Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ДИНАМИЯ — ЦАРИЦА боспорской державы

07 сентября, 00:00

В 63 г. до н.э., царь Понта Митридат VI Евпатор, потерпевший поражение от римлян и преданный собственным сыном, в Пантикапее (современный г. Керчь) покончил с собой. Римская администрация передала власть над Боспорским царством его сыну Фарнаку. Именно дочерью Фарнака и была Динамия, родившаяся в 65 г. до н.э.

Несмотря на то, что внешне Фарнак проводил проримскую политику, он не расставался с мыслью восстановить державу своего отца, которая, помимо Крыма, включала в свой состав значительные территории в Малой Азии и на Кавказе. Нужен был лишь подходящий момент, чтобы начать борьбу с Римом. В конце 50-х годов I в. до н.э. империя переживала трудные времена. Распад триумвирата и начало гражданских войн породили у Фарнака иллюзии относительно возможности победы над Римом. Когда вражда между Помпеем и Цезарем перешла в открытое вооруженное противостояние, он начал действовать, опираясь на собственные силы. В январе 48 г. до н.э. Фарнак, оставив на Боспоре наместником Асандра, который был выходцем из среды негреческого населения, через Колхиду двинулся в Малую Азию. Там он, несмотря на сопротивление ряда греческих городов, быстро присоединил к своей державе огромные территории и, казалось, был близок к своей цели. Но эти планы были разрушены Цезарем, который форсированным маршем из Египта привел в Малую Азию свои испытанные в боях легионы. Здесь у городка Зеле и встретились армии противников. Фарнак пытался договориться с Цезарем и в ходе этих переговоров впервые была упомянута — Динамия. Фарнак предложил Цезарю взять ее в жены. Он хотел связать себя с могущественным римским диктатором родственными узами и заключить выгодный мир. Однако Цезарь отклонил это предложение и в кровопролитной битве 2 августа 47 г. до н.э., наголову разбил боспорцев. Именно после этой победы Цезарь отправил в римский Сенат свое знаменитое лаконичное сообщение: «Пришел, увидел, победил!»

Фарнак бежал в Синопу, а оттуда на корабле с небольшим отрядом всадников переправился на Боспор. Здесь он при помощи скифов и сарматов захватил Пантикапей и Феодосию, однако Асандр, который за время отсутствия Фарнака укрепил свою власть в Боспорском царстве, разгромил его и стал фактическим правителем государства. Однако он не был признан римлянами и Цезарь послал против него своего друга Митридата Пергамского, которому и было передано в управление Боспорское царство. Узурпатор не допустил на Боспор римского ставленника, который в 46 г. до н.э. погиб в борьбе с ним. Асандр принял официальный титул не царя, а архонта (высшая должность в греческих городах).

Несмотря на все старания Асандра, он не был официально утвержден римлянами на престоле. Поэтому, пытаясь придать своей власти законный характер, он женился на Динамии, законной наследнице престола и тем самым стал легитимным правителем. Женитьба на ней, в глазах современников, превращала Асандра из узурпатора в продолжателя традиций ахеменидско-понтийской династии. Это событие относится к 45—44 гг. до н.э., когда на Боспоре были выпущены в обращение первые золотые монеты от имени царя Асандра.

Динамия стала женой изменника и убийцы своего отца. С точки зрения сегодняшнего дня, это может показаться ненормальным. Но не следует забывать, что Динамия была человеком своего времени. Как внучка Митридата, она с детства воспитывалась в обычаях восточных деспотов, у которых корысть, деспотизм и интриги были тесно связаны друг с другом. Уже в молодости царица знала, что для достижения своих целей можно не брезговать никакими средствами, даже безнравственными. Оказавшись рано без поддержки отца, который погиб в борьбе с Асандром, Динамия столкнулась с прямой угрозой потерять наследственную власть и жизнь. Но она проявила поистине стратегическую мудрость зрелого политика. Этот союз до определенного времени был выгоден партнерам. Для Динамии он давал возможность сохранить трон за представителями династии Митридатидов.

В 42 г. до н.э. этот брак, скрепленный интригами и корыстью, был признан Марком Антонием — сложившееся положение создавало некий баланс внутриполитической стабильности Боспора, выгодный Риму. Он позволял надеяться на то, что боспорские правители будут проводить проримскую политику и не перейдут на сторону извечного врага римлян — Парфянской державы.

Трудно сказать, в какой мере Динамия влияла на характер внешне- и внутриполитического курса Асандра — источники по этому вопросу отсутствуют. Ясно только одно — Асандр был способным политиком и, заняв престол, проявил себя энергичным правителем. Гражданские войны в Риме не позволяли римской администрации активно вмешиваться в боспорские дела и, по сути дела, Асандр вплоть до битвы при Акции (31 г. до н.э.), когда единоличным правителем огромного Римского государства стал Октавиан- Август, проводил достаточно самостоятельную политику. По совету своего ближайшего сподвижника Випсания Агриппы Август решил изменить соотношение сил на Боспоре в пользу Динамии, тем более что Асандр многим был обязан злейшему врагу Августа — Марку Антонию, само упоминание имени которого вызывало у него приступы ярости.

В 22 — 20 гг. до н.э. Август вместе с Агриппой отправился на Восток, где занялся реорганизацией системы управления, в том числе вассальных и зависимых царств. Асандру он запретил выпуск золотых монет, а Динамии, напротив, разрешил чеканку золота от своего имени. Золотой статер 21— 20 гг. до н.э. был выпущен по летосчислению, которым пользовался ее дед и отец. Рим таким образом отказал в политической поддержке Асандру и сделал ставку на Динамию. При этом, судя по надписям, обнаруженным при раскопках на Боспоре, и царь Асандр, и его супруга — царица Динамия — пользовались в государстве одинаковыми правами в управлении царством. Но роль Динамии в 30 — 20 гг. до н.э. выросла.

Золотая чеканка монеты 17— 16 гг. до н.э. от имени Динамии без всякого намека на ее мужа — царя позволяет говорить, что в это время престарелый Асандр уже умер или же при активном содействии римлян передал престол Динамии, которая стала единоличной правительницей государства. Не исключено, что в этом какую- то роль сыграла женщина — жена Августа Ливия, которая, как хорошо известно, активно вмешивалась в государственные дела и протежировала женщин-правительниц. Трудно сказать, в чем именно проявилась роль Ливии, но то, что Динамия почтила императрицу специальной надписью, свидетельствует не только о проримской ориентации боспорской царицы, но и об определенных отношениях, которые между ними сложились.

Несколько позже на Боспоре появился некто Скрибоний, который выдавал себя за внука Митридата VI Евпатора, и, ссылаясь на распоряжение Августа, женился на Динамии. Он пошел по пути Асандра и, вступая в брак с законной царицей, пытался утвердиться на престоле. Випсаний Агриппа, узнав об этом, в 14 г. до н.э. послал против узурпатора царя Каппадокии Полемона I. До вооруженного противостояния дело не дошло — Скрибоний был убит восставшими боспорянами, которые его, несмотря на брак с Динамией, не признали своим царем. После этих событий, вероятно, по распоряжению Августа Динамия уже в третий раз стала женой нового боспорского царя Полемона. В течение 13—12 гг. до н.э. Полемон правил совместно с Динамией. Однако около 12 г. до н.э. он женился на Пифодориде, внучке римского триумвира Марка Антония, и имел от нее троих детей.

Сейчас трудно сказать, как сложилась дальнейшая судьба Динамии. Одни исследователи считают, что к этому времени ее уже не было в живых. Другие полагают, что она, брошенная мужем, удалилась в восточную часть царства, где возглавила борьбу со ставленником Рима, результатом чего и явилась смерть Полемона в 8 г. до н.э.. На базе имеющихся в настоящее время источников вряд ли эта проблема сейчас может быть решена окончательно. Но то, что жена Полемона — Пифодорида, как и Динамия, поставила в честь Ливии почетную надпись на монете, скорее всего, является важным косвенным свидетельством того, что ко времени заключения нового брака Полемона Динамия уже скончалась. По имеющимся данным Динамия родилась в 65 г. до н.э. и в 12 г. до н.э. ей должно было исполниться 53 года. Учитывая бурную, наполненную перипетиями жизнь царицы, нет ничего невероятного в том, что Динамия могла скончаться в указанном возрасте.

Однако со смертью Динамии ахеменидско-понтийская династия на Боспоре не прекратила свое существование. От почти 25-летнего брака Динамии и Асандра у них был сын Аспург, который обладал законным правом на престол как со стороны матери, так и со стороны отца, утвержденного царем Августом. В дальнейшем Аспург этим воспользовался и при поддержке римлян в 10—11 гг. н.э. стал боспорским царем. Он занимал престол до 37—38 гг. н.э.

Источники, имеющиеся в нашем распоряжении, рисуют Динамию, в первую очередь, как смелого, расчетливого и в какой-то степени циничного политика. Она не останавливалась ни перед чем, чтобы сохранить престол. О частной жизни царицы известно немного. Однако, несмотря на скупость источников, мы все же можем почти через двадцать веков представить облик этой женщины. В 1898 г. в Новороссийске вместе с всевозможными предметами был обнаружен небольшой бронзовый бюст женщины в островерхой (так называемой фригийской) шапочке. Ученые его относят ко времени Августа. Головной убор женщины был украшен звездами и цветами, а также обрамлен диадемной лентой. У нее восточные черты полного лица. Как и у жены Августа Ливии, простая прическа на пробор, но дополненная локонами, спадающими на плечи. Но в противоположность Ливии и другим женам римских императоров, она носила серьги. В результате сравнения этого портрета с изображениями на монетах, было установлено, что это царица Динамия. И сегодня мы можем пристально всмотреться в этот портрет и постараться понять женщину, которая на протяжении своей сравнительно длительной жизни испытала и радости обладания властью, и горечи потерь. Основной целью ее жизни было сохранение престола.

История Боспора многогранна. На протяжении его истории на престоле сменялись правители- мужчины, и только во второй половине I в. до н.э. в жизни этого государства исключительную роль сыграла царица Динамия, что может, видимо, рассматриваться как некое исключение из правила, так как в античном мире женщина очень редко самостоятельно управляла таким огромным и многонациональным государством, каким в то время было Боспорское царство.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать