украинофильской». Организация охватывала своей деятельностью не только Киев и соседние с ним местечки, но и Кременчуг, Одессу, Ростов. После полугодового существования руководители «Союза» были арестованы полицией, а типография разгромлена. Среди «второй волны» руководителей «Союза», вскоре тоже арестованной, была убежденная украинофилка София Богомолец.

♦ В рядах громадовцев начинал свою деятельность и Сергей Подолинский, который в середине 1870 годов задекларировал создание Украинской социал-демократической партии. Как реальная организация эта партия так и не появилась, оставшись на уровне подпольных кружков единомышленников, но эмблематичной здесь является попытка выделения украинской социал-демократии из всероссийского политического движения и попытка сделать это еще до образования соответствующих идейно-политических групп на собственно российской почве. Анализируя процессы происхождения украинской социал-демократии, Подолинский писал: «...Если отношения между украинофилами и радикалами великорусами (под русскими радикалами здесь имеются в виду революционеры-социалисты. — С.Г.) бывают или, лучше сказать, бывали очень натянутыми, то почти единственная причина была — непризнание со стороны великорусов украинского народа особенным народом, непризнание, находившее иногда свое прямое выражение, иногда же опосредствованное, напр., хождение в малороссийский народ без знания его языка...». И дальше: «Вопрос о национальностях украинофилами решался так же, как и западными социалистами, то есть что национальность представляет собой очень удобное группирование для экономического самоуправления теперь и, вероятно, будет представлять до тех пор, пока будут отличия в языке и другие национальные особенности. Этим, конечно, никак не приуменьшается значение всемирной федерации во всех тех сторонах общественной жизни, которые охватывают общечеловеческие интересы».

С небольшим опозданием в середине 1870-х годов начинается развитие социалистического движения и в украинских кругах Галичины. Как отмечает историк Ярослав Грицак, «под воздействием Михаила Драгоманова молодые украинские политические деятели Иван Франко, Михаил Павлик, Остап Терлецкий и др. обращаются к социализму. Так в украинском лагере возникает еще одно так называемое радикальное течение. Его появление на политической арене знаменовало первый львовский судебный процесс против украинских социалистов (Ивана Франко и его товарищей) в 1877—1878 гг. Украинские радикалы издавали журналы «Громадський друг», «Дзвін», «Молот» (1878), «Світ» (1881—1882), вели пропагандистскую работу среди украинских крестьян и рабочих». Галицкие украинцы-радикалы, несмотря на свою небольшую численность, сыграли большую роль в изменении идеологических основ и организационных форм национального движения, в его модернизации и переводе на новейшие «европейские рельсы». Они выступали постоянными возмутителями спокойствия в консервативно-традиционном галицком обществе и заставляли определяться и действовать по-новому представителей других идеологических течений. А подготовленная при участии молодого Ивана Франко «Программа галицких социалистов» (1881 год) рядом тезисов напоминала значительно более позднюю Брюнскую (1898 год) программу австрийской социал-демократии, следовательно, идейно опередила ее.

В целом после разгрома народовольцев и репрессий против уцелевших громадовцев (первая половина 1880-х) в развитии социалистического движения на территории Надднепрянщины наступает определенная пауза. Михаил Драгоманов, находясь в эмиграции, все больше склоняется к либерализму. Украинские социалисты в это время фактически действуют только на Галичине. Не случайно именно там возникает первая настоящая, то есть структурированная и действенная, политическая партия украинских социалистов — русьско-украинская радикальная партия (1890 год), тогда как в это время на Надднепрянщине наивысшей организационной формой деятельности социалистов становится сплоченная Иваном Стешенко «Группа украинских социал-демократов» (1896 год), которую поддерживали, в частности, Михаил Коцюбинский, Леся Украинка, Павел Тучапский (последний позже перешел к российским социал-демократам). Именно на Галичине разворачивается публичная полемика с Михаилом Драгомановым и критика его идей автономизма как таких, которые не учитывают стратегические украинские национальные интересы. Именно там в те годы дискутируется краеугольная проблема социалистического движения Украины — каким образом оптимально соединить социальное и национальное освобождение.

♦ Первым, кто в новейшей отечественной политической мысли поставил ребром вопрос о независимости Украины и обосновал потребность в этой независимости, был галицкий социалист Юлиан Бачинский. Надлежащей оценки его идеи, как кажется, еще полностью не получили, — и это несмотря на то, что за последние 20 лет о нем начали писать разные издания и была переиздана его основная книга Ukraina Irredenta («Украина порабощенная»), в которой на основании анализа социально-экономического развития Европы и Галичины, в частности и Надднепрянщины, была четко очерчена и проанализирована объективная потребность создания Украинского самостоятельного соборного государства.

Но прежде чем говорить об идеях Бачинского, несколько слов о его жизненном пути. Родился он в 1870 году; был одним из основателей Радикальной партии (1890), потом — Украинской социал-демократической партии (1899). В 1895 году опубликовал книгу Ukraina Irredenta. Несколько лет жил в США и Канаде. В 1918—1919 гг. был членом Украинского Национального Совета — парламента ЗУНР. В 1919 году — представитель УНР в Вашингтоне. Дальше на эмиграции в Германии. Принимал участие в деятельности украинского социалистического движения. В 1932 году переехал в Советский Союз, жил в Киеве, работал в редакции «Украинской Советской Энциклопедии». В 1934 году арестован и приговорен к десяти годам заключения в лагерях ГУЛАГа, где и умер в 1940 году.

♦ Кажется, такой жизненный путь и политические установки, связанные, с одной стороны, с последовательным отстаиванием идеи украинской независимости, с другой стороны, не менее последовательным расположением к социалистической идеологии, к марксизму в его европейском виде, и обусловили то, что в ситуации 1930 годов Бачинский стал «чужим среди своих» среди всех ведущих политических кругов. Однако — и здесь стоит согласиться с тем, что пишет львовский исследователь Игорь Бегей, — и сегодня концепция Бачинского составляет не только исторический, но и в известной степени практический интерес.

Первый тезис, который обосновывает автор книги Ukraina Irredenta, — это то, что социально-экономическое развитие как Галичины, так и Надднепрянщины происходит чрезвычайно замедленно, в деформированном виде, с большим отставанием от ведущих европейских государств, что влечет обнищание и страдание крестьянства и пролетариата. Главная причина этого — то место, которое объективно занимают украинские земли в империях Габсбургов и Романовых. Речь идет о фактическом колониальном статусе со всеми его последствиями, в том числе — массовой эмиграцией представителей трудовых классов в поисках лучшей доли, что, в свою очередь, с каждым годом все больше делает невозможным в будущем нормальное экономическое развитие Украины, поскольку она теряет свои лучшие трудовые ресурсы.

♦ Второй тезис книги заключается в том, что в Европе нормальное экономическое развитие происходило через создание национальных государств, в которых буржуазия получала лучшие условия для развития своего дела, поскольку собственное государство обеспечивало «своей» буржуазии все нужные ей меры протекции. Буржуазия должна быть экономически заинтересованной в государственности своей нации, поскольку это обеспечило бы ей более сильную позицию на мировом рынке. Бачинский отмечает: «Буржуазия, национальная идея и национальное государство — это влияние экономической эволюции, ребенок капиталистической продукции». Этот вывод исследователь иллюстрирует примерами из истории формирования буржуазных государств в Испании, США, Франции, Германии, Италии и т. д. Он доказывает, что уровень национально-государственнического сознания того или иного народа зависит от уровня его экономического развития.

♦ Третий тезис, развернутый и обоснованная в книге Ukraina Irredenta, заключается в том, что ведущим слоем в обретении Украиной независимости должна стать национальная буржуазия. Ведь в конце ХІХ века украинская буржуазия не выдерживала конкуренции с австрийской и польской, в случае Австро-Венгрии, и российской и опять-таки польской, в случае Российской империи. Потенциально все украинские земли составляют экономическую целостность, утверждает Бачинский, а «единству экономическому должно отвечать единство политическое». Ради этого на Галичине украинские национальные движения надо перевести из культурнической в политическую плоскость, а на Надднепрянщине интеллигенция должна настойчиво работать над подъемом национального духа. «Несмотря на борьбу с русским абсолютизмом, потребность уже теперь начать той малой горстке сознательных уже Украинцев будить среди украинской общности в России, насколько это только возможно, и мысли о политической самостоятельности Украины». Не в последнюю очередь потому, что надвигается угроза «возможной в ближайшем времени общеевропейской войны», следствием которой станет распад и России, и Австро-Венгрии в результате революций (оцените прозорливость Бачинского!), — и к этому надо быть как можно лучше подготовленными.

Четвертый тезис книги таков: «Борьба за политическую самостоятельность Украины не относится исключительно к Украинцам-народу, а вообще ко всем, кто живет в Украине, будь то Автохтон-украинец или колонист: Великоросс, Поляк, Жид или Немец. Общий интерес «поукраинщит» их, заставит их всех стать украинскими «патриотами». Иначе говоря, речь о формировании модерного украинского национального сообщества на почве не разговоров о нем, а общих политических действий.

Наконец, в пятом тезисе Юлиана Бачинского говорится о том, что только путем обретения независимости трудящиеся массы Украины смогут получить себе богатую и свободную жизнь. Он обосновывает то, что «гнет и порабощение экономическое» более слабой нации со стороны нации более сильной, поработителя или откровенного колонизатора, влечет за собой притеснение национально-культурное и национально-политическое. Автор книги Ukraina Irredenta отмечал, что осуществление социалистических идеалов он считает возможным через предыдущее обретение политической самостоятельности украинского народа. При этом в будущем Украина может стать полноправным членом европейской или всемирной федерации свободных народов, но путь к такому объединению лежит только через обретение полной независимости.

♦ Этих установок Юлиан Бачинский продолжал придерживаться и позже, после начала Украинской революции 1917—1921 гг.; советская власть в Украине, по его мнению, должна была стать переходным этапом на пути построения Украинского государства, которое лучше всего обеспечит потребности национально «сознательного народа». А дальше уже возможен и социалистический союз всех европейских наций, однако для такого союза Украина должна созреть как полностью самостоятельный член содружества наций, а не как «раб Москвы». Разумеется, с такими взглядами Бачинский в СССР был обречен на уничтожение.

Конечно, определенные комплексы идей Ukraina Irredenta устарели. Но, кажется, актуальными, хотя и дискуссионными, остались установки относительно ведущей роли национальной буржуазии в творении суверенного Украинского государства, такой роли, которую, впрочем, сама эта буржуазия сыграть не в состоянии без постоянного давления со стороны интеллигенции, без постоянной просветительской работы и без привлечения, говоря современным политическим языком, структур всего гражданского общества. Так же и идея относительно стержня, вокруг которого должно происходить формирование и развитие модерной украинской нации. А еще вряд ли устарела мысль, что левые политические силы должны ставить на первое место независимость Украины. Эта установка нынешними левыми (или псевдолевым?) потеряна.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать